Характерные черты управления
1. Все решения принимаемые в щаной сфере должны быть научно обоснованы
2. В системе управления должны работать специально подготовленные кадры
3. Управление в земельной сфере тесно связано с управлением в области охраны окружающей среды, таким образом, носят межотраслевой характер.
4. Управление находится в постоянной динамике, это свидетельствует о постоянных изменениях в области природопользования.
5. Управление в сфере землепользования сочетается с управлением отдельными отраслями экономики
Принципы управления:
1. Принцип комплексного подхода. Учет существующих взаимосвязей земли с другими природными ресурсами, природными комплексами и окружающей средой в целом
2. Сочетание межотраслевых интересов с ведомственными и общегосударственными, при приоритете последних, так как в них проявляется интерес граждан.
3. Принцип перспективности и плановости. Принятие таких актов как правила землепользования и застройки муниципальных образований, утверждение муниципальных планов.
4. Разграничение функций государственного контроля с функциями по хозяйственной эксплуатации земельных участков
Виды органов управления на федеральном уровне
Президента РФ 12 мая 2008 года был утвержден указ, который называется вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.
1. Министерство природных ресурсов – существующая структура до нового указа, то есть до мая 2008 года
2. Ему подчинялись
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (РосПриродНадзор)
a. Федеральное агентство лесного хозяйства
b. Федеральное агентство водного хозяйства
c. Федеральное агентство по недропользованию.
До мая 2008 года действовало федеральное агентство кадастра объектов недвижимости оно стало подчиняться Министерство экономического развития и торговли
1. МЭРТ
2. ФАКОН
Также было в 2004 году ФСТЭА РосТехНадзор оно подчинялось напрямую правительству, но в мая 2008 года изменилось
Вопросы в системе управления является вопросом о системе управляющих субъектов, важнейшие полномочия и возможности которых сконцентрированы у специально уполномоченных на то органов. Одним из принципов охраны окружающей среды является независимость контроля в области охраны окружающей среды. Также запрещается согласно статье 65 об охране окружающей среды совмещать функции государственного контроля и функции хозяйственного использования природных ресурсов. Согласно вновь созданной системе органов исполнительной власти статус специально уполномочено органа в области охраны окружающей среды претерпел изменения:
1. Министерство природных ресурсов переименованы в министерство природных ресурсов и экологии с передачей ему функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды
2. РосТехНадзор передано в ведение этого министерства, также как и РосГидроМет и РоСПриродНадзор
3. Министерству сельского хозяйства были переданы функции преобразуемого министерство экономического развития по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений в части касающихся земель сельскохозяйственного назначения по государственному мониторингу таких земель.
4. Федеральное агентство лесного хозяйства было передано в ведение министерства сельского хозяйства
5. Министерство экономического развития РФ включает в свою структуру федеральное агентство по геодезии и картографии и федеральное агентство кадастров объектов недвижимости которое на прямую уполномочено на осуществление управленческих функций в сфере земельных отношений
В произошедших изменениях в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в части осуществления экологического управления можно наблюдать как отдельные плюсы, так и отдельные минусы. С одной стороны управление органов независимого экологического контроля, а именно их упразднение не способствует повышению эффективности природоохранной деятельности и в известной части противоречит требованиям действующего законодательства. С другой стороны выявляются общие тенденции к сокращению числа специальных органов экологического управления с соответствующей концентрацией их полномочий у оставшихся.
Функции управления