Признаки правового государства.

Основными признаками правового государства являются:Разделение властей;· Верховенство закона;· Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;· Социальная и юридическая защищенность личности;· Сосредоточение всех прерогатив государственно-властногорегулирования в системе государственных институтов, созданных на основеправа;· Недопущение монополизма в политике и экономике, созданиеантимонопольных механизмов;· Контроль общества за властью, наиболее действенным способомкоторого являются регулярные, свободные, демократические выборы народоморганов государственной власти всех уровней;· Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам ипринципам международного права (либо прямое действие международных норм);· Признание человека высшей ценностью, целью государства, а несредством решения тех или иных государственных проблем;· Верховенство и прямое действие конституции;· Единство прав и обязанностей граждан.· Наличие развитого гражданского общества;· Внешний и внутренний суверенитет государства;· Взаимная ответственность человека и государства;Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательнодолжны в нем присутствовать.[8] а) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна бытьнезависима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, темсамым создавая систему «сдержек и противовесов», взаимоограничение ивзаимоконтроль всех ветвей власти. Основателем концепции разделения властейпринято считать французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобныеидеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видимуже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этотпринцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа илисоциального слоя и обеспечивает соответствие всей системы публичной властитребованиям права и их последовательного соблюдения.[9] Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другойвариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти –законодательной, что характерно, например, для Англии.Разделение властей – это показатель развитости права и государства.Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашлоконституционное закрепление в ряде современных государств. По идеезаконодательная власть должна принимать законы, исполнительная –организовывать их исполнение, а судебная – решать спор о праве на основаниизакона , принятого законодательным органом.В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной власти, котораякак бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Эта объективнаязакономерность, поскольку жизнь современного государства принимает болееусложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, котороеявляется функцией прежде всего правительства. При этом важно, чтобыдеятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах ина основании актов, принятых законодательным органом.[10]Существенный признак исполнительной власти — ее универсальный и предметныйхарактер: исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, навсей территории государства. Исполнительная власть опирается на людские,материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебныхпродвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находитсявесьма грозная сила, ведь существование государственной власти находит своевыражение именно в чиновниках, армии, администрации. Среди этой силы особаяроль принадлежит вооруженным формированиям — армии, органам безопасности,милиции.Исполнительная власть — это вторичная подзаконная ветвь государственной власти,имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.[11]Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемыхцентром местных органов исполнительной власти, либо выборных органов местногосамоуправления.Законодательная власть является представительной. Именно на основе выборовнарод передает власть своим представителям и уполномочивает представительныеорганы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить опервичности представительных органов в механизме государственной власти.Однако имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти.Сущностные ограничения определяются принципиальной зависимостью от волиизбирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон,чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствоватьполитическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву —конституции.Эта ветвь власти контролирует не только принятие законов, но и ее не менеесущественной функцией является финансовая — ежегодное утверждение бюджета.Есть и распорядительные функции — формирование определенных органовисполнительной и судебной власти. Законодательная власть вправе даватьполитическую оценку тем или иным действиям исполнительной власти и на этойоснове привлекать их к политической ответственности.Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной власти,так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем,что он — арбитр в спорах о праве. В правовом государстве только судебнаявласть может отправлять правосудие.Судебная власть — специфическая, независимая ветвь государственной власти,осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения иразрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти вмеханизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей врамках конституционной законности и права и, прежде всего путем осуществленияконституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. б) Верховенство закона, «связанность» государства законом означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должнысоответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. В своюочередь, законы в таком государстве должны быть правовыми.[12] Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всехконституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ниведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениямипартийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они не были. Вся общественнаядеятельность закреплена в конституции правового государства.[13]Закон — это принятый в особом порядке первичный правовой акт по основнымвопросам жизни страны, непосредственно выражающий государственную волю иобладающий высшей юридической силой.По своему значению закон является правовым актом первичного характера, тоесть юридическим предписанием, которое представляет собой отправное начало всей правовой системы государства. По своим юридическим свойствам законпредставляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.Законы образуют ядро, стержень правовой системы государства. Все это ипредопределяет верховенство закона — важнейшего требования законности.Верховенство закона — именно требование законности и один из признаковдействительно правового государства. Поэтому это должно соблюдаться в работеправоохранительных органов. Соблюдение этого требования в частностиохватывает следующие основные моменты:а) существенность законодательства — законода­тельство должно быть посвященодействительно решающим и коренным вопросам жизни страны;б) полнота законодательства — в законах должны быть с максимальной точностьюурегулированы все вопросы, требующие законодательного решения;в) непререкаемость законодательства — строгое соблюдение высшей юридическойсилы закона, в том числе недопустимость издания актов, противоречащих закону;г) совершенство законодательства по его содержанию — его устойчивость,систематическое обновление и др.;д) культура законодательства (юридическое совершенство) — егокодифицированность, широкое применение достижений юридической техники,обеспечивающее правильное и единообразное понимание законов.