Понятие законодательного процесса в РФ

Законы РФ принимаются в особом порядке, который реализуется в законодательномпроцессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которыхосуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. В РФзаконодательный процесс состоит из нескольких стадий.Первая стадия законодательного процесса — законодательнаяинициатива, сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думызаконопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правомзаконодательной инициативы.Согласно ст. 114 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежитПрезиденту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатамГосударственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным)органам субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному суду РФ,Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.Таким образом, Конституция РФ различает две группы субъектов правазаконодательной инициативы. В первую из них входят субъекты, чье правозаконодательной инициативы не связано какими-либо компетенционными рамками.Во вторую же группу этих субъектов входят те из них, которые пользуютсяправом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения.К этому следует добавить, что согласно Регламенту Государственной Думы (ст.16) право законодательной инициативы имеет также группа депутатов,составляющих комитет Государственной Думы.Конституция РФ (ст. 104) устанавливает, что законопроекты вносятся вГосударственную Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов,освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменениифинансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающиерасходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены толькопри наличии заключения Правительства РФ.Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественныхобъединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могутбыть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательнойинициативы.Согласно Регламенту Государственной Думы право законодательной инициативыосуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов ипоправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке ипринятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов;законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ изаконы РСФСР либо признании этих законов утратившими силу; предложений опоправках и пересмотре положений Конституции РФ.Необходимым условием внесения законопроекта в Государственную Думу в порядкезаконодательной инициативы является представление текста законопроекта;обоснование необходимости его принятия, включающее развернутую характеристикузаконопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующегозаконодательства, а также прогноза социально-экономических и иных последствийего принятия; справки о состоянии законодательства в данной сфере правовогорегулирования; перечня законов и иных нормативных актов, отмены, изменения,дополнения или принятия которых потребует принятия данного законопроекта:предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которыхнеобходимо для реализации данного закона; финансово-экономическогообоснования в случае внесения законопроекта, реализация которого потребуетдополнительных материальных и иных затрат.Законопроекты, внесение которых в соответствии с Конституцией РФ (ст. 104)требует обязательного заключения Правительства РФ, направляются СоветомГосударственной Думы на заключение Правительства, которое в течение 14 дней смомента получения законопроекта подготавливает письменное заключение инаправляет его в Совет Государственной Думы. Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроектов.Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляетсяСоветом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, которыйназначается ответственным по законопроекту.В случае направления законопроекта в несколько комитетов СоветГосударственной Думы определяет из числа этих комитетов ответственный комитетпо законопроекту.Законопроекты по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ направляютсясубъектам РФ для дачи предложений и замечаний (ст. 102 РегламентаГосударственной Думы).Третья стадия законодательного процесса включает в себярассмотрение законопроектов в Государственной Думе.Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думойприменительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, исоответствующие материалы к нему по предоставлению ответственного комитетаГосударственной Думы направляются депутатам Государственной Думы не позднеечем за три до рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы.При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтенииобсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия,дается общая оценка концепции законопроекта.Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содокладаответственного комитета Государственной Думы. При рассмотрении законопроектазаслушиваются предложения и замечания фракций и депутатских групп, депутатовГосударственной Думы, полномочного представителя Президента РФ в Федеральномсобрании, представителей Правительства РФ, субъектов РФ, других лиц,приглашенных для участия в обсуждении.По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Думаможет принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним сучетом высказанных предложений и замечаний; отклонить законопроект; принятьзакон.