Чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности

Правовые основы совместной деятельности надзорных органов МЧС России с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.

Основные направления взаимодействия органов надзора МЧС с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.

Организация и основные направления совместной деятельности надзорных органов МЧС России, правоохранительных органов и других служб МЧС России в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.

Семинарское занятие.Взаимодействие надзорных органов МЧС России с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.

Деловая игра. Организация и проведение заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления.

Самостоятельная работа. Взаимодействие надзорных органов МЧС России с другими службами МЧС России.

Рекомендуемая литература:

основная [2].

дополнительная [1].

нормативные правовые акты [5, 6. 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15].

Методические рекомендации

При осуществлении возложенных на органы ГПН полномочий по обеспечению пожарной безопасности требуется участие различных субъектов отношений в этой области. С этой целью органами ГПН организуется и осуществляется совместная деятельность с заинтересованными организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868, установлено, что МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Нормативной правовой основой осуществления деятельности органов ГПН (в рамках своей компетенции) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности является Положение о государственном пожарном надзоре.

Органы ГПН осуществляют свою деятельность во взаимодействии с заинтересованными организациями по широкому кругу вопросов обеспечения пожарной безопасности, среди которых можно выделить:

взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности в рамках их компетенции;

взаимодействие со службами органов внутренних дел и другими правоохранительными органами по вопросам дознания и расследования преступлений, связанных с пожарами и нарушениями требований пожарной безопасности, проведения совместных проверок по предупреждению экономических преступлений и др.;

взаимодействие с другими органами государственного контроля (надзора) при проведении совместных мероприятий по контролю.

Деятельность органов ГПН во взаимодействии по вопросам обеспечения пожарной безопасности осуществляетсяв рамках полномочий, которыми наделены федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации законодательством о пожарной безопасности.

Формы взаимодействия с этими организациями могут быть самими разнообразными и определяются конкретными условиями, местными особенностями, умением объективно и своевременно информировать их о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов и организаций для принятия ими соответствующих решений.

Среди правоохранительных органов наиболее часто органы ГПН осуществляют свою деятельность во взаимодействии с различными службами органов внутренних дел.

Приказ МЧС России от 2 мая 2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» регламентирует порядок приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях не только по делам о пожарах, но и по всем правонарушениям, содержащим признаки как административных правонарушений, так и преступлений и иным сообщениям, которые регистрируются органами ГПН и направляются по подведомственности для рассмотрения в другие правоохранительные органы.

Взаимодействие осуществляется на основании соглашений, приказов, указаний, договоров МСЧ России, а также разрабатываемыми на их основе совместными планами работ, либо мероприятиями, согласованными с соответствующими службами и включаемыми в планы работ органов ГПН.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» уделяет огромное значение привлечению граждан и общественности к работе по обеспе­чению пожарной безопасности населенных пунктов и организаций.

Одними из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности являются:

создание пожарной охраны и организация ее деятельности (в том числе добровольной пожарной охраны);

содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности.

К добровольным пожарным организациям, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности, относятся:

добровольная пожарная охрана;

общественные объединения и организации пожарной охраны.

Чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности - student2.ru Чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности - student2.ru Законодательством в области пожарной безопасности определено, что одним из видов пожарной охраны и как форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности является добровольная пожарная охрана,основными задачами которой являются:

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах;

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Органы местного самоуправления при осуществлении полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений могут создавать органы управления и подразделения добровольной пожарной охраны.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, является расходным обязательством муниципального образования.

Руководители организаций имеют право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, а также обязаны оказывать содействие пожарной охране и деятельности добровольных пожарных.

Чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности - student2.ru На основании «Положения о государственном пожарном надзоре», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290, органы ГПН в рамках своей компетенции осуществляют взаимодействие с общественными объединениями и организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

В целях своевременного реагирования на изменение обстановки с пожарами на обслуживаемой территории в органах ГПН ежеквартально при анализе деятельности по осуществлению государственного пожарного надзора проводится анализ деятельности добровольной пожарной охраны по предупреждению пожаров.

