Гражданин и государство. Тесты ЕГЭ – право.

1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пра­во­вым по­ло­же­ни­ем лич­но­сти в РФ и при­ве­ден­ны­ми кон­сти­ту­ци­он­ны­ми пра­ва­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

КОН­СТИ­ТУ­ЦИ­ОН­НЫЕ ПРАВА   ВИДЫ ПРА­ВО­ВО­ГО СТА­ТУ­СА
A) право на жизнь Б) право на уча­стие в управ­ле­нии де­ла­ми го­су­дар­ства B) право на за­щи­ту чести и доб­ро­го имени Г) право рав­но­го до­сту­па к го­су­дар­ствен­ной служ­бе Д) право иметь в част­ной соб­ствен­но­сти землю   1) Граж­да­нин РФ 2) Каж­дый че­ло­век, за­кон­но про­жи­ва­ю­щий в РФ

2. Джон, со­вер­шен­но­лет­ний дее­спо­соб­ный граж­да­нин го­су­дар­ства Z об­ра­тил­ся в пол­но­моч­ный орган го­су­дар­ства Z с за­яв­ле­ни­ем об от­ка­зе от граж­дан­ства, так как решил всту­пить в рос­сий­ское граж­дан­ство. При каких усло­ви­ях Джон может всту­пить в граж­дан­ство РФ в общем по­ряд­ке? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны эти усло­вия.

1) на­ли­чие сред­не­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния 2) вла­де­ние рус­ским язы­ком 3) на­ли­чие род­ствен­ни­ков в РФ
4) на­ли­чие соб­ствен­но­сти в РФ 5) на­ли­чие за­кон­но­го ис­точ­ни­ка средств к су­ще­ство­ва­нию 6) обя­за­тель­ство со­блю­дать Кон­сти­ту­цию РФ и за­ко­ны

3. Ум­бер­то, со­вер­шен­но­лет­ний дее­спо­соб­ный граж­да­нин го­су­дар­ства Z об­ра­тил­ся в пол­но­моч­ный орган го­су­дар­ства Z с за­яв­ле­ни­ем об от­ка­зе от граж­дан­ства го­су­дар­ства Z, так как решил стать граж­да­ни­ном Рос­сии. При каких усло­ви­ях Ум­бер­то может по­дать за­яв­ле­ние о приёме в граж­дан­ство РФ в общем по­ряд­ке? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны эти усло­вия.

1) на­ли­чие сред­не­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния

2) вла­де­ние рус­ским язы­ком

3) по­сто­ян­ное про­жи­ва­ние на тер­ри­то­рии РФ в те­че­ние 3 ме­ся­цев

4) на­ли­чие соб­ствен­но­сти в РФ

5) на­ли­чие за­кон­но­го ис­точ­ни­ка средств к су­ще­ство­ва­нию

6) на­ли­чие род­ствен­ных свя­зей в РФ

4. Фран­цу­жен­ка Р., тре­тий год про­жи­ва­ю­щая и ра­бо­та­ю­щая пе­ре­вод­чи­ком на тер­ри­то­рии Рос­сии, по­да­ла за­яв­ле­ние о приёме в граж­дан­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Од­на­ко ей было от­ка­за­но в этом. Что могло по­слу­жить при­чи­ной от­ка­за?

1) не имеет род­ствен­ни­ков на тер­ри­то­рии Рос­сии

2) не­пре­рыв­но про­жи­ва­ет в Рос­сии менее пяти лет

3) не со­сто­ит в браке с рос­си­я­ни­ном

4) имеет фран­цуз­ское граж­дан­ство

Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. <...> Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. <...> Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. <...> Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Это положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.

5. Что, по мнению автора, образует правовой статус гражданина? Какое положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм?

6. Автор пе­ре­чис­ля­ет про­цес­су­аль­ные права граждан. На­зо­ви­те три про­цес­су­аль­ных права.

7. Автор утверждает, что «государство за­креп­ля­ет права лич­но­сти не произвольно, оно юри­ди­че­ски оформляет есте­ствен­ные права человека, а также набор прав, для осу­ществ­ле­ния которых сфор­ми­ро­ва­лись социально-политические предпосылки, вы­те­ка­ю­щие из ре­аль­ных общественных отношений». Опи­ра­ясь на текст, зна­ние обществоведческого курса и знания, по­лу­чен­ные из дру­гих общественных дисциплин, на­зо­ви­те три социально-политические предпосылки, не­об­хо­ди­мые для юри­ди­че­ско­го оформления есте­ствен­ных прав человека.

8. Автор утверждает, что об­ще­ство и го­су­дар­ство за­ин­те­ре­со­ва­ны в ак­тив­но­сти индивида, которая «является важ­ным усло­ви­ем раз­ви­тия де­мо­кра­ти­че­ско­го общества». Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса и свой жиз­нен­ный опыт, при­ве­ди­те три аргумента, под­твер­жда­ю­щих право­ту автора.

9. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «граж­дан­ство»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию об ос­но­ва­ни­ях при­об­ре­те­ния граж­дан­ства, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее любой из прин­ци­пов рос­сий­ско­го граж­дан­ства.

10. На­зо­ви­те любые три прин­ци­па граж­дан­ства РФ и рас­крой­те сущ­ность каж­до­го из них.

11. В семье граж­дан­ки РФ и граж­да­ни­на Фран­ции, про­жи­ва­ю­щих на тер­ри­то­рии РФ, ро­дил­ся сын. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, объ­яс­ни­те, как может быть решён во­прос о граж­дан­стве сына. При­ве­ди­те три воз­мож­ных спо­со­ба ре­ше­ния этого во­про­са.

12. Выберите одно из пред­ло­жен­ных ниже высказываний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив разные ас­пек­ты поставленной ав­то­ром проблемы (затронутой темы); сфор­му­ли­руй­те своё от­но­ше­ние к позиции, за­ня­той автором; обос­нуй­те это отношение.

Правоведение: «Чем развитее, зре­лее и глуб­же правосознание, тем со­вер­шен­нее право» (И. Л. Ильин).

Правоведение: «Закон не знает со­слов­ных пре­ступ­ле­ний, не знает раз­ли­чий по кругу лиц, в среде коих со­вер­ша­ет­ся его на­ру­ше­ние. Он ко всем равно строг и равно ми­ло­стив». (А. Ф. Кони)

Наши рекомендации