В правовом государстве все подвластно закону: и граждане, и должностные лица,и органы власти и управления, и само государство.Закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самымгарантирует защищенность общества и гражданина от нарушения законных прав,интересов, свобод.Закон – единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей иинтересов каждого человека и всего общества, превращения воли народа вобщеобязательный регулятор общественных отношений, возведение этой воли в рангправил, которым подвластны все.[14] в) Реальность прав и свобод гражданина. Этот принцип состоит впризнании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека игражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являютсянеким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения.Правовое государство немыслимо без определенных прав и свобод человека. ВКонституции России правам и свободам человека посвящена глава 2, которая так иназывается “Права и свободы человека и гражданина”. В этой главе утверждается,что права человека принадлежат ему от рождения и не могут быть никем нарушены.В Российской Федерации “все равны перед законом и судом” независимо от пола,расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности кобщественным объединениям, а также других обстоятельств. Каждый гражданин РФимеет право на жизнь. “Достоинство личности охраняется государством. Ничто неможет быть основанием для его умаления”. Каждый имеет право на свободу и личнуюнеприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров,почтовых, телеграфных и иных сообщений. Жилище считается неприкосновенным,каждый имеет право свободного передвижения. Каждому гарантируется свободасовести, свобода мысли и слова. Также гарантируется свобода деятельностиобщественных объединений. Каждый гражданин имеет право избирать и бытьизбранным в органы государственной власти. Законом охраняются право частнойсобственности и право наследования. Каждый имеет право свободно распоряжатьсясвоими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.“Материнство и детство, семья находятся под защитой государства”. Каждый имеетправо на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование. Каждомугражданину России гарантируется государственная защита его прав и свобод.[15]В этой же главе отражены некоторые принципы правосудия: презумпцияневиновности, невозможность осуждения дважды за одно и то же преступление.В статье 56 установлено, что в период чрезвычайного положения могутограничиваться некоторые права человека, кроме основных.Вопрос о реальности прав и свобод человека является одним из важнейших наданном этапе развития нашего общества. Абсолютной свободы не может быть, таккак государство и общество также обладают свободой. Стремление человека кабсолютной свободе приводит к злоупотреблению правом. Соответственно человеквынужден ограждать свою свободу, так как если он не будет ограждать ее, тоэто приведет к свободе сильного над слабым, что естественно ограничит свободуодних и увеличит возможности других. Свобода человека может стать толькотогда реальной, когда каждый человек начнет соблюдать и уважать свободудругого. г) Защита прав и свобод человека — это, прежде всегоконституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права —невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищатьчеловека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но,тем не менее, она получается вечно зависимой от народа, то есть государственнаявласть не может быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должназависеть только от народа и больше ни от кого. Задача власти -воспитать людейтакими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньгисобственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жесткопресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы.[16] д) Верховенство и прямое действие конституции. Конституцияявляется источником государственного права страны и основным ее законом,закрепляющим общественное и государственное устройство, организацию,взаимоотношения и полномочия высших органов государственной власти, основыорганизации государственного управления и судебной системы, основные принципыизбирательного права и правовое положение граждан.Конституция занимает особое положение в иерархии законодательных иадминистративных актов государства. Закрепляемые в ней формы собственности,организация, полномочия и взаимоотношения государственных органов, основыправового положения личности представляют юридический фундамент дляостального законодательства. Все прочие неконституционные акты должнысоответствовать Конституции и ее нормам. е) Взаимная ответственность государства и личности. Этот принципвыражает нравственные начала в отношениях между государством как носителемполитической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государствопутем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами,общественными организациями, другими государствами и всем международнымсообществом. Не менее важна ответственность перед обществом и государством.Государство и личность взаимосвязаны и взаимозависимы: государство не можетсуществовать без личности, а личность — без государства. Правовое государствообеспечивает личности защиту ее прав и свобод, предоставляет возможностьучаствовать в общественной жизни страны. Личность обеспечивает государствуего существование, развитие и процветание.Правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической игосударственной жизни должны быть четко определены правовыми законами, защищеныи гарантированы всей конструкцией правовой государственности. Если правовоеположение хотя бы одного субъекта не определено или определено не четко, то этосоздает поле для злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовыеначала игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в другихзвеньях.[17]Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционноеположение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаныобеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материаламинепосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государствепризнается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всемиспособами, не запрещенными законом. В свою очередь гражданин несетответственность за свои незаконные действия перед государством в лице егоорганов.9 ж) Признание человека высшей ценностью, целью государства. Вправовом государстве именно личность является основой всего, а свобода инезависимость личности стоят на первом месте в системе ценностей государства. Вправовом государстве данное положение закреплено в конституции прямо иликосвенно и декларирует права и свободы личности в качестве неотчуждаемых инепосредственно действующих. В Конституции РФ эти положения зафиксированы в ст.2, а также в статье 17, 18.[18] При этомстоит помнить, что свобода в правовом государстве это свобода делать то, чтоможет и должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовомгосударстве — это осознанная необходимость, она ограничивается самими людьми,чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности, в правовомгосударстве основной идеей существования человека должен стать “разумныйэгоизм” — я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредитьдругим людям. Свобода в правовом государстве является ограниченной только длятого, чтобы все люди смогли ею воспользоваться. В правовом государстве долженобязательно соблюдаться принцип формального равенства — все равны передзаконом. Соблюдение этого принципа ведет к ограничению свободы одних для того,чтобы ею смогли воспользоваться другие.[19]