Добровольная пожарная охрана создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», который устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

МЧС России, со своей стороны, осуществляет следующие мероприятия:

организует взаимодействие ВДПО с организациями МЧС России в вопросах осуществления государственной политики в области пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

привлекает ВДПО к работе в созданных межведомственных координационных и совещательных органах, а также иных коллегиальных органах (научных, научно-технических, методологических и др.) для обсуждения вопросов и выработки решений в области пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

обеспечивает координацию и методическое руководство по вопросам создания и деятельности подразделений пожарной охраны ВДПО;

организует и содействует международному сотрудничеству ВДПО с профильными организациями в области пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

обеспечивает нормативно-методической и справочной литературой и материалами;

привлекает ВДПО к разработке и реализации федеральных целевых программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;

организует и содействует разработке учебно-методических пособий по пожарной безопасности, программ и проектов развития современных технологий предупреждения и тушения пожаров;

привлекает ВДПО к организации и проведению конференций, симпозиумов, выставок, конкурсов, спортивных и культурно-массовых мероприятий;

оказывает содействие в выполнении уставных задач ВДПО;

по ходатайствам ВДПО поощряет сотрудников и специалистов МЧС России и ВДПО, активно участвующих в обучении населения правилам пожарной безопасности, деятельности дружин юных пожарных.

ВДПО, со своей стороны, осуществляет следующие мероприятия:

содействует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении пожарной безопасности населенных пунктов и хозяйственных объектов;

проводит организационно-массовые мероприятия, направленные на защиту от пожаров жизни и здоровья людей, а также их предупреждение и тушение;

проводит противопожарную пропаганду и обучение населения правилам пожарной безопасности, с использованием возможностей и ресурсов Общества, средств массовой информации, общественных объединений, образовательных и иных учреждений;

создает и обеспечивает деятельность подразделений пожарной охраны ВДПО в муниципальных образованиях, на предприятиях и в организациях;

участвует в создании и организации деятельности добровольных пожарных дружин (команд) и иных объединений, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности;

выполняет работы и услуги в области пожарной безопасности;

участвует в организации и обеспечении деятельности дружин юных пожарных, а также в проведении других противопожарных мероприятий с детьми;

участвует в организации и проведении соревнований по пожарно-прикладному спорту добровольных пожарных дружин (команд), дружин юных пожарных, а также пожарно-технических, художественных, литературных и иных конкурсов по противопожарной тематике, выставок, симпозиумов и конференций;

осуществляет независимую пожарно-техническую экспертизу;

разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений;

оказывает содействие в оценке качества работ и услуг в области пожарной безопасности и экспертизе противопожарной защиты;

поощряет сотрудников и специалистов МЧС России, активно участвующих в обучении населения правилам пожарной безопасности, деятельности дружин юных пожарных.

Взаимодействие Сторон осуществляется на основе согласованных планов, программ и заключаемых в установленном порядке соглашений (договоров).

Для реализации совместных программ и проектов сотрудничества представители Сторон могут в установленном порядке привлекать специалистов образовательных, медицинских, научно-исследовательских и иных учреждений и организаций.

Самостоятельная работа:

Приказ МЧС России и МВД России от 31 марта 2003 г. №163/208 «О порядке взаимодействия органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России с органами внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с пожарами»

Приказом МЧС России и МВД России от 31 марта 2003г. №163/208устанавливается порядок взаимодействия органов управления и подразделений ГПС России с органами внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с пожарами, в соответствии с которым Региональные центры МЧС России и органы ГПС должны обеспечить:

1. Своевременную передачу в дежурные части соответствующих территориальных органов внутренних дел сообщений:

об обнаруженных на месте пожара погибших гражданах, а также гражданах, здоровью которых причинен вред, в том числе и не связанный с опасными факторами пожара, либо наступлении иных тяжких последствий;

о несанкционированном проникновении на объект пожара посторонних лиц, признаках хищения имущества и оборудования с объекта пожара, о повреждении запорных устройств входных дверей и оконного остекления, а также других признаках, свидетельствующих о имевшем место преступлении, предусмотренном соответствующей статьей особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации;

о пожарах на объектах с массовым пребыванием людей;

о пожарах в зданиях органов государственной власти и органов местного самоуправления;

о пожарах, на тушение которых привлечены силы и средства по повышенному номеру (рангу) пожара или для организации их тушения создано три и более боевых участка;

о пожарах на объектах жизнеобеспечения в соответствии с перечнями, утвержденными в установленном порядке.

