Административно-правовое регулирование управления государственной безопасностью.
Согласно Федеральному закону от 28.12.2010 г. «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
К жизненно важным интересам относятся потребности, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.
Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности.
К объектам безопасности относятся:
1) Личность, ее права и свободы;
2) Общество и его материальные и духовные ценности;
3) Государство и его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в сфере безопасности; а также системой мер экономического, политического, организационного, правового и иного характера, адекватных угрозам безопасности.
Основными принципам обеспечения безопасности являются:
1) Законность;
2) Соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
3) Интеграция с международными системами безопасности.
Система безопасности включает в себя:
1) Органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации;
2) Государственные, общественные и иные организации и объединения;
3) Органы местного самоуправления;
4) Граждане РФ, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с действующим российским законодательством;
5) Правовые нормы, регламентирующие отношения в сфере безопасности.
Основными функциями системы безопасности являются:
1) Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно-важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
2) Создание и поддержка в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
3) Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и чрезвычайных ситуациях;
4) Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
5) Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.
Реализация данных функций осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также Президента РФ в указанной сфере. В частности:
1) Президент Российской Федерации – определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности, конкретизирует и координирует деятельность всех государственных органов обеспечения безопасности;
2) Парламент Российской Федерации – разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности;
3) Правительство Российской Федерации – реализует мероприятия по обеспечению безопасности;
4) Судебные органы – осуществляет правосудие по делам о преступлениях и административных правонарушениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;
Реализация задач и функций по обеспечению безопасности осуществляется с привлечением следующих сил и средств:
1) Вооруженные Силы России;
2) Федеральные органы безопасности;
3) Органы внутренних дел;
4) Служба внешней разведки;
5) Органы федеральной службы охраны;
6) Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий.
7) Федеральная налоговая служба;
8) Пограничные войска;
9) Внутренние войска МВД России;
10) Органы, обеспечивающие безопасность ведения работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;
11) Служба обеспечения безопасности средств связи и информации;
12) Федеральная таможенная служба;
13) Природоохранительные органы;
14) Органы охраны здоровья населения.
Правовую основу деятельности органов государственной безопасности составляют Конституция РФ и ФЗ от 3.04.1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации». ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, реализующим основные направления деятельности органов ФСБ: борьба с преступностью и контрразведывательная деятельность.
К органам ФСБ относятся: ФСБ РФ; управления (отделы) ФСБ РФ по отдельным регионам и субъектам РФ; управления (отделы) ФСБ РФ в Вооруженных Силах РФ (органы безопасности в войсках), войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления; управления (отделы, отряды) ФСБ РФ в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы); авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения. ФСБ возглавляет директор на правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.
Правовую основу государственной охраны составляет ФЗ РФ от 27. 05.1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране». На основании закона создана Федеральная служба охраны РФ (ФСО России), которая действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ о 07. 08 2004 г. № 1013.
Задачами ФСО РФ являются:
1) обеспечение безопасности объектов государственной охраны;
2) прогнозирование и выявление угрозы жизненно важных интересам объектов государственной охраны;
3) предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны;
4) защита охраняемых объектов;
5) участие в борьбе с терроризмом;
6) организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствование специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам.
К органам, обеспечивающим безопасность Российской Федерации, относится Служба внешней разведки РФ (СВР России). Правовую основу деятельности СВР РФ составляет Федеральный закон РФ от 10. 01. 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке». Основными направлениями деятельности СВР России являются: обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической сферах; обеспечение условий, способствующих реализации политики в сфере безопасности; содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу и военно-техническому обеспечению Российской Федерации.