Виды нормативно-правовых актов. Акты органов власти и управления.В Российском государстве, в сущности, единственным источником праваявляется нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но рольюридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. Всамом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов Россииможно представить следующим образом: 1) Конституция (Основной закон); 2)федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Правительства; 5)нормативные акты министерств и ведомств.Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативныеакты органов государственной власти субъектов Федерации. Рассмотрим этивиды нормативно-правовых актов подробнее.Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всегозаконодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актовРоссийского государства определяется следующим: 1) Конституция принята нареферендуме в результате свободного волеизъявления всего народа; 2)Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного игосударственного строя; 3) Конституция содержит перечень основных правчеловека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственнойвласти и управления; 4) Конституция принимается, изменяется в результатесоблюдения усложненной процедуры правотворчества.Федеральные законы принимаются в Российской Федерации ГосударственнойДумой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации дляодобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало болееполовины от общего числа членов этой палаты либо если в течениечетырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль ПрезидентаРФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы)заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.Особая группа федеральных законов — конституционные законы, которыепринимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаютсяособым порядком принятия — требуется 3/4 голосов от общего числа членовСовета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие отэтого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принималсяпростым большинством голосовНормативно-правовые акты Президента Российскойфедерации. Президент — глава государства, и в соответствии с этимиздаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее послезаконов место и обязательны и для исполнения на всей территории Российскойфедерации. В качестве предмета регулирования указов выступают основныенаправления внутренней и внешней политики. Нормативно-правовые актыПравительства. Правительство Российской Федерации осуществляетисполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимаетпостановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характерили наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения потекущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. ОсобенностьюактовНормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органовисполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, чтоминистерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащиенормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указамиПрезидента, постановлениями Правительства.Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.Локальные нормативные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации,решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенциипринимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативныеправовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Нормативный договор. Договор — эффективное юридическое средство поопределению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан июридических лиц. Большое значение он имеет в отношениях Междугосударствами. Однако в не меньшей степени договор важен и как один изосновных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественногооборота.Обычай как источник права. Особенность обычая в том, что это правилоповедения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай —неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью,множественностью и разнообразием. Причина того заключается вмногочисленности культур, населяющих тот или иной регион. обычай,санкционированный государством,— весьма редко встречающаяся форма права. Роль органов власти и управления в осуществлении основных функцийгосударства.Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающиесущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлениюобществом в присущих ему формах и присущими ему методами.Функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренниефункции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степеньактивности воздействия государства на данное общество, а внешние — наустановление и поддержание определенных отношений с другими государствами.Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняютдруг друга.Охрана существующих форм собственности — функция, присущая всем государствам,ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем вобществах, где основной экономический потенциал сосредоточивался в рукахтого или другого класса (в эксплуататорских обществах), государственнаядеятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной,капиталистической частной собственности, за посягательства на которуюустанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства надругие ее виды. В демократических обществах действует принцип равнойправовой защиты всех форм собственности.Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого государства,вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве напервый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможенподлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становитсяфункцией охраны Прав и свобод граждан и правопорядка.Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последниедесятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство сталоагрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государствовынуждено заниматься этой деятельностью.Экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику,определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ееотраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственнаясобственность, и государственное управление предприятиями и организациями,на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшимпредпринимателем: многочисленные акционерные общества являютсягосударственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира,сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современноегосударство способно прогнозировать и гибко регулировать экономическиепроцессы в масштабе всей страны.Социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабнапо объему государственной деятельности. Главное ее назначение — устранитьили смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постаратьсявыровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение,образование, культуру.Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которыерасходуются на пенсии, пособия, здравоохранение) образование. Оноразрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения исокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размерызаработной платы и др.Социальная деятельность государства регламентируется особойотраслью—социальным правом. Прослеживается цель государства—обеспечитьчеловеку достойное существование, свободное развитие личности, защитусемьи, социальную справедливость и социальную защищенность.В последние десятилетия многие передовые государства мира активноосуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постояннорасширяется сфера научно-технических исследований, проводимых нагосударственной основе.Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны отнападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатическихотношений. В наше время в связи с формированием мирового рынкаактивизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развиваетсяколлективная безопасность, создаются международные миротворческиевооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешнихфункций.

