Особенности административно-правового статуса религиозных организаций.
Содержание административно-правового статуса религиозных объединений обусловлено двумя принципиальными положениями Конституции РФ: светским характером государства и закреплением свободы совести.
Статьей 14 Конституции РФ определено, что Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Данные нормы являются одной из основ конституционного строя нашей страны.
В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" (ст. 6) под религиозным объединением признает добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
вероисповедание;
совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Данным Законом предусмотрены две возможных формы создания религиозных объединений: религиозная группа и религиозная организация.
Религиозная группа. Статья 7 этого Закона о свободе совести определяет религиозную группу как добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.
Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.
Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозная организация. В соответствии со ст. 8 названного Закона о свободе совести религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
В зависимости от территориальной сферы деятельности религиозные организации подразделяются на местные и централизованные. Местной признается религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. В свою очередь, централизованной признается религиозная организация, состоящая в соответствии с ее уставом не менее чем из 3 местных религиозных организаций.
Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" определяет следующие принципиальные положения административно-правового статуса религиозных объединений:
1) в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:
- создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;
- не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
- не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
- не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь;
2) в свою очередь, государство:
- не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их замещающими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
- не возлагает на религиозные объединение выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
- не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону "О свободе совести и религиозных объединениях";
- обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Процедура создания религиозной организации подробно регламентирована этим Законом, в соответствии со ст. 9 которого учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное данной организацией.
Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее 3 местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.
Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией. Статьей 10 названного Закона определены требования к уставу религиозной организации, в котором должны быть указаны:
· наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;
· цели, задачи и основные формы деятельности;
· порядок создания и прекращения деятельности;
· структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;
· источники образования денежных средств и иного имущества организации;
· порядок внесения изменений и дополнений в устав;
· порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;
· другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.
Характерной особенностью административно-правового статуса религиозной организации является установление Федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях" государственной регистрации религиозных организаций, происходящей в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях".
В соответствии со ст. 12 этого Закона о свободе совести религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:
· цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации - со ссылкой на конкретные статьи законов;
· устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения недостоверны;
· создаваемая религиозная организация не признана в качестве религиозной;
· в Едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;
· учредитель (учредители) неправомочен.
В случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. Не допускается отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации.
Отдельная глава Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" посвящена определению прав и условий деятельности религиозных организаций. В частности, ст. 15 Закона о свободе совести закрепляет общее правило о том, что религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. Особо оговаривается, что государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству РФ.
Анализ положений этого Закона позволяет выделить ряд прав религиозных организаций:
· право основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества);
· право беспрепятственного проведения богослужения, других религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях;
· по просьбам граждан, находящихся в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в специально отведенных администрацией названных учреждений помещениях. При этом проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства;
· в порядке, допускаемом воинскими уставами, осуществлять богослужения, другие религиозные обряды и церемонии для военнослужащих;
· проводить публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии вне культовых зданий и сооружений, иных мест, прямо названных данным Законом в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций;
· производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения;
· осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций;
· создавать для реализации своих уставных целей и задач культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации;
· устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан;
· иметь в собственности здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры;
· осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия;
· в соответствии со своими уставами заключать трудовые договоры (контракты) с работниками.
Особо отметим так называемые исключительные права религиозных организаций, устанавливаемые Федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях":
· согласно п. 2 ст. 17 религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения;
· на основании п. 1 ст. 19 религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала. Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности;
· в соответствии с п. 2 ст. 20 религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной, деятельностью в данных организациях;
· в силу указания п. 5 ст. 21 на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов.
Наделяя религиозные организации широким спектром прав и преимуществ, Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" содержит и значительное количество прямых административных запретов, подчеркивающих специфичность административно-правового статуса данных организаций.
Предусмотрены основания приостановления деятельности и ликвидации религиозных организаций. Так, в соответствии со ст. 14 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, данного Закона о свободе совести и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям). Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность ее или религиозной группы в судебном порядке являются, в частности:
· нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
· действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;
· принуждение к разрушению семьи;
· посягательство на личность, права и свободы граждан;
· склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
· воспрепятствование получению обязательного образования;
· принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
· побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" надзор за исполнением религиозными объединениями положений этого Закона о свободе совести возлагается на прокуратуру РФ. В свою очередь, орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации (в настоящее время, как уже отмечалось, религиозные организации регистрируют органы Федеральной регистрационной службы Российской Федерации), контролирует соблюдение ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.