Тема 11. Контроль и оценка деятельности надзорных органов
МЧС России
Порядок проведения проверки и оценки состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок проведения проверки и оценки деятельности территориальных органов МЧС России по осуществлению возложенных на них задач в области гражданской обороны, защиты территории и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.
Организация и проведение проверки надзорно - профилактической деятельности надзорных органов МЧС России. Критерии (показатели) оценки деятельности надзорных органов МЧС России.
Основные направления повышения эффективности деятельности надзорных органов МЧС России.
Совершенствование форм и методов проведения мероприятий по контролю в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Организация взаимодействия с социальными службами и органами государственной власти. Совершенствование правоприменительной деятельности. Использование автоматизированных информационно-справочных систем в деятельности надзорных органов МЧС России. Подготовка кадров и материально-техническое обеспечение. Усиление роли обучения и пропаганды в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
Семинарское занятие. Контроль и оценка деятельности надзорных органов МЧС России
Самостоятельная работа. Анализ состояния оперативной обстановки с пожарами в АТО. Исследование оперативно-служебной деятельности органа ГПН. Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности органа ГПН АТО.
Рекомендуемая литература:
основная [2].
дополнительная [1].
нормативные правовые акты [13, 14, 15].
Методические рекомендации
В целях организации и осуществления надзорных и контрольных функций за разработкой и реализацией мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Российской Федерации приказом МЧС России от 3 марта 2005 г. № 125утверждена «Инструкция по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Инструкцией установлен порядок проверки и оценки состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), созданных федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для осуществления полномочий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасностии безопасности людей на водных объектах,
Главной целью проверки является контроль соблюдения действующих нормативных актов, выполнения требований к состоянию работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, выполнения мероприятий по подготовке к защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, состояния готовности органов управления, сил и средств РСЧС к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Оценка состояния работы по обеспечению пожарной безопасности, состояния готовности органов управления, сил и средств РСЧС к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций проводится в ходе комплексныхи специальных проверокдеятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по осуществлению полномочий и обязанностей в области обеспечения пожарной безопасности, возложенных на них федеральным законодательством.
Проверка проводится комплексно по всем вопросам (или большинству из них), практические действия проверяются в ходе отработки вопросов на тактико-специальных учениях, командно-штабных тренировках.
Для организации проведения проверки разрабатывается программа.
Программа проведения проверки подписывается председателем комиссии, утверждается соответствующим руководителем, и не позднее 30 дней до начала работы комиссии, доводится до привлекаемых к проверке органов управления и организаций.
При разработке программы проверки по необходимости могут быть учтены предложения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и организации по отдельным вопросам программы.
В целях подготовки к проверке члены комиссии обязаны изучить программу проверки, имеющиеся отчетные и другие материалы о структуре и деятельности проверяемой функциональной и территориальной подсистем (звеньев территориальной подсистемы, объектовых звеньев) РСЧС и, не позднее 7 дней до выезда на проверку разработать личный план работы в составе комиссии и представить его на утверждение председателю комиссии.
За 3 дня до выезда на проверку председателем комиссии проводится общий инструктаж, на котором проверяется готовность членов комиссии к работе, уточняются сроки и порядок информирования о ходе проверки, а также вопросы, подлежащие обязательному изложению в акте проверки. Продолжительность проведения комплексной, специальной проверок не должна превышать 10 суток.
По итогам проверки комиссией составляется акт по оценке деятельности функциональной и территориальной подсистем РСЧС, который излагается в произвольной форме по вопросам, предусмотренным программой проверки. Делаются общие выводы и вытекающие из них предложения.
Акт проверки представляется руководителю федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления, организации). Акт проверки подписывается председателем комиссии и представляется на утверждение руководителю, принявшему решение на проведение проверки. Копия акта проверки в течение 10 дней после его утверждения, направляется федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органу местного самоуправления, руководителю организации).
По результатам проверки, выводам и предложениям, содержащимся в акте проверки, в проверенных федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях разрабатывается и утверждается соответствующим начальником план мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе проверки и оценки состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Копия плана высылается должностному лицу, утвердившему акт проверки.
Председатель комиссии, не позднее чем через 10 дней после окончания проверки, представляет по итогам доклад и акт проверки руководителю, принявшему решение на проведение проверки.
Контроль за деятельностью территориальных органов МЧС России осуществляется на основании приказа МЧС России от 25 сентября 2007 года № 500 «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России» (далее – Инструкция).