25. Конституционные основы судебной системы ПМР.

26. Понятие и элементы состава преступления.

Уголовное право – это совокупность одинаковых норм высших органов власти,содержащих описание признаков противоправного поведения и определяющее пределынаказания за эти преступные действия.Только в России, оно называется уголовным, во всем мире это, карательное,наказательное и т.д., почему именно этот термин, точно сказать нельзя.

Состав преступления.

Состав преступления - совокупность признаков, указанных в законе ихарактеризующих конкретный вид преступного деяния. Признаки состава преступления – это признаки, характеризующие каждую изчетырех составных частей или сторон преступления: объект и субъект, объективнуюи субъективную сторону преступления. Состав описывает преступное деяние иногдаобобщенно, иногда конкретно. Признаки составов бывают: Обязательные – такие, которые всегда должны быть, те без которыхпреступления не будет. Во всяком преступлении должно быть действие(бездействие), если его нет, то не будет преступления. Факультативные – могут быть, могут и не быть. Если будет, тогдаквалифицированное преступление, так место, время, способ совершения могутвлиять на квалификацию преступления, но и без них будет преступление.Составы преступлений могут существенно различаться как по своей конструкции,так и по характеристике степени опасности преступления. Поэтому классификациясоставов преступления может строиться по различным основаниям.Так, при определении степени опасности конкретного вида преступления различают: Основные составы (простые) - ч.1 ст.105. Составы со смягчающими обстоятельствами (привилегированные) - ст.106, 107, 08. Составы с отягчающими обстоятельствами (квалифицированные) - ч.2 ст.105. Составы с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированные) -ч.3 ст.213.Составы преступлений можно различать и по их конструкции: Простые – указывается один объект, одно действие, одна форма вины,например, ст.158. Сложные – два объекта, два и более действий, составляющих объективнуюсторону преступления, двойная или смешанная форма вины. Двойная форма виныбывает тогда, когда в одном и том же действии имеет место умысел инеосторожность. Бывают и альтернативные составы, когда для наличияпреступления достаточно определить одно из действий. По объёму охвата преступного деяния составы делятся на: Общие – содержит обобщённую характеристику преступного деяния,охватывающую различные формы одного вида преступления (ст.285 - злоупотреблениедолжностными полномочиями). Специальные – ст.292 служебный подлог, очевидно, что такие действияпопадают под признаки указанные в ст.285, однако, когда выделяется специальныйсостав, имеющий более узкое содержание по сравнению с общим составом,применяться должна уголовно-правовая норма, фиксирующая специальный составпреступления. По включению в состав преступных последствий: Материальные - составы преступлений, в которых обязательным признакомобъективной стороны являются последствия (ст.105, 158, 281). Формальные - составы преступлений, в которых указано только действие илибездействие, совершение которых и служит основанием ответственности (ст.130,125, 223).Составы по степени определенности делятся на: Формально-определенные - признаки преступления даны законодателемсамостоятельно и там ни какой неопределённости нет. Конкретно-неопределённые - иногда законодатель оставляет возможностьопределять некоторые признаки самостоятельно, например, кража, совершённаяразными категориями граждан. Обезображивание лица у мужчин в Германии это врамках нормы, а у девушки очень плохо, поэтому наказание строже, так лысина, умужчин хорошо, у женщины плохо.

