Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе.

Агропромышленный комплекс призван обеспечивать потребительский рынок продовольствием и сырьем для промышленного производства.

Агропромышленный комплекс страны включает в себя много отраслей сельскохозяйственного и органически связанного с ним промышленного и иного производства. К основным отраслям сельскохозяйственного производства относятся (земледелие, растениеводство и животноводство) и специальные отрасли сельского хозяйства – лесное хозяйство, охотничье дело, рыбное хозяйство, мелиорация и водное хозяйство, заготовка, хранение и промышленная переработка сельскохозяйственной продукции.

Проводимые в России экономические реформы, направленные на создание многоукладной рыночной экономики и конкурентной среды, формирование класса новых собственников изменили суть управляющего организующего государственного воздействия на функционирование и развитие сельского хозяйства, а также правовой статус хозяйствующих в этой отрасли субъектов.

Государственное управление сельским хозяйством заменено государственным регулированием, связанным с экономическим воздействием государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется по следующим основным направлениям:

формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;

финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;

защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;

развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса; развитие социальной сферы села;

поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами;

совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства;

устойчивое развитие сельских территорий; иные направления, определенные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ (в ред. от 25.07.2011 года №260) «О развитии сельского хозяйства».

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую переработку в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов в течение календарного года.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

1). граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствие с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ (в ред. от 21.06.2011 года «О личном подсобном хозяйстве»[231];

2).сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствие с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года №193-ФЗ ( в ред. от 01.07.2011 года №169) «О сельскохозяйственной кооперации»[232];

3). крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствие с Федеральным законом от 11 июня 2003 года №74-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 года №420) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»[233].

Сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производстве и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.

Рынком сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия признается сфера обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Общую координацию работы и контроль за деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), действующих в системе АПК или имеющих к ней какое-то функциональное отношение, осуществляет Правительство РФ. К числу важнейших направлений правительственного регулирования организации и деятельности АПК относится:

разработка федеральных целевых программ стабилизации и развитие агропромышленного производства в стране;

разработка и реализация государственной закупочной, налоговой, ценовой, кредитной, страховой, внешнеэкономической политики в отношении агропромышленного комплекса;

назначение представителей государства в открытых акционерных обществах агропромышленного комплекса с определением основ их компетенции;

определение видов и порядка ежегодного предоставления различных мер государственной поддержки агропромышленному комплексу.

В соответствии с федеральным законом от 29.12.2006 года №264 (в ред. от 25.07.2011 года №260) «О развитии сельского хозяйства» государственная аграрная политика представляет собой составную часть социально – экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально – экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России), в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 года №450 (в ред. от 20.05.2011 года №408)[234] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство (в том числе разведение одомашненных видов и пород рыб, включенных в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений), ветеринарию, обращение лекарственных средств для ветеринарного применения, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий;

по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель;

по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий;

по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной Министерству Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Перечисленные выше и другие государственные органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, осуществляя контроль и надзор в агропромышленном комплексе, имеют своей целью и социальным предназначением сохранение и приумножение богатств природы, обеспечение правильного целесообразного использования и сохранности материальных ценностей, предупреждение эпидемических и иных небезопасных для человека заболеваний среди животных и растений, обеспечение высокого качества заготовляемой для промышленной переработки и длительного хранения сельскохозяйственной продукции.

Наши рекомендации