Источники (формы) права. Тесты ЕГЭ - право

1. В России к подзаконным актам относят

1) кодексы

2) законы субъектов РФ

3) постановления Правительства РФ

4) Конституцию РФ

2. В системе источников современного российского права приоритет имеют

1) указы Президента РФ

2) постановления Правительства РФ

3) правовые прецеденты

4) законы РФ

3. Что относится к источникам права?

1) газетная статья о военной службе

2) мемуары известного военачальника

3) обращение в Комитет солдатских матерей

4) приказ министра обороны

4. Верны ли следующие суждения об источниках права?

А. Все нормы права, содержащиеся в Конституции РФ, детализируются и развиваются в законах и подзаконных актах.

Б. Подзаконные акты, входящие в систему законодательства, имеет право издавать только Президент РФ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Ниже приведен перечень терминов, все они, за исключением одного, относятся к понятию «источники права». Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.

Судебная практика, правовые обычаи, прецеденты, нормативные акты, санкции.

6. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Правовой статус; 2) конституция страны; 3) правовой обычай; 4) постановления правительства; 5) закон; 6) политическое участие.

7. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт ис­точ­ник (форма) права
су­деб­ный пре­це­дент есте­ствен­ное право
пра­во­вой обы­чай  

8. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ви­да­ми ис­точ­ни­ков права и при­ве­ден­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ   ВИДЫ ИС­ТОЧ­НИ­КОВ ПРАВА  
A) при­ни­ма­ет­ся пар­ла­мен­том стра­ны Б) яв­ля­ет­ся су­деб­ным ре­ше­ни­ем по кон­крет­но­му делу, ко­то­ро­му при­да­ет­ся об­ще­обя­за­тель­ное зна­че­ние B) ре­гу­ли­ру­ет наи­бо­лее зна­чи­мые об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния Г) со­зда­ет­ся фак­ти­че­ски самим судом Д) яв­ля­ет­ся ча­стью иерар­хи­че­ской си­сте­мы   1) юри­ди­че­ский пре­це­дент 2) закон как вид нор­ма­тив­но-пра­во­во­го акта
         

9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий.

1) публичное право

2) финансовое право

3) административное право

4) уголовное право

5) конституционное право

Часть С.

Законы призваны утвердить, сделать незыблемыми на нынешнее время и на будущее определенные порядки, принципы, нормы и в этом отношении быть регулятором, стабилизирующей силой в обществе. И если подобного консерватизма в обществе нет, то мир обречен на гибель. А вот при торжестве юстиции, а значит, права и правосудия мир как раз не погибнет. Для того чтобы выполнять функции регулятора, стабилизирующей силы, законы обладают рядом особенностей. Важнейшие среди них три. Три, назовем их так, «кита».

Первый «кит» – нормативность. Это слово означает, что законы устанавливают нормы – общие правила, обязательные для каждого, одинаковые для всех. Показательно, что в древнегреческой философии слово «dico» одновременно означало и норму, и изначальные, повторяющиеся начала мироздания, его кругооборот. Любопытно, что и древнерусское «кон», от которого произошло слово «закон», означало и общее правило, и закономерности – первоосновы жизни людей. Это нужно для того, чтобы не было разнобоя и не приходилось каждый раз заново решать, что делать в повторяющихся случаях жизни. /…/ Тут есть и некий демократический потенциал, момент справедливости: не разнобой и привилегии, а общие правила, одинаковы для всех! /…/

Второй «кит» – строгая определенность, четкая фиксированность содержания законов в письменных документах (которые так и называются – «законы» или «указы», «постановления» и т.д.). Достойно внимания, как тесно переплелись два явления культуры – законы и письменность.

И, наконец, третий «кит» – государственная обеспеченность и отсюда – высокая надежность юридических норм, закрепленных законом. Законы позволяют, по словам знаменитого философа Иммануила Канта, определять «для всех, что им по праву должно быть дозволено или не дозволено». Закон, благодаря государственной обеспеченности является значительной силой в обществе, создает иллюзию, что при помощи закона возможно достичь любой цели, добиться всего и вся в обществе. И этим грешат не только реакционные режимы, но и люди, преследующие утопические, несбыточные задачи. /…/ Так появляются мертвые, неработающие законы, происходит дискредитация, обесценивание права в глазах людей.

(С.С. Алексеев)

10. Приведите названные автором три особенности закона.

11. Какое условие, по мнению автора, способствует высокой надежности юридических норм, закрепленных законом? Приведите два примера, раскрывающих смысл названного автором условия.

12. Автор утверждает, что законы являются стабилизирующей силой в обществе. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые три фактора, позволяющие закону быть стабилизирующей силой в обществе, и каждый из них поясните.

13. Автор пишет о том, что государственная обеспеченность «создает иллюзию, что при помощи закона возможно достичь любой цели, добиться всего и вся в обществе». Опираясь на знания обществоведческого курса, привлекая исторические примеры и личный социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих это суждение.

Прочитайте текст и выполните задания С1—С4

[Существует следующее понимание сущности права]: право — это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.

В этом случае открывается простор для... произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному... Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять — «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права... их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм...

14. Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.

15. Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.

16. Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите три других источника права.

17. Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любые три других функции права в обществе.

18. Ис­точ­ни­ком (фор­мой) права на­зы­ва­ют спо­соб офи­ци­аль­но­го за­креп­ле­ния норм права. Ука­жи­те любые три ис­точ­ни­ка (формы) права и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый из них.

19. Выберите одно из пред­ло­жен­ных ниже высказываний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив разные ас­пек­ты поставленной ав­то­ром проблемы (затронутой темы); сфор­му­ли­руй­те своё от­но­ше­ние к позиции, за­ня­той автором; обос­нуй­те это отношение.

Правоведение: «Когда мно­жат­ся за­ко­ны и указы, рас­тут раз­бои и грабежи» (Лао-Цзы)

Правоведение: «Законодатель дол­жен мыслить, как философ, а говорить, как крестьянин» (Г. Еллинек).

Правоведение. «Закон — это союз просвещённости и силы: вторую в подобный союз привносит народ, первую — правительство». (А. Ривароль)

Наши рекомендации