Инструкция определяет виды проверок территориальных органов МЧС России: региональных центров МЧС России, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, порядок их планирования и проведения, вопросы (элементы) проверок и оценочные показатели.
По виду проверки подразделяются на инспекторские, контрольные и специальные. В зависимости от целей и задач они бывают плановые и внеплановые.
Главной целью проверки является контроль и оценка деятельности территориальных органов МЧС России по осуществлению возложенных на них задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС), обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Проверка региональных центров МЧС России (далее – РЦ МЧС России) организуется и проводится комиссиями МЧС России в соответствии с комплексным планом основных мероприятий МЧС России на год в порядке осуществления возложенных на МЧС России управленческих и контрольных функций по руководству деятельностью РЦ МЧС России и для оказания им практической помощи.
Проверка главных управлений МЧС России (далее – ГУ МЧС России) организуется и проводится комиссиями МЧС России и РЦ МЧС России в соответствии с комплексными планами основных мероприятий МЧС России и РЦ МЧС России на год в порядке осуществления возложенных на них управленческих и контрольных функций по руководству деятельностью ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и для оказания им практической помощи.
Предметом проверки является деятельность территориальных органов МЧС России по планированию и организации выполнения задач по обеспечению пожарной безопасности, мероприятий профессиональной подготовки, а также готовность к выполнению задач военного времени, состояние вооружения и военной техники, морально-психологическое состояние военнослужащих, сотрудников ГПС и гражданского персонала, состояние воинской и служебной дисциплины, правовой работы, выполнение задач повседневной деятельности.
Для проведения проверки создается комиссия и разрабатывается программа проверки, в которой отражаются: цель проверки, основные вопросы проверки, перечень элементов проверки, проверяемые территориальные органы МЧС России, перечень и сроки практических мероприятий, осуществляемых в ходе проверки (учения, тренировки, практические мероприятия по приведению территориального органа МЧС России в соответствующие степени готовности и др.).
Состав комиссии МЧС России по проверке территориального органа МЧС России и программа проверки утверждаются Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или одним из заместителей Министра. Состав комиссии РЦ МЧС России по проверке ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и программа проверки утверждаются начальником РЦ МЧС России. Состав комиссии и программа проверки не позднее 20 дней до начала работы комиссии доводятся до сведения проверяемых территориальных органов МЧС России.
При подготовке к проверке члены комиссии обязаны изучить программу проверки и план работы комиссии, имеющиеся отчетные и другие материалы о структуре и деятельности проверяемых территориальных органов МЧС России и, не позднее 7 дней до убытия на проверку разработать личные планы работы в составе комиссии и представить их на утверждение председателю комиссии.
За 3 дня до убытия на проверку председателем комиссии проводится общий инструктаж, на котором проверяется готовность членов комиссии к работе, уточняются сроки и порядок информирования председателя комиссии о ходе проверки, а также вопросы, подлежащие обязательному изложению в итоговом документе.
По итогам проверки комиссией составляется акт проверки, в котором отражается оценка деятельности территориальных органов МЧС России, излагаются общие выводы и вытекающие из них предложения.
Акт проверки подписывается председателем комиссии и доводится до сведения начальников проверяемых территориальных органов МЧС России. Председатель комиссии, не позднее 10 дней после окончания проверки, представляет по ее итогам доклад и акт проверки на утверждение должностному лицу, принявшему решение на проведение проверки. К акту проверки прилагается оценочная ведомость. Копия утвержденного акта проверки направляется в проверенные территориальные органы МЧС России.
По результатам проверки, выводам и предложениям, содержащимся в акте проверки, в проверенном территориальном органе МЧС России разрабатывается и утверждается соответствующим начальником план (перечень) мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе проверки и оценки деятельности территориальных органов МЧС России. Копия плана высылается должностному лицу, утвердившему акт проверки.
Периодичность проверки РЦ МЧС России - не более одного раза в три года, ГУ МЧС России - не более одного раза в пять лет.
Оценка деятельности проверяемых территориальных органов МЧС России по вопросам обеспечения пожарной безопасности, включая осуществление ГПН, производится по критериям оценки состояния функциональных и территориальных подсистем РСЧС, утвержденныхприказом МЧС России от 3 марта 2005 г. № 125.
В целях повышения эффективности надзорной деятельности работа органов ГПН должна периодически проверяться.
