Участники контрольно-надзорного производства. их права и обязанности
Контрольно-надзорное производство складывается из действий ряда уполномоченных органов, должностных лиц. Кроме этого, в рассматриваемом производстве действуют и другие участники. Всех участников контрольно-надзорного производства можно разделить на следующие группы:
1. компетентные органы и должностные лица, наделенные правом осуществления контроля и надзора, составления правовых документов и принятия решения по результатам контрольно-надзорной деятельности;
2. участники, имеющие личные интерес: юридические лица, индивидуальные предприниматели;
3. участники, осуществляющие содействие контрольно-надзорной деятельности: эксперты, специалисты.
Права и обязанности государственных органов, уполномоченных осуществлять контроль и надзор, закреплены в положениях об этих органах.
Нормативным правовым актом, закрепляющим полномочия органов государственного и муниципального контроля (надзора), является Федеральный Закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
К таким полномочиям относятся:
определение государственных органов, органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление соответствующего контроля (надзора);
разработка и реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении соответствующего контроля (надзора) (таким полномочием обладают федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации);
организация и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности;
принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении контроля (надзора);
организация и проведение мониторинга эффективности контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности.
К обязанностям должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки относятся:
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением;
не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
соблюдать сроки проведения проверки;
не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, предоставление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка.
Федеральный Закон № 294-ФЗ закрепляет также права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю (надзору), к которым относятся следующие:
Непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
Получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки.
Кроме этого, статьей 22 данного закона закреплено право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В нормативных правовых актах, регулирующих конкретные направления контрольно-надзорной деятельности, содержатся специальные права участников контрольно-надзорного производства.
Например, при проверке участников внешнеэкономической деятельности руководитель группы инспекторов организует подготовку инспекторов к