27. Понятие и виды преступлений.

Преступления – это общественно-опасные деяния, которые подлежатнаказанию. Закон (ч.1 ст.14) даёт такое понятие преступления: "Преступлениемпризнаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённоенастоящим Кодексом под угрозой наказания".Правонарушения происходят повсеместно. Преступление – это аморальное деяние.Раньше считалось, что моральная ответственность хуже юридической. Большезначение имеет общественное мнение, оно может не совпадать с юридическойответственностью. Суть преступления заключается в том, что когда человекобъявляется преступником, он на время изымается из общества. Признаки, которые определяют преступление:Ø общественная опасностьØ противоправностьØ виновностьØ уголовная наказуемость Общественная опасность (материальный признак) – нет четкого определения(также как и у ненависти). Она не вещественна, поэтому трудно определить.Ничего и говорить, что и для наличия преступления необходимо наличиеобщественной опасности, достигшей предела. Общественная опасность определяетсятеми отношениями, которые определяют преступление, то есть объектамипреступления. При одних и тех же объектах, общественная опасность определяетсяразмером причинённого вреда. Имеет значение способ совершения преступления.Ранее пользовались общим понятием хищение, теперь различают по способам. (кражаи грабеж).Специфика общественной опасности преступлений выражается в характере истепени. Характер и степень общественной опасности - это качественная иколичественная характеристика всех преступлений. Характер общественнойопасности содержит особенности, свойства преступления, которые позволяютотличить его от смежных с ним, выделить из числа тех, которые составляютопределённую группу преступлений, имеющих общие признаки. Степеньобщественной опасности способствует сравнительному анализу преступленийодного вида, одного и того же характера Противоправность (формальный признак) - одной общественной опасностимало, надо чтобы деяние было запрещено законом, если деяние опасно общественно,но не указанно в законе, тогда оно не наказуемо.В уголовном праве общественную опасность рассматривают как материальнуюхарактеристику общественного свойства всякого преступления, апротивоправность - как юридическое выражение этого свойства.Взаимообусловленность общественной опасности и противоправности -определяющий фактор в понимании того, что считается законодателем преступным.Не может считаться преступлением общественно опасное деяние, непредусмотренное уголовным законом. Также не может считаться преступлениемдеяние, хотя формально подпадающее под признаки статьи УК, но в силу рядаобстоятельств лишенное общественно опасного характера (ч.2 ст.14). Виновность - деяние должно быть виновным, должно включать умысел илинеосторожность. Умышленное преступление опаснее потому, что лицо концентрируетсвои силы на достижении преступного результата, не прекращает свои действия,пока не достигнет результата. Уголовная наказуемость - деяние должно быть уголовно наказуемым. Все чтовходит в пределы действия уголовного закона, является преступлением, анаказуемость - его необходимым свойством. Норма без санкции с угрозой наказанияне может быть уголовно-правовой нормой. Исключение наказуемости из числапризнаков преступления стирает грань между преступлением и непреступлением.Наказуемость как признак преступления нельзя отождествлять с наказанием засовершение конкретного преступления (от которого можно и освободить виновного).

28. Судимость. Амнистия. Помилование.

Наши рекомендации