В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума Можетустановить срок подачи поправок к законопроекту и внесения его на второечтение.государственная Дума может принять решение о внеочередном обсуждениизаконопроекта, принятого в первом чтении.Законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении, в течении пятидней направляется для сведения в Совет Федерации.Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым,если за него проголосовало большинство от общего числа депутатовГосударственной Думы.Государственная Дума может принять закон после его обсуждения в первом чтении.Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить повопросам их ведения Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации,депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные(представительные) органы субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный СудРФ, Высший Арбитражный Суд РФ.Ответственный комитет Государственной Думы изучает и обобщает поправки.Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, комитетомпредставляется таблица поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, итаблица одобренных комитетом поправок. Правовое управление АппаратаГосударственной Думы проверяет и вносит уточнения в перечень актовфедерального законодательства, подлежащих к отмене, изменению или дополнениюв связи с принятием законопроекта.Законопроект вместе с указанным перечнем направляется инициаторузаконопроекта, как правило, не позднее чем за 30 дней до его рассмотренияГосударственной Думой во втором чтении.Совет Государственной Думы принимает решение о включении законопроекта,подготовленного ко второму чтению, в календарь рассмотрения ГосударственнойДумой вопросов во втором чтении, о направлении депутатам Государственной Думынеобходимых материалов и определяет докладчика по законопроекту —представителя ответственного комитета.Законопроект вместе с перечнем актов федерального законодательства,подлежащих отмене, изменению или дополнению, таблиц поправок к нему изаключением по законопроекту представляется депутатам, как правило, непозднее чем за 15 дней до его рассмотрения Государственной Думой во второмчтении.В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладомвыступает представитель ответственного комитета Государственной Думы.Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете,поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступаютполномочный представитель Президента РФ в Федеральном Собрании, представителиинициатора законопроекта, Правительства РФ. Председательствующий выясняет,имеются ли возражения фракций и депутатских групп или депутатов противпоправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при егодоработке. если такие возражения имеются, то предоставляется слово для ихкраткого, до трех минут, обоснования. Докладчик отвечает на возражения, послечего в Государственной Думе проводится голосование об одобрении илиотклонении поправки.При рассмотрении возражений против поправок, включенных ответственнымкомитетом в законопроект при его доработке, проводится голосование о принятиипроекта за основу. Решение считается принятым, если за него проголосовалобольшинство от общего числа депутатов Государственной Думы.В случае принятия законопроекта за основу председательствующий ставит наголосование вопрос об утверждении рекомендации комитета по отклонениюсоответствующих поправок. При утверждении Государственной Думой даннойрекомендации на голосование ставится вопрос о принятии законопроекта вовтором чтении.В случае если законопроект за основу не принят, на голосование ставитсявопрос о продолжении обсуждения или его отклонении. Если принято решение одальнейшем обсуждении законопроекта, Государственная Дума переходит крассмотрению поправок, отклоненных ответственным комитетом. Обсуждение ипринятие решения по отклоненным поправкам производится в том же порядке, чтои по одобренным комитетом поправкам. После принятия решения по отклоненнымпоправкам проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении. Врезультате голосования Государственная Дума принимает законопроект во второмчтении или отклоняет его.Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитетГосударственной Думы для устранения с участием Правового управления АппаратаГосударственной Думы возможных внутренних противоречий, установленияправильных взаимосвязей статей и редакционной правки ввиду изменения текстазаконопроекта при втором чтении.По завершении этой работы законопроект в течение семи дней представляетсяответственным комитетом в Совет Государственной Думы для включения вкалендарь рассмотрения вопросов. Четвертая стадия законодательного процесса — принятие закона.Совет Государственной Думы назначает в специально отведенный день неделитретье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качествезакона. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в негопоправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям,главам, разделам. В исключительных случаях по требованию депутатскихобъединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы,председательствующий обязан поставить вопрос о возвращении к процедуревторого чтения законопроекта.Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов отобщего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считаетсяпринятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числадепутатов Государственной Думы.Принятый Государственной Думой Федеральный закон в течение пяти днейпередается на рассмотрение Совета Федерации. В случаях если принятыйГосударственной Думой федеральный закон не подлежит обязательномурассмотрению Советом Федерации в соответствии с Конституцией РФ (ст.ст. 106 и108) и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то втечение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной ДумойПрезиденту РФ для подписания и обнародования. Пятая стадия — рассмотрение и одобрение федеральных законовСоветом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон в срокне более 48 часов направляется вместе с сопровождающими его документами всемдепутатам Совета Федерации.Конституция РФ (ст. 106) устанавливает перечень вопросов, законы по которымподлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации после их принятияГосударственной Думой. К их числу относятся законы по вопросам федеральногобюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного. кредитного,таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсациимеждународных договоров РФ; войны и мира.В Регламенте Совета Федерации также указывается, что обязательномурассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думойфедеральные законы по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к совместномуведению РФ и субъектов РФ.Согласно ст. 108 Конституции РФ обязательному рассмотрению Совета Федерацииподлежат также все федеральные конституционные законы.После поступления в Совет Федерации принятого Государственной Думойфедерального закона он в двухдневный срок направляется в комитет палаты,ответственный за подготовку заключения по этому закону, который в течениетрех дней принимает по нему заключение.Заключения комитетов рассматриваются Председателем Совета Федерации непозднее шести дней со дня регистрации поступившего из Государственной Думызакона.В отношении принятых Государственной Думой законов, не подлежащихобязательному рассмотрению Советом Федерации, в заключениях по которомукомитет предлагает одобрить федеральный закон и не вносить его нарассмотрение палаты, Председатель Совета Федерации принимает одно изследующих решений: согласиться с решением комитета и не вносить принятыйГосударственной Думой закон на рассмотрение Совета Федерации или отклонитьрешение комитета и включить в повестку дня Совета Федерации закон, принятыйГосударственной Думой.Председатель Совета Федерации не вправе принять решение о невключении вповестку дня Совета Федерации рассмотрение федерального конституционногозакона, а также федерального закона, если данный закон согласно КонституцииРФ (ст. 106) и Регламенту Совета Федерации подлежит обязательномурассмотрению Советом Федерации; если Президент РФ,, Правительство РФ или поменьшей мере два члена Совета Федерации, представляющие один субъектФедерации, настаивают на рассмотрении закона Советом Федерации или если взаключении комитета рекомендовано рассмотреть закон, принятый ГосударственнойДумой.Рассмотрение принятого Государственной Думой закона на заседании СоветаФедерации начинается с оглашения заключения соответствующего комитета СоветаФедерации и проекта постановления Совета Федерации, внесенного этимкомитетом. Затем Совет Федерации большинством голосов от общего числадепутатов палаты принимает решение одобрить или отклонить закон безобсуждения либо обсудить его на заседании палаты.По результатам обсуждения Совет Федерации принимает одно из следующихрешений: одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон.Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимаетсябольшинством голосов от общего числа депутатов Совета Федерации, апостановление об одобрении федерального конституционного закона —большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатовпалаты.Согласно Конституции РФ (часть 4 ст. 105) федеральный закон считается такжеодобренным Советом Федерации, если в течении четырнадцати дней он не былрассмотрен Светом Федерации.Следует иметь в виду, что согласно Постановлению Конституционного Суда РФ поделу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции РФ от 23 марта1995 года рассмотрение в Совете Федерации федерального закона, подлежащего всоответствии со статьей 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в этойпалате, должно начинаться согласно части 4 ст. 105 Конституции РФ не позднее14 дней после его передачи в Совет Федерации.Если Совет Федерации в течение 14 дней не завершит рассмотрение принятогоГосударственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии состатьей 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации,этот закон не считается одобренным и его рассмотрение продолжается наследующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении илиотклонении.Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение непроголосовало необходимое число депутатов Совета Федерации.При отклонении принятого Государственной Думой федерального закона СоветФедерации принимает решение либо отклонить закон в целом, либо отклонить еговвиду неприемлемости отдельных его положений, разделов, глав, статей, а такжечастей и пунктов статей закона. В последнем случае постановление СоветаФедерации об отклонении федерального закона должно содержать предлагаемуюСоветом Федерации редакцию отдельных разделов, глав, статей, а также частей ипунктов этого закона.