Контроль за организацией и осуществлением ГПН производится посредством проверки исполнения требований законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов МЧС России.
Оценка деятельности территориальных органов ГПН в субъектах Российской Федерацииосуществляется в соответствии с приказом МЧС России от 7 декабря 2005 г. № 876 «О критериях (показателях) деятельности органов государственного пожарного надзора».
Критерии (показатели) деятельности органов ГПН разработаны для оценки деятельности управлений (отделов, отделений) ГПН и их территориальных отделов (отделений, инспекций) ГУ МЧС России.
Главной целью оценки является определение показателей деятельности органов ГПН для повышения эффективности их работы по защите жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий.
Основными направлениями оценки являются показатели состояния обстановки с пожарами на территории субъекта Российской Федерации, результаты проведения плановых (внеплановых) мероприятий по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности, а также работа по пресечению нарушений требований пожарной безопасности.
Подготовленные ФГУ ВНИИПО МЧС России сведения по органам ГПН к 30 числу после отчетного периода представляются в бумажном виде и на электронных носителях в формате Microsoft Excel в Управление ГПН МЧС России по соответствующей форме, разработанной ФГУ ВНИИПО МЧС России.
Оценка деятельности органов ГПН по федеральным округам проводится каждое полугодие Управлением (отделом, отделением) ГПН Регионального центра МЧС России. Им же устанавливается порядок сбора, обобщения и представления сведений для оценки деятельности органов ГПН.
При получении органами ГПН оценки «неудовлетворительно» Управлением (отделом, отделением) ГПН РЦ МЧС России проводится в отношении их целевая проверка (далее - проверка) в соответствии с критериям, подлежащими изучению при проверке органов ГПН.
Самостоятельная работа:
Порядок оценки деятельности по обеспечению пожарной безопасности при проведении проверок состояния территориальных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В области обеспечения пожарной безопасности деятельность инспектируемого органа оценивается по четырем основным направлениям:
управленческая деятельность по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
надзорно-профилактическая деятельность по обеспечению пожарной безопасности;
организация работы службы пожаротушения;
информационно-пропагандистская работа по обеспечению пожарной безопасности.
Надзорно-профилактическая деятельность по обеспечению пожарной безопасности оценивается:
«соответствует предъявляемым требованиям", если:
работа по осуществлению ГПН ведется в соответствии с действующими законодательными нормативными правовыми актами, регламентирующими проведение контрольных и надзорных мероприятий в области пожарной безопасности;
качество подготовки материалов должностными лицами подразделений ГПН по административным делам, направляемым для рассмотрения в суды, материалов по отказу в возбуждении уголовных дел по пожарам и по подготовке уголовных дел соответствует законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;
должностные лица, наделенные соответствующими правами и обязанностями по осуществлению ГПН, аттестованы в установленном порядке, работа аттестационной комиссии ГПС организована в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;
организована работа по сбору и обобщению информации по “телефону доверия”;
не выявлены нарушения сроков представления государственной статистической отчетности по пожарам, случаям травматизма и гибели людей;
работа по рассмотрению писем и обращений юридических лиц и граждан по вопросам осуществления ГПН полностью соответствует требованиям нормативных правовых актов;
"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", если:
качество подготовки материалов по административным делам, направляемым для рассмотрения в суды, и рассматриваемых должностными лицами подразделений ГПН, материалов по отказу в возбуждении уголовных дел по пожарам и по подготовке уголовных дел не полностью соответствует законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;
должностные лица, наделенные соответствующими правами и обязанностями по осуществлению ГПН, аттестованы с нарушениями, работа аттестационной комиссии ГПС организована с отступлениями от требований нормативных правовых актов;
выявлены отдельные случаи нарушения сроков представления государственной статистической отчетности по пожарам, случаям травматизма и гибели людей;
работа по рассмотрению писем и обращений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам осуществления ГПН не полностью соответствует требованиям нормативных правовых актов;
"не соответствует предъявляемым требованиям" выставляется, если не выполнены условия по предыдущей оценке
Информационно-пропагандистская работа по обеспечению пожарной безопасностиоценивается:
"соответствует предъявляемым требованиям", если:
организовано издание и распространение специальной литературы, пропагандистской и рекламной продукции по пожарной безопасности;
проводится организационно-массовая работа (встречи с населением, устройство тематических выставок, смотров, конференций и конкурсов) по пожарной безопасности;
организована работа в средствах массовой информации по профилактике пожарной безопасности;
"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", если:
организационно-массовая работа (встречи с населением, устройство тематических выставок, смотров, конференций и конкурсов) по пожарной безопасности проводится, не на должном уровне;
работа по профилактике пожарной безопасности в средствах массовой информации организована слабо;
"не соответствует предъявляемым требованиям" выставляется, если не выполнены условия по предыдущей оценке.
