Административно-правовое регулирование управление иностранными делами.
Важными внешними функциями государства, которые реализуются в административно-политической сфере управления, является дипломатическая деятельность, осуществление экономических и культурных связей с зарубежными странами. По своему содержанию управление иностранными делами представляет собой широкую и разностороннюю деятельность государства и его органов. Законодательство Российской Федерации закрепляет полномочия органов управления и их должностных лиц в данной сфере деятельности:
1) Президент Российской Федерации – определяет основные направления внешней политики государства и осуществляет руководство ею.
2) Совет Федерации – решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил за пределами государства; рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров, статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, войны и мира.
3) Правительство Российской Федерации – осуществляет меры по реализации внешней политики государства.
Непосредственное управление иностранными делами осуществляется системой специальных органов государства:
1) Министерство иностранных дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в сфере иностранных дел. К его основным задачам в соответствии с Положением о МИД России, утвержденным Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации»[254] относятся:
1. разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту РФ;
2. реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ;
3. обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;
4. обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, других ее интересов на международной арене;
5. защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;
6. содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федераций и реализации ее международных прав и обязательств;
7. координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств Российской Федерации;
8. содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.
К числу основных функций Министерства иностранных дел Российской Федерации относятся:
- разработка для Президента РФ предложений по вопросам внешней политики;
- обеспечение главы государства необходимой внешнеполитической информацией;
- руководство и координация деятельности дипломатических и консульских представительств;
- осуществление постоянного контакта с консульскими и дипломатическими представительствами зарубежных стран на территории России;
- оформление паспортно-визовой документации;
- регистрация международных договоров РФ в секретариате ООН, а также в иных органах международных организаций.
Министерство иностранных дел России осуществляет следующие полномочия:
- вносит Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, проекта других документов, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России, а также проект плана работы МИДа России и прогнозные показатели его деятельности;
-самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере его деятельности;
- реализует дипломатическими и международно-правовыми средствами усилия Российской Федерации по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности, в том числе с учетом ее ответственности как постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов;
- обеспечивает участие Российской Федерации в деятельности
ООН, СНГ, органов Союзного государства, международных организаций, в работе международных конференций, форумов, содействует повышению роли Российской Федерации как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем;
- участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации, обороны и безопасности государства, расширения торгово-экономических и финансовых связей, научно-технического, культурного и иного обмена Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;
- содействует развитию международных связей субъектов РФ и
осуществляет их координацию;
- осуществляет координацию международной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;
- заключает международные договоры межведомственного характера по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России;
- оформляет в установленном порядке и в пределах своей компетенции паспортно-визовую документацию;
- ведает в пределах своей компетенции вопросами гражданства
и др.
2) Дипломатические представительства (как правило, на уровне посольств) образуются в странах, с которыми РФ установлены дипломатические отношения. Они представляют Россию в стране пребывания, реализуют в ней внешнюю политику российского государства. Посольство возглавляет Чрезвычайный или Полномочный Посол РФ (миссию – Чрезвычайный или Полномочный Посланник РФ, либо Поверенный в Делах РФ). Работники дипломатических представительств (послы, посланники, советники, секретари, атташе и др.), члены их семей пользуются дипломатическим иммунитетом, а посольство (миссия) – экстерриториальностью.
3) Консульские учреждения (генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства) образуются в крупных городах, портах страны пребывания на основе двухсторонней консульской конвенции, которая заключается РФ с данной страной. Основными функциями консульских учреждений являются:
- информирование соответствующего дипломатического представительства и МИДа России о социальной, культурной, политической жизни в стране пребывания;
- учет граждан и регистрация актов гражданского состояния граждан РФ, находящихся за границей;
- выполнение нотариальных функций;
- выдача и продление паспортов граждан РФ;
- оформление виз на въезд, выезд и транзит на территорию России.
Российское государство, являясь членом мирового сообщества, реализует торгово-экономические связи с зарубежными странами, основываясь на принципах мирного сосуществования и взаимной выгоды. Основными направлениями этой деятельности являются: внешняя торговля, внешние кредиты и займы, инвестиции и концессии, совместные экономические проекты. Внешнеэкономические отношения российского государства находятся в ведении РФ и реализуются Правительством России. Правительство РФ обеспечивает реализацию внешне-экономической политики страны, управляет внешними делами России. В соответствии с Конституцией РФ внешнеэкономическая деятельность может осуществляться и субъектами РФ. Важную роль в осуществлении внешнеэкономических связей РФ играет Министерство экономического развития и торговли. В его ведении находятся торгово-экономические представительства России за рубежом, а также Федеральная таможенная служба.
Управление культурными связями с зарубежными странами является также важной функцией российского государства. Российская Федерация развивает и укрепляет культурные связи с зарубежными странами, осуществляет взаимный обмен достижениями культуры, науки и техники в интересах взаимоотношения и дружбы народов. В управлении культурными связями участвуют различные органы исполнительной власти, научные учреждения, учреждения культуры: Министерство культуры и массовых коммуникаций, Министерство образования и науки, Российская академия наук и т.д. В данном виде деятельности активное участие принимают и соответствующие органы управления субъектов Федерации.
ЧАСТЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Тема 23. Общая характеристика административного права
зарубежных стран
Учебные вопросы:
1. Понятие административного права зарубежных стран.
2. Предмет и метод административного права зарубежных стран.
3. Источники административного права зарубежных стран.
4. Административное право Франции.
5. Общая характеристика административного права Великобритании.
6. Особенности административного права США.
7. Общая характеристика административного права Германии.
Литература
Основная:
Административное право России: курс лекций / под ред. Н.Ю. Хаманевой.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
Административное право зарубежных стран. Учебник. / под ред А.Н Козырина и М.А. Штатиной – М.: Спарк, 2003.
Гнатюк В. В. Административное право зарубежных государств: учеб. пособие. — М. : ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2007.
Дополнительная
Галлиган Д., Полянский В.В., СтариловЮ.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. – М.: Юристъ, 2002.
Василенко И.А.Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. – М.: Логос, 2001.
Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. — М.: Аспект Пресс, 2005.
Государственная служба в странах основных правовых систем мира / под ред. А. А. Демина. — М.: Готика, 2001.