Журналист несет ответственность за освещение событий в зоне конфликта
Нам с вами надо было бы собраться как минимум в Ставрополе, поближе к «горячей точке», чтобы услышать журналистов Ставрополья, Дагестана, их рассказы о том, как они работают в Чечне. Я бывал там дважды на таких семинарах. Один семинар мы проводили в разгар первой чеченской войны, привозили экспертов из Международной федерации журналистов для того, чтобы они поделились своим опытом. И второй семинар мы проводили год назад, делая упор на работу журналистов в зоне напряженных межнациональных отношений. На первом семинаре у нас были американские эксперты. Они поделились своим опытом, построенным на соблюдении Международного гуманитарного права, где закреплены все права и обязанности журналистов. Была, в частности, журналистка из «Нью-Йорк Тайме», которая до этого работала в зоне конфликта в Персидском заливе, освещала операцию «Буря в пустыне». И когда закончился наш семинар, она сказала, подводя итоги: «Конечно, это земля и небо - как работаем мы и как работаете вы». Сегодня в России ни одно положение Международного гуманитарного права практически неприменимо. Например, наши журналисты, отправляясь на войну, в зону конфликта, не имели страховки. Ни один западный журналист не поехал бы без страховки. То, что на этом семинаре страхуют всех журналистов - участников проекта, знаменует положительные перемены в общественном и профессиональном сознании.
Человечество всегда интересовалось вооруженными конфликтами, тем, что происходит на войне. И любое общество имеет право на информацию о положении дел в зоне конфликта, в «горячей точке». Нужно не забывать об ответственности журналиста за то, как он освещает события в зоне конфликта. Мы потом коснемся вопроса профессиональной этики, сейчас я говорю просто об ответственности. Нам надо иметь в виду, что конфликты, в которых в настоящее время участвует Россия, - не внешние, это не межгосударственные
вооруженные конфликты. Это «горячие точки» на территории самой России, связанные с обострением межнациональных отношений. Не будем сегодня говорить о том, что средства массовой информации во многом виноваты в обострении межнациональных отношений и в создании зоны напряженности. В прошлом году на семинаре в Ставрополе местные журналисты прямо сказали, что, к сожалению, как только группа журналистов из федеральных средств массовой информации побывает в Дагестане или на границе Дагестана с Чечней, на границе Ставропольского края с Чечней, так сразу же возникает напряженность в отношениях. В чем причина? При освещении журналистами межнациональных конфликтов должно действовать одно золотое правило - правило голого факта. Если вы не хотите создать очаг напряженности, и если вы в том числе не хотите подставить себя, свою жизнь под угрозу, вы должны сообщать факт без комментариев. Если у вас появилось желание прокомментировать факт, то вы обязательно должны выслушать и одну, и вторую стороны. Вы обязательно должны дать комментарий, взгляд на событие, на факт с двух сторон, ни в коем случае не ущемляя права ни одной из них. Это сегодня как никогда необходимо при освещении событий на Северном Кавказе.
Второй момент. Безусловно, надо иметь в виду, что в течение двадцатого столетия международное право, которое все время старалось обезопасить профессиональную деятельность журналистов, вначале, после Первой мировой войны, приравняло журналистов к военнопленным, следовательно, на них распространялись все права, которые действовали для военнопленных в момент задержания. Но для этого журналист должен был обязательно иметь при себе удостоверение личности, подтверждающее его профессиональную деятельность. В 1929 году Конвенция была подписана на Гаагской конференции, а в 1949 году было подтверждено положение о том, что на журналистов распространяются права военнопленных с одним послаблением: журналист не обязан иметь при себе документы, удостоверяющие то, что он журналист, но он обязательно должен быть аккредитован при одной из воинских частей и потом должен был доказать в процессе допроса или дознания свою принадлежность к журналистам. В 1977 году Организация Объединенных Наций приняла новую конвенцию, где журналистов приравняли к гражданским лицам. Это было сделано только с одной целью - для того, чтобы все права и обязанности, относящиеся к гражданским лицам, распространялись бы и на журналистов. Но эти права
Раздел 1
распространяются на журналиста до тех пор, пока он не принимает непосредственного участия в военных действиях. На одном из семинаров кто-то из журналистов встал и сказал: «Для того, чтобы я чувствовал себя в безопасности, я должен иметь при себе как минимум пистолет. Но лучше всего было бы, если бы нам, отправляющимся в зону боевых действий, в воинских частях одновременно с аккредитацией выдавали бы автоматы». Как только в руках журналиста оказывается оружие, он сразу же становится военным человеком, и Международное гуманитарное право, регламентирующее права гражданского населения, на него уже не распространяется. Поэтому ни в коем случае не требуйте, не просите и не подбирайте, если вы оказываетесь в зоне конфликта, оружие. Оно вам не поможет, а только навредит.
Какие правила действуют, и что следует иметь в виду, находясь в зоне вооруженного конфликта? Ограничение доступа к информации. Обязательно должно быть разрешение военных властей на посещение передовой или зоны боевых действий, зоны вооруженных столкновений. Здесь эти меры оправданы, потому что не вся информация должна быть доступна журналистам. Журналисты, представляющие электронные средства массовой информации, могут снять, сфотографировать, показать объекты, представляющие сведения, которые нежелательно знать противной стороне. Поэтому ратование за снятие жестких ограничений, с моей точки зрения, неоправданно. Потому что военные полностью отвечают за положение дел в зоне конфликта, они лучше разбираются в ситуации, они лучше и полнее могут дать информацию, чем журналист, самостоятельно собирающий эту информацию. Тем более, что за каждого аккредитованного журналиста, за его безопасность несет ответственность орган, при котором он аккредитован. И опять же, по Международному гуманитарному праву, журналист, который нарушает правила аккредитации, установленные правила работы в зоне конфликта, сам снимает ответственность за свою безопасность с военных, тех, кто его аккредитовал.
И последнее правило, которое надо знать. Если вы будете входить в чужой дом со своим уставом, то вы никогда не получите ни крова, ни приюта, не будете чувствовать себя в безопасности. И поэтому, если вы все-таки решились отправиться на вторую чеченскую войну, мне кажется, что время до своей командировки вы должны посвятить изучению традиций, быта и культуры кавказских народов.