СУРКОВ А.П.
Управления КГБ по Челябинской области
О РЕПРЕССИЯХ
37 тысяч осужденных по нашим КГБ статьям, нашей компетенции — тут все. Отделить, сколько репрессированных невинно, сколько действительных преступников, очень сложно. Существовала правовая основа под эти действия НКВД. Тройки созданы ВЦИКом, то есть на правовой основе действовали. Самопризнание по тем временам являлось основанием для осуждения. Когда читаешь материалы тех лет, видишь, в НКВД все они были Нагульновы: за малейший промах — к стенке. К тому же обострение классовой борьбы. Это же факт: более двух тысяч просьб о реабилитации отклонены, потому что посмотрели, а просят уголовники из уголовников.
Отделить челябинцев в этих 37 тысячах от жителей других областей также нельзя. А ведь было так: осужден в Москве, а наказание отбывает в Челябинске. По той же причине нельзя умножать 37 тысяч на 170 или сколько там областей в СССР, чтобы узнать, сколько всего репрессировано.
Словом, нужна большая исследовательская работа. А у нас исследователей нет. А нас забрасывают просьбами: дайте нам всех председателей колхозов расстрелянных. Дайте врачей. Дайте магнитогорцев. Все торопятся докторские писать. Я прошу: дайте нам клеймо с народа снять, а потом свои докторские строчите. Не слушают, торопят.
А как снять клеймо? Вот папка — дело Ершова из Златоуста. Типичная, кстати говоря, папка. Три четверти дел аналогично оформлены. Давайте полистаем.
Вот ордер на арест. Станция Бердяуш. При аресте составлен протокол. С понятыми. Требования закона четко соблюдены. Анкета арестованного (со слов). Служил в армии Колчака.
Допрос Ершова. Вы желаете дать показания? Признаете ли контрреволюционную деятельность?
На каждом листе допроса — подпись арестованного.
Признал себя виновным. Рассказал, кем завербован, при каких обстоятельствах. Утверждает, что лично сам никого не вербовал. Но есть дела, где его обвиняют в вербовке.
Далее — выписка из допроса Брагина, признание вербовки Ершова.
Далее — выписка из допроса Водолеева, признающая вербовку Ершова.
Далее — протокол об окончании предварительного следствия (подписан Ершовым). Передано тройке УНКВД.
Далее — обвинительное заключение. Обвинен по ст.58. Подлежит рассмотрению тройки.
Справка из тюрьмы.
Далее решение тройки: расстрелять, личные вещи конфисковать. Подпись тройки — 3 февраля. А 18 февраля — расстрелян. Где захоронен — не сказано.
Ершов реабилитирован в 1968 г., при этом опрошено 9 свидетелей.
О ЗОЛОТОЙ ГОРЕ
Вот как можно сегодня установить место захоронения Ершова и таких, как он? А с другой стороны, кто будет отрицать, что были убийцы, шпионы, вредители? Их тоже расстреливали и где—то хоронили. Если уж ставить памятник, то, конечно, нужно разделять. Но на месте, на земле это практически невозможно. Вот почему я не сторонник продолжения раскопок на Золотой горе. Свидетельские показания противоречивы. Вот одна женщина—свидетель показала, что на Золотой горе хоронили чумных, то есть умерших от чумы. И для обеззараживания известью все поливали. А там действительно химическая обработка обнаружена. Еще чуму раскопают.
Я, конечно, понимаю «Мемориал». Но они могут сто лет возиться и ничего не докажут. Не говорю уж о том, насколько это безнравственно — отрывать руку, ногу при раскопках, разрывать трупы, к черепу коммуниста прикладывать скелет уголовника — там же все перемешано. Да и делать такую работу должны люди, пользующиеся доверием. А в «Мемориале» дрязги. У Борисова судимости за хищения. Реабилитационные документы забирают и не возвращают. Вепрев заявляет: документы украли из квартиры. Вот так.
Однозначно установлено: на Золотой горе не расстреливали, расстреливали во внутренней тюрьме НКВД. Расстрелянных увозили хоронить голыми, чтобы по одежде или вещам не могли опознать личность расстрелянного. Никаких очков, валенок при этом, конечно, не могло быть.
1990 г.
6.
ЛЮБЧЕНКО С.Н. — заместитель
Прокурора области
ОБ УГОЛОВНОМ ДЕЛЕ
Уголовное дело по Золотой горе приостановлено. Конкретики у нас нет. Экспертизы времени захоронения — 1938—1939 годы — нет, можно говорить лишь о периоде — тридцатые годы. По количеству трупов — нет и 350 (я и в этом сомневаюсь). Некоторые останки — без головы, а вообще—то считают по головам.
Считаю, что надо прекратить разговоры о 300 тысячах захороненных и вообще о тысячах захороненных на Золотой горе.
О РЕШЕНИИ ГОРИСПОЛКОМА