Постановление Совета Федерации об отклонении или одобрении принятогоГосударственной Думой закона по результатам его рассмотрения в срок не болеепяти дней направляется в Государственную Думу. В случае принятия СоветомФедерации решения об одобрении принятого Государственной Думой закона еготекст вместе с постановлением Совета Федерации направляется Президенту РФ дляподписания и обнародования.Особую стадию законодательного процесса представляет преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой всвязи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов.В случае если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он передаетсяСоветом Государственной Думы в ответственный комитет Государственной Думы,который рассматривает возражения Совета Федерации, дает по ним заключение ивносит свои предложения по преодолению возникших разногласий на рассмотрениепалаты.Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону, принятомуГосударственной Думой и отклоненному Советом Федерации, может быть создана согласительная комиссия. Она создается как по инициативе СоветаФедерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативеГосударственной Думы, поддержанной Советом Федерации. Регламент ГосударственнойДумы предусматривает возможность проявления инициативы в создании такойкомиссии также со стороны Президента РФ и субъекта права законодательнойинициативы.Члены согласительной комиссии от Совета Федерации избираются СоветомФедерации и образуют депутацию от Совета Федерации в согласительной комиссии.Избранными считаются те члены Совета Федерации, которые получили наибольшеечисло голосов из всех предложенных на заседании палаты кандидатур, но неменее половины от числа депутатов, присутствующих на заседании.Решение об избрании депутатов Государственной Думы в состав согласительнойкомиссии принимается на заседании палаты большинством голосов от числаизбранных депутатов Государственной Думы.Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации вотдельности, стремясь выработать единый текст соответствующего федеральногозакона. Решения комиссии принимаются раздельным голосованием членов комиссииот каждой из палат. Комиссия принимает решение открытым голосованием. Решениесчитается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии откаждой из палат.По результатам работы согласительная комиссия составляет протокол, содержащийпредложения по преодолению разногласий. Протокол вносится на рассмотрениеСовета Государственной Думы, который включает федеральный закон в календарьрассмотрения вопросов для повторного рассмотрения закона ГосударственнойДумой.При повторном рассмотрении федерального закона Государственной Думойобсуждаются только те предложения, содержащиеся в протоколе согласительнойкомиссии. Никакие поправки, выходящие за пределы этих предложений,Государственной Думой не рассматриваются.В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссииГосударственная Дума может предложить продолжить ее работу с учетом поправок,одобренных палатой, для представления комиссией новых предложений в течение10 дней. Совет Федерации вправе принять решение о продлении срока работысогласительной комиссии либо отказаться от участия в работе согласительнойкомиссии. Государственная Дума принимает решение по каждому предложениюсогласительной комиссии отдельно большинством голосов от общего числадепутатов палаты. Федеральный закон в редакции, учитывающей предложениясогласительной комиссии, которые были одобрены Государственной Думой,направляется в Совет Федерации.Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного СоветомФедерации, Государственная Дума не приняла предложений согласительнойкомиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонениизакона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случаефедеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менеедвух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.Принятый в этом порядке федеральный закон в течение пяти дней направляетсяПрезиденту Российской Федерации для подписания и обнародования. ПредседательГосударственной Думы уведомляет Председателя Совета Федерации о направленииэтого Президенту Российской Федерации.Завершающей стадией законодательного процесса является подписание иобнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 107)Президент РФ, которому направлен федеральный закон, в течение 14 днейподписывает его и обнародует.Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установленфедеральным законом от 25 мая 1994 года «О порядке опубликования и вступленияв силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палатФедерального Собрания».В соответствии с упомянутым федеральным законом на территории РФ применяютсятолько те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятияфедерального закона можно считать день принятия его Государственной Думой вокончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного законасчитается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.Федеральные законы подлежат официальному опубликования в течение 7 дней послеих подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального законасчитается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или«Собрании законодательства РФ». Федеральные законы для официальногоопубликования направляются Президентом РФ.Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ поистечение 10 дней после их официального опубликования, если самими законамине установлен другой порядок вступления их в силу.Рассматриваемая стадия законодательного процесса является завершающей, еслиПрезидент РФ подписал закон. Однако если Президент РФ в течение 14 дней смомента поступления закона отклонит его, то Государственная Дума и СоветФедерации вновь рассматривают этот закон.Федеральный закон, отклоненный Президентом РФ, направляется СоветомГосударственной Думы на заключение ответственного комитета ГосударственнойДумы или специально созданной комиссии палаты, которые рассматривают его втечение 10 дней.По итогам рассмотрения принимается рекомендация одобрить федеральный закон вредакции, предложенной Президентом РФ; согласиться с предложением Президентао нецелесообразности принятия федерального закона или одобрить федеральныйзакон в ранее принятой редакции.Повторное рассмотрение закона начинается с выступления полномочногопредставителя Президента РФ в Федеральном Собрании, затем излагаетсязаключение комитета или комиссии. Предложение Президента о нецелесообразностипринятия отклоненного им федерального закона может быть поставлено наголосование. Решение считается принятым, если за него проголосовалобольшинство от общего числа депутатов Государственной Думы.Если палата принимает решение о проведении обсуждений, в нем участвуют толькопредставители фракций и депутатских групп. По окончании обсуждения первымставится на голосование предложение одобрить федеральный закон в редакции,предложенной Президентом РФ. Решение считается принятым, если за негопроголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.Если первое предложение не принято, на голосование палаты ставится вопрос ободобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думойредакции. Решение в этом случае принимается большинством не менее двух третейголосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае принятияэтого решения закон в тот же день направляется в Совет Федерации.В случае если не принято ни одно из указанных ранее решений, палата проводитголосование по отдельным разделам, главам, статьям, их частям и пунктам вредакции, предложенной Президентом РФ. Решение в каждом случае считаетсяпринятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатовГосударственной Думы.После одобрения Государственной Думой отдельных предложений Президента РФтекст федерального закона с включенными в него одобренными ГосударственнойДумой предложениями Президента представляется Государственной Думой дляодобрения в целом.Федеральный закон считается одобренным с учетом предложений Президента РФ,если за него проголосовало большинство от общего числа депутатовГосударственной Думы. В этом случае закон в течение пяти дней передается нарассмотрение Совета Федерации.Если при повторном рассмотрении Государственной Думой закона, отклоненногоПрезидентом, он принят в новой редакции, порядок его рассмотрения в СоветеФедерации аналогичен порядку рассмотрения вновь принятого ГосударственнойДумой закона.Если при повторном рассмотрении закон, отклоненный президентом, одобренГосударственной Думой в ранее принятой редакции, то закон направляется вкомитет, который ранее давал по нему заключение, а также депутатам СоветаФедерации.Комитет в течение трех дней рассматривает послание Президента и высказанные внем замечания, а также текст федерального закона, одобренного ГосударственнойДумой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, и принимает понему заключение.При повторном рассмотрении закона Совет Федерации может не открыватьобсуждения и поставить на голосование вопрос об одобрении в ранее принятойредакции закона, отклоненного Президентом и одобренного Государственной Думойв ранее принятой редакции; открыть обсуждение по заключению комитета позакону, отклоненному Президентом и одобренному Государственной Думой приповторном рассмотрении в ранее принятой редакции. По окончании обсуждения наголосование ставится вопрос об одобрении в ранее принятой редакции закона,отклоненного Президентом и одобренного в той же редакции ГосударственнойДумой.При повторном рассмотрении Советом Федерации закон считается одобренным, еслирешение об этом было принято большинством не менее чем две трети голосов отобщего числа депутатов палаты.Федеральный закон, представленный Государственной Думой, вместе с текстомпостановления Совета Федерации об одобрении закона направляется Президенту РФдля подписания в течение семи дней и обнародования.Определенной спецификой характеризуется принятие федеральных конституционныхзаконов. Согласно Конституции РФ (ст. 108) федеральный конституционный законсчитается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертейголосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третейголосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральныйконституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ иобнародованию. Таким образом, в отличие от обычных федеральных законов нафедеральные конституционные законы право отлагательного вето Президента РФ нераспространяется.



23. Конституционный статус Президента ПМР, Правительства ПМР,

Верховного Совета ПМР.

Наши рекомендации