Понятие, особенности и виды административно-правового статуса человека и гражданина.

Административно-правовой статус гражданина – это установленные законом и иными нормативно-правовыми актами права, свободы, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворения публичных и личных интересов, реализуемые в административно-правовых отношениях.

Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной исполнительной власти, исполнительными органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов, а также судьями.

Административно-правовой статус гражданина – это комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантий реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления). Структурно он состоит из административной правосубъектности и комплекса прав и обязанностей в сфере государственного управления.

Элементами административно-правового статуса гражданина являются:

1) административная правоспособность – признаваемая в соответствии с законом возможность гражданина быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения и прекращается с его смертью.

Административная правоспособность в ряде случаев зависит от возраста, состояния здоровья, образования, других факторов и обстоятельств, так как в административно-правовой сфере приобретение прав и осуществление соответствующих обязанностей нередко немыслимо без определенного уровня умственного, физического и психического развития личности, наличия у нее необходимых знаний, жизненного и профессионального опыта, способности лица отдавать отчет в последствиях своих действий и других. Поэтому права человека могут быть ограничены до достижения им определенного возраста. Она не может быть отчуждаема и передаваема. Вместе с тем правоспособность может быть временно ограничена. Например, лишение на определенное время права управления транспортным средством.

Основными чертами административной правоспособности являются следующие: она регулируется нормами административного права; ее содержание состоит в регулировании отношений индивидуальных субъектов с субъектами исполнительной власти; возникает с момента рождения (законодательство признает наличие правоспособности у ребенка, родившегося после смерти одного или обоих родителей); для разных лиц она не одинакова по объему. В реальных условиях объем административной правоспособности у граждан может быть различным, в том числе и по экономическим факторам.

Конституция РФ (ст.55) допускает ограничение прав граждан в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, будучи в принципе равной, в реальности административная правоспособность для различных людей неодинакова.

Административная правоспособность гражданина не может быть отчуждаема или передаваема, ее объем и содержание определяется и изменяется посредством норм административного права.

2) административная дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать права, исполнять обязанности и нести ответственность за совершенные правонарушения, т.е. реальная личностная и предусмотренная законом гражданская способность лица реализовать предоставленные ему права, свободы и обязанности, которая в отличие от правоспособности может возрастать поэтапно (с 7-летнего возраста – обязанность школьного обучения, с 10-летнего возраста – возможность стать членом детских общественных организаций, в 14-летнем возрасте – право и обязанность получить паспорт, с 16-летнего возраста – возможность быть субъектом административной ответственности. Полная административная дееспособность наступает с 18-летнего возраста. Вместе с тем, содержание административной дееспособности продолжает изменяться и далее в зависимости от возраста, уровня образования и других характеристик гражданина. Так, например, в 35 лет гражданин РФ утрачивает возможность поступить на службу в полицию, и в том же возрасте получает право занимать пост Президента РФ и т.д.).

Основаниями ограничения административной дееспособности гражданина служат критерии, установленные как общими нормами, касающимися прав и свобод граждан, так и специальными нормами, регулирующими конкретные административно-правовые отношения.

Так, например, по поводу ограничения дееспособности гражданина по болезни российское законодательство предусматривает следующие административно-правовые меры. Гражданин может быть признан недееспособным на основании федерального закона в надлежащей судебной процедуре. При этом лицо, страдающее психическим расстройством, может быть лишено свободы в целях принудительного лечения только по решению суда. Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации основывается на нормах международного права и выражается в следующем.[19]

Рассмотрение дела в отсутствие самого гражданина помимо его воли допустимо только "при наличии особых обстоятельств, например в случаях, когда существуют достаточные основания предполагать, что лицо представляет реальную опасность для окружающих, либо состояние здоровья не позволяет ему предстать перед судом. Однако и в этих случаях, поскольку речь идет о существенном изменении правового положения гражданина, предпочтительно личное ознакомление суда с его состоянием, для того чтобы выяснить реальную способность гражданина присутствовать в судебном заседании и предупредить случаи необоснованного лишения его статуса дееспособного лица".

Формирование Конституционным Судом Российской Федерации такой позиции базируется на ранее состоявшемся Постановлении Европейского суда по правам человека от 27 марта 2008 года "Штукатуров против России". Суд признал, "что в делах лиц, страдающих психическим расстройством, национальные суды обладают определенной свободой усмотрения". В частности, они могут принимать процессуальные меры для обеспечения надлежащего отправления правосудия, защиты здоровья соответствующего лица и т.д. В то же время эти меры не должны затрагивать само существо права лица на справедливое судебное разбирательство. В связи с этим Европейский суд по правам человека посчитал неоправданным решение судьи рассмотреть "дело на основе письменных доказательств, без личного присутствия гражданина и заслушивания его доводов и признал, что в данном разбирательстве имело место нарушение принципа состязательности и тем самым нарушение статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод".

Также существуют ограничения прав определенной категории лиц в связи с положениями Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Согласно требованиям данного закона в отношении поднадзорных лиц могут устанавливаться ограничения, связанные с: 1) запрещением пребывания в определенных местах; 2) запрещением посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещением пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещением выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательной явкой от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

3) права, обязанности и ответственность за их реализацию.

Административно-правовой статус гражданина во всех его разновидностях характеризуется определенными особенностями, отличающими его от других отраслевых правовых статусов.

Во-первых, он включает в себя большое количество правовых норм, закрепляющих права и обязанности граждан во взаимоотношениях с разнообразными государственными органами исполнительной власти, исполнительными органами местного самоуправления и их служащими.

Во-вторых, содержание административно-правового статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (например, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подвергается административному доставлению и задержанию в соответствии с требованиями закона).

В-третьих, содержанием административной правосубъектности гражданина могут быть только права, без каких-либо обязанностей (право на жалобу, право на образование, право на изменение фамилии, имени и отчества и др.), только обязанности (обязанность соблюдать правила, регламентирующие общественный порядок и общественную безопасность, выполнять законные требования и предписания представителей власти и т.д.) или то и другое одновременно (право и обязанность быть зарегистрированным по месту пребывания и месту жительства, по достижении 14-летнего возраста получить паспорт и т.д.).

Наши рекомендации