В целом деятельность по обеспечению пожарной безопасностиоценивается:
"соответствует предъявляемым требованиям", если по каждому из элементов проверки получены оценки "соответствует предъявляемым требованиям" или по одному из них - "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям";
"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", если по двум и более из элементов проверки получены оценки "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям" или по одному из них - “не соответствует предъявляемым требованиям”;
"не соответствует предъявляемым требованиям", если по двум и более из элементов проверки получены оценки "не соответствует предъявляемым требованиям".
Вопросы для самоконтроля:
1. Учет и анализ деятельности по осуществлению ГПН.
2. Порядок проверки и оценки состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
3. Порядок проведения проверки и оценки деятельности территориальных органов МЧС России по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
4. Организация и проведение контроля за деятельностью по осуществлению ГПН.
5. Порядок оценки деятельности органов ГПН.
6. Организация и проведение конкурса за звание «Лучший государственный инспектор по пожарному надзору».
7. Основные направления совершенствования деятельности по организации и осуществлению ГПН.
Примерный перечень вопросов, выносимых на экзамен
1. Понятие нормативного правового регулирования в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
2. Система нормативных документов в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
3. Порядок и правила разработки, утверждения, регистрации и введения в действие нормативных документов в области в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности МЧС России.
4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности. Принципы технического регулирования.
5. Технические регламенты в области пожарной безопасности: цели принятия, виды, содержание и применение.
6. Порядок разработки, хранения, изменения и отмены технических регламентов в области пожарной безопасности.
7. Организация Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и единой информационной системы по техническому регулированию.
8. Порядок создания и ведения информационного фонда документов МЧС России в сфере технического регулирования.
9. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.
10. Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
11. Система обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, её основные элементы, функции и организационная структура.
12. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
13. Обеспечение первичных мер в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
14. Организация и основные направления деятельности объектовых комиссий по защите от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
15. Система безопасности объекта в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
16. Права и обязанности организаций и граждан в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности
17. Виды и содержание документов, издаваемых руководителями организаций в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
18. Требования к содержанию инструкций о мерах пожарной безопасности.
19. Порядок установления противопожарного режима в организациях.
20. Организация работы пожарно-технических комиссий и добровольных пожарных формирований.
21. Правовые основы надзорной деятельности в сфере компетенции МЧС России. Организация единой системы государственных надзоров МЧС России.
22. Основные этапы становления и развития надзорных органов в Российской Федерации.
23. Нормативное правовое регулирование организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в Российской Федерации.
24. Понятие, цель, задачи и основные направления осуществления надзора.
25. Система надзорных органов их полномочия и основные направления деятельности. Приоритетные направления развития надзорных органов МЧС России.
26. Перечень должностных лиц и государственных инспекторов по осуществлению надзорной деятельности в сфере компетенции МЧС, их права, обязанности и ответственность.
27. Порядок распределения функциональных обязанностей среди должностных лиц государственных надзоров МЧС России.
28. Планирование деятельности по осуществлению надзорной деятельности в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
29. Порядок аттестации должностных лиц и государственных инспекторов по надзору за соблюдением требований безопасности в области ГО, ЧС и ПБ.
30. Правовые основы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).
31. Организация надзора за соблюдением требований безопасности в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности на объектах контроля (надзора).
32. Ограничения при проведении мероприятий по контролю.
33. Значение, цели, виды и периодичность проведения проверок.
34. Порядок планирования, подготовки, проведения и оформления результатов мероприятия по контролю.
35. Общие требования по осуществлению мероприятий по контролю за соблюдением требований безопасности в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
36. Требования к содержанию, оформлению и вручению руководителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю акта проверки и предписания об устранении выявленных нарушений требований безопасности в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
37. Организация и проведение мероприятий по контролю за соблюдением требований безопасности в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
38. Требования делопроизводства к содержанию, порядку оформления, ведению и хранению контрольно-наблюдательных дел на объекты контроля (надзора) и другим служебным документам, образующихся в надзорных органах по основным направлениям их деятельности.
