Подведомственность дел об административных правонарушениях.

Подведомственность, устанавливаемая КоАП (Глава 23) и законодатель­ными актами субъектов РФ, представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компе­тенции, и назначать физическим и юридическим лицам административные наказания.

Выделяют следующие виды подведомственности дел об административных правонарушениях:

1. Родовая. В соответствии с данным видом подведомственности определяется соответствующий орган, который уполномочен рассматривать дело об административном правонарушении.

2. Должностная. Определяет круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дело об административном правонарушении от имени государственных органов.

3. Территориальная. Правовой основой данного вида подведомственности является ст. 29.5 КоАП, в соответствии с которой дело об административном правонарушении рассматривается:

- по месту его совершения (по общему правилу);

- по месту жительства (1. Дела о правонарушениях совершенных несовершеннолетними либо в отношении несовершеннолетних; 2. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении);

- по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (если по данному делу проводилось административное расследование),

- по месту учета транспортного средства (если в качестве наказания предусмотрено лишение права управления транспортным средством).

Судьи рассматривают самые серьезные и сложные дела об ад­министративных правонарушениях с повышенной общественной опасностью, влекущие возможность применения наиболее суро­вых административных наказаний — административного ареста, лишения специального права, предоставляемого гражданину, конфискации и возмездного изъятия предметов и орудий совер­шения административного правонарушения, административного выдворения за пределы РФ иностранных граждан и лиц без граж­данства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.

Рассмотрение административных дел судьей является сущест­венной и надежной гарантией прав и законных интересов привле­каемых к административной ответственности лиц, а также потер­певших.

Действующим законодательством предусмотрена совместная подведомственность по некоторым делам об административных правонарушениях судей и других органов (на­пример, органов внутренних дел). К ним, например, относится мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ). Должностное лицо органа внутренних дел, уполномоченное рассматривать названные дела, вправе налагать на нарушителя штраф, а если применение данной меры админи­стративного наказания он признает недостаточным, то направляет дело на рассмотрение в суд. Рассматривая эти дела, судья может применить к нарушителю любое наказание, установленное кон­кретной статьей закона.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые главами районной, городской, районной в городе ад­министрации, являются основными юрисдикционными органа­ми, рассматривающими дела об административных правонару­шениях лиц в возрасте от 16 до 18 лет, а также неисполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по со­держанию и воспитанию несовершеннолетних, о вовлечении под­ростков в употребление спиртных напитков или одурманивающих средств или совершении ими других правонарушений. Рассмотре­ние этой категории дел коллегиальным юрисдикционным органом связано с тем, что несовершеннолетние нуждаются в особой защи­те их прав со стороны государства и общества.

Помимо комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные дела в отношении подростков могут рас­сматриваться другими юрисдикционными органами, если это право установлено соответствующими законодательными актами. Так, на общих основаниях со взрослыми несовершеннолетние при­влекаются к административной ответственности этими органами за мелкие хищения, мелкое хулиганство, нарушение Правил до­рожного движения, неповиновение сотруднику милиции, воен­нослужащему и т.д. Во всех этих случаях уполномоченные юрис­дикционные органы вправе передавать соответствующие дела о правонарушениях подростков на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

КоАП и законодательными актами субъектов РФ к ведению органов внутренних дел (милиции) отнесено рассмотрение дел о незаконном приобретении либо хранении наркотических средств или психотропных веществ, а также обороте их аналогов, наруше­ниях правил, связанных с обеспечением безопасности и функцио­нирования транспортных средств и некоторых объектов, наруше­ниях Правил дорожного движения, нарушениях в сфере торговли, общественного порядка и ряд других дел.

В соответствии с ч.2 ст. 23.3 КоАП РВ рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов внут­ренних дел в пределах своей компетенции вправе:

- начальники или заместители начальников территориальных уп­равлений (отделов) внутренних дел;

- начальники территориаль­ных отделов (отделений) милиции, их заместители;

- начальники (заместители) линейных управлений (отделов, отделений) органов внутренних дел на транспорте;

- начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции;

- начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил;

- начальники (заместители) государственной инспекции безопасности дорожного движения, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной служ­бы;

- сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальные звания;

- государственные инспектора безопасности дорожного движения;

- государственные инспектора дорожного надзора;

- старшие участко­вые уполномоченные милиции, участко­вые уполномоченные милиции.

Наши рекомендации