2. Участие должностных лиц органов ГПС в следственно-оперативных группах для выезда на все случаи крупных пожаров, а также пожаров, повлекших гибель людей или причинение вреда их здоровью.

3. Своевременное составление акта о пожаре по установленной форме с отражением в нем всех необходимых сведений.

4. Сохранение от уничтожения (повреждения) огнем финансово-хозяйственной документации и технических средств контроля объекта пожара, а также следов (носителей информации), могущих быть признанными в установленном порядке вещественными доказательствами.

5. Недопущение необоснованного разрушения (повреждения), полного уничтожения или изменения обстановки на объекте пожара, а также уничтожения информации о фактах и явлениях, связанных с развитием пожара, в том числе и до значительных (крупных) размеров.

6. Проведение, при наличии признаков административного правонарушения, по всем пожарам, независимо от размеров причиненного материального ущерба и иных последствий, административного расследования установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Органы внутренних дел должны обеспечить:

1. Незамедлительное направление на место происшествия, связанного с пожаром, для его охраны и обеспечения общественного порядка ближайших нарядов милиции, группы немедленного реагирования, участкового уполномоченного милиции, обслуживающего данную территорию, а в необходимых случаях - сотрудников других подразделений органов внутренних дел.

2. Выезд на все случаи крупных пожаров и пожаров, повлекших гибель людей или причинение вреда их здоровью, следственно-оперативных групп в составе: следователя, эксперта-криминалиста, сотрудников службы криминальной милиции, а также сотрудника органа ГПС (по согласованию).

3. Качественный осмотр мест происшествия, связанных с пожарами, и возбуждение уголовных дел в соответствии с подследственностью, за исключением случаев, когда отсутствие состава преступления очевидно.

Деятельность органов ГПН во взаимодействии со службами органов внутренних дел осуществляется и по другим вопросам обеспечения пожарной безопасности, в том числе:

· с экспертно-криминалистическими подразделениями;

· с подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями;

· с подразделениями вневедомственной охраны;

· с государственной инспекции по безопасности дорожного движения;

· со службами милиции.

Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401)

На основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

осуществляет контроль и надзор:

- за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;

- за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии);

- за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;

- за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;

- за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;

- за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике);

- за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;

- за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;

- за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);

- за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области обращения с радиоактивными отходами;

- за своевременным возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и продуктов их переработки в государство поставщика, с которым Российская Федерация заключила международный договор, предусматривающий ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов с целью временного технологического хранения и переработки на условиях возврата продуктов переработки (в пределах своей компетенции);

- за горно-спасательными работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений военизированных горно-спасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях;

- за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области государственной экологической экспертизы с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;

- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование деятельности в области использования атомной энергии, а также лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;

выдает разрешения:

- на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии;

- на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах;

- на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений;

- на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

- на трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции;

- на ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ;

- на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами;

- утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

- регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный реестр таких объектов;

- ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух;

- ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов;

- проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности;

согласовывает:

- квалификационные справочники должностей руководителей и специалистов (служащих), в которых определяются квалификационные требования к работникам, получающим разрешение на право ведения работ в области использования атомной энергии;

- перечни радиоизотопной продукции, ввоз и вывоз которой не требуют лицензий;

- организует и проводит в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу федерального уровня;

- организует и обеспечивает функционирование системы контроля за объектами использования атомной энергии при возникновении чрезвычайных ситуаций (аварийное реагирование);

- создает, развивает и поддерживает функционирование автоматизированной системы информационно-аналитической службы, в том числе для целей единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

- руководит в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций деятельностью функциональных подсистем контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами, а также за ядерно и радиационно опасными объектами;

- в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

- осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

- организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;

- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

- обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;

- организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

- взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

- осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Правовые основы осуществления взаимодействия органов ГПН с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

2. Взаимодействие органов ГПН с органами государственной власти и органами местного самоуправления в области пожарной безопасности.

3. Организация и основные направления деятельности органов ГПН во взаимодействии с правоохранительными органами.

4. Организация деятельности органов ГПН во взаимодействии с другими органами государственного контроля (надзора).

5. Взаимодействие органов ГПН с добровольными пожарными организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Рекомендуемая литература:

основная [2,3].

дополнительная [1].

нормативные правовые акты [4, 5, 12, 15].

Наши рекомендации