39. Ответственность за нарушение требований безопасности в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
40. Административная ответственность юридических и физических лиц за нарушения требований безопасности в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
41. Виды административных правонарушений и административных наказаний за нарушения требований безопасности в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
42. Права должностных лиц и государственных инспекторов по государственных надзоров МЧС по применению мер пресечения нарушений требований безопасности в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
43. Порядок возбуждения дела об административном правонарушении.
44. Порядок составления протокола об административном правонарушении.
45. Административное расследование по делу об административном правонарушении.
46. Применение мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
47. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в области пожарной в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
48. Порядок вынесения постановления о назначении административного наказания.
49. Рассмотрение жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении.
50. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в области в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
51. Ведение делопроизводства по делам об административных правонарушениях в области в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
52. Контроль за производством дел об административных правонарушениях в области в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
53. Порядок административного приостановлениядеятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг за нарушения требований в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
54. Временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
55. Виды, порядок и правила оформления документов на административное приостановление деятельности и временный запрет деятельности за нарушения требований безопасности в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
56. Организация единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий.
57. Официальный и ведомственный учет пожаров и их последствий.
58. Порядок учета пожаров.
59. Порядок учета и определения материального ущерба от пожаров.
60. Порядок учета пострадавших от пожаров людей.
61. Порядок ведения государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям.
62. Контроль и ответственность за ведение учета и отчетности о пожарах и их последствиях.
63. Анализ пожаров и их последствий. Разработка мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению пожаров.
64. Правовые основы информационно-пропагандистской деятельности и ее значение в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
65. Органы управления и подразделения МЧС России, осуществляющие информационно-пропагандистскую деятельность в области в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Требования Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области обеспечения пожарной безопасности.
66. Порядок информационного обеспечения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
67. Новые информационные технологии в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности и их внедрение в деятельность надзорных органов.
68. Понятие, цели, задачи, виды, формы и методы проведения пропаганды в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
69. Порядок организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций.
70. Организация работы по контролю (надзору) за проведением пропаганды и обучения мерам безопасности в области защиты от чрезвычайных и пожаров.
71. Совершенствование информационного обеспечения, пропаганды и обучения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
72. Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности.
73. Виды деятельности в области пожарной безопасности, подлежащие лицензированию и их состав.
74. Основные лицензионные требования и условия к видам деятельности в области пожарной безопасности.
75. Специализированные требования к соискателю лицензии по составам видов деятельности в области пожарной безопасности.
76. Организация лицензирования деятельности в области пожарной безопасности.
77. Функции федерального лицензирующего органа и подразделений по лицензированию (экспертных организаций) территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации.
78. Перечень документов, представляемых соискателем лицензии, порядок их приема, регистрации и рассмотрения.
79. Порядок проведения проверки сведений о возможности соискателя лицензии выполнять лицензионные требования и условия по заявленным видам деятельности в области пожарной безопасности.
80. Организация работы комиссии МЧС России по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности.
81. Порядок предоставления и переоформления документов, подтверждающих наличие лицензий.
82. Основания для отказа в предоставлении лицензии.
83. Организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.
84. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов проверок лицензиатов.
85. Решения, принимаемые по результатам проверки лицензиата. Порядок разрешения споров между лицензирующим органом и лицензиатом.
86. Нормативное правовое регулирование подтверждения соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности.
87. Основные понятия, цели и принципы подтверждения соответствия. Формы подтверждения соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности на территории Российской Федерации.
88. Права и обязанности участников подтверждения соответствия в области обязательного подтверждения соответствия.
89. Система сертификации в области пожарной безопасности.
90. Порядок проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности.
91. Декларирование соответствия продукции требованиям пожарной безопасности.
92. Организация и осуществление контроля за соответствием продукции требованиям пожарной безопасности.
93. Правовые основы осуществления взаимодействия надзорных органов с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
94. Взаимодействие надзорных органов с органами государственной власти и органами местного самоуправления в области пожарной безопасности.
95. Организация и основные направления деятельности надзорных органов во взаимодействии с правоохранительными органами.
96. Организация деятельности надзорных органов во взаимодействии с другими органами государственного контроля (надзора).
97. Взаимодействие надзорных органов с добровольными пожарными организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
98. Правовые основы обращения граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и к должностным лицам.
99. Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.
100. Порядок организации работы в надзорных органах с обращениями граждан и организаций по вопросам безопасности в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
101. Совершенствование работы с обр