ТПП России провела экспертизу масштабных изменений в Закон о СРО

Аналитическая записка

О состоянии и проблемах законотворчества

№ 143 май 2017 года

Законопроект, предусматривающий новые правила продажи имущества должника, нуждается в доработке

Торгово-промышленной палатой Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в статью 50 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее – законопроект), разработанный Минэкономразвития России.

Законопроект разработан в рамках исполнения пункта 3 Плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование процедур несостоятельности (банкротства)», утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.07.2014 № 1385-р, и предусматривает изменение порядка продажи имущества должника (проведения торгов).

Законопроектом, в частности, предлагается закрепить новый механизм проведения торгов, в ходе которых в рамках одной процедуры торги будут идти на повышение цены, затем (при отсутствии заявок) цена будет снижаться до поступления первого предложения о цене, после чего торги снова будут идти на повышение. При этом предлагается отказаться от торгов в форме публичного предложения.

Также законопроектом предусматривается обеспечение проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должников на электронных площадках, функционирующих в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Ключевыми замечания Палаты являются следующие.

Законопроект использует понятие «универсальная электронная площадка», однако это понятие ни в законопроекте, ни в действующем законодательстве не определено.

Законопроектом предусматривается процедура подачи заявки на участие в аукционе как до начала торгов, так и во время их проведения. В связи с этим Палатой предлагается установить, что заявки на участие в торгах подаются участниками до начала процедуры торгов.

В заключении также предложено для субъектов малого предпринимательства снизить размер задатка с 20 до 5 процентов от начальной цены продажи имущества.

Кроме того, Палата указала на необходимость задать законодательные рамки таким вопросам, как аккредитация участников на электронной площадке, время начала, время окончания электронных торгов, шаг электронных торгов, подведение итогов электронных торгов.

Заключение Палаты было направлено в Администрацию Президента РФ. С полным текстом заключения можно ознакомиться на официальном сайте ТПП РФ.

Аналитическая записка

О состоянии и проблемах законотворчества

№ 143 май 2017 года

ТПП России провела экспертизу масштабных изменений в Закон о СРО

Торгово-промышленной палатой Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект), поступивший из Администрации Президента РФ.

Законопроект предусматривает системные изменения в Федеральном законе от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон № 315-ФЗ), которые касаются деятельности национальных объединений саморегулируемых организаций; функционирования систем стандартизации в саморегулируемых организациях (далее – СРО), страхования рисков, функционирования компенсационного фонда и т.д.

Представленный законопроект является важным шагом в развитии института саморегулирования, поскольку существующие проблемы в становлении данного института вызваны, прежде всего, его недостаточным законодательным регулированием.

Развитие института саморегулирования в настоящее время осуществляется в соответствии с Концепцией совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 2776-р (далее по тексту – Концепция). Все принимаемые законодательные акты должны соответствовать содержанию данной Концепции.

В связи с этим к законопроекту был высказан ряд замечаний, ключевыми из которых являются следующие.

Законопроектом регламентируется подготовка федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности, доклада «Об оценке результативности системы саморегулирования». Представляется, что название доклада необходимо привести в соответствие с текстом Концепции – доклад «О состоянии развития саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности».

Законопроектом вводится запрет на выдачу членом СРО доверенности членам этого СРО, работникам СРО или самому СРО на представление интересов на общем собрании членов. При этом запрещается выдача более двух доверенностей одному лицу. Данные положения законопроекта вводят необоснованные ограничения прав членов СРО, которые существенно осложнят возможность сбора кворума для проведения общих собраний в очной форме и принятие решений. Для многих СРО эта норма будет физически невыполнима, например, для СРО аудиторов, в которой должно состоять не менее 10 тысяч аудиторов.

На современном этапе развития системы саморегулирования, по мнению Палаты, преждевременным является введение принципа солидарной ответственности членов СРО по её долгам как механизма реального возмещения ущерба. Предполагалось, что этот механизм должен будет способствовать очищению профессии от недобросовестных специалистов и укреплению позиций добросовестных экспертов. Однако наличие значительного числа судебных ошибок и несформированность в ряде сфер регулирования системы качественных профессиональных стандартов может привести к обратному эффекту: добросовестные предприниматели будут вынуждены постоянно платить за чужие нарушения, и это, в свою очередь, сделает невыгодной добросовестную конкуренцию. Такая политика приведет к обесценению всей сути саморегулирования как гражданско-правового института. Представляется, что принцип субсидиарной ответственности на современном этапе развития саморегулирования является более эффективным.

В законопроекте компенсационный фонд устанавливается в качестве единственного системообразующего фактора имущественной ответственности членов СРО. Это не соответствует сути саморегулирования. Лучшая мировая практика и накопленный опыт деятельности российских предпринимательских и профессиональных объединений показывает, что эффективное обеспечение ответственности должно базироваться на множественности инструментов имущественной ответственности и праве их свободного выбора саморегулируемой организацией для гарантирования возмещения ущерба.

Спорной является обязанность СРО размещать средства компенсационного фонда исключительно через управляющую компанию. Современная финансовая система в России не дает качественного прироста данных фондов, а размещение через управляющую компанию приводит к их системному обесценению.

В порядке унификации требований к расходованию средств компенсационного фонда СРО законопроектом установлен максимальный размер компенсационной выплаты из фонда по одному требованию не более половины размера его средств. Такой размер слишком велик. Реализация данного положения может повлечь за собой риск утраты компенсационного фонда после нескольких случаев предъявления к СРО соответствующего требования, а также лишение членов СРО права на осуществление профессиональной или предпринимательской деятельности, являющейся предметом саморегулирования. Такие выплаты по одному случаю не должны превышать 10% от размера компенсационного фонда на дату совершения членом СРО установленного судом факта причинения вреда вследствие нарушения требований законодательства Российской Федерации.

Законопроект, по мнению Палаты, должен быть направлен на создание основы для формирования добросовестных Национальных объединений СРО. При этом недопустимым является установление законодательных преимуществ для «крупных» СРО при создании Национальных объединений СРО во избежание манипулирования рынком.

В связи с этим необходимо исключить положение, предусмотренное частью 2 статьи 25 Закона № 315-ФЗ в редакции законопроекта, о том, что СРО, входящие в Национальное объединение, должны в своем составе иметь более 50% участников рынка.

По мнению ТПП РФ, законопроект нуждается в доработке с учётом высказанных замечаний и предложений.

Заключение Палаты было направлено в Администрацию Президента РФ. С полным текстом заключения можно ознакомиться на официальном сайте ТПП РФ.

Наши рекомендации