Подведомственность дел об административных правонарушениях.
Подведомственность, устанавливаемая КоАП (Глава 23) и законодательными актами субъектов РФ, представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компетенции, и назначать физическим и юридическим лицам административные наказания.
Выделяют следующие виды подведомственности дел об административных правонарушениях:
1. Родовая. В соответствии с данным видом подведомственности определяется соответствующий орган, который уполномочен рассматривать дело об административном правонарушении.
2. Должностная. Определяет круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дело об административном правонарушении от имени государственных органов.
3. Территориальная. Правовой основой данного вида подведомственности является ст. 29.5 КоАП, в соответствии с которой дело об административном правонарушении рассматривается:
- по месту его совершения (по общему правилу);
- по месту жительства (1. Дела о правонарушениях совершенных несовершеннолетними либо в отношении несовершеннолетних; 2. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении);
- по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (если по данному делу проводилось административное расследование),
- по месту учета транспортного средства (если в качестве наказания предусмотрено лишение права управления транспортным средством).
Судьи рассматривают самые серьезные и сложные дела об административных правонарушениях с повышенной общественной опасностью, влекущие возможность применения наиболее суровых административных наказаний — административного ареста, лишения специального права, предоставляемого гражданину, конфискации и возмездного изъятия предметов и орудий совершения административного правонарушения, административного выдворения за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.
Рассмотрение административных дел судьей является существенной и надежной гарантией прав и законных интересов привлекаемых к административной ответственности лиц, а также потерпевших.
Действующим законодательством предусмотрена совместная подведомственность по некоторым делам об административных правонарушениях судей и других органов (например, органов внутренних дел). К ним, например, относится мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ). Должностное лицо органа внутренних дел, уполномоченное рассматривать названные дела, вправе налагать на нарушителя штраф, а если применение данной меры административного наказания он признает недостаточным, то направляет дело на рассмотрение в суд. Рассматривая эти дела, судья может применить к нарушителю любое наказание, установленное конкретной статьей закона.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые главами районной, городской, районной в городе администрации, являются основными юрисдикционными органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях лиц в возрасте от 16 до 18 лет, а также неисполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, о вовлечении подростков в употребление спиртных напитков или одурманивающих средств или совершении ими других правонарушений. Рассмотрение этой категории дел коллегиальным юрисдикционным органом связано с тем, что несовершеннолетние нуждаются в особой защите их прав со стороны государства и общества.
Помимо комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные дела в отношении подростков могут рассматриваться другими юрисдикционными органами, если это право установлено соответствующими законодательными актами. Так, на общих основаниях со взрослыми несовершеннолетние привлекаются к административной ответственности этими органами за мелкие хищения, мелкое хулиганство, нарушение Правил дорожного движения, неповиновение сотруднику милиции, военнослужащему и т.д. Во всех этих случаях уполномоченные юрисдикционные органы вправе передавать соответствующие дела о правонарушениях подростков на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
КоАП и законодательными актами субъектов РФ к ведению органов внутренних дел (милиции) отнесено рассмотрение дел о незаконном приобретении либо хранении наркотических средств или психотропных веществ, а также обороте их аналогов, нарушениях правил, связанных с обеспечением безопасности и функционирования транспортных средств и некоторых объектов, нарушениях Правил дорожного движения, нарушениях в сфере торговли, общественного порядка и ряд других дел.
В соответствии с ч.2 ст. 23.3 КоАП РВ рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов внутренних дел в пределах своей компетенции вправе:
- начальники или заместители начальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел;
- начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители;
- начальники (заместители) линейных управлений (отделов, отделений) органов внутренних дел на транспорте;
- начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции;
- начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил;
- начальники (заместители) государственной инспекции безопасности дорожного движения, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы;
- сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальные звания;
- государственные инспектора безопасности дорожного движения;
- государственные инспектора дорожного надзора;
- старшие участковые уполномоченные милиции, участковые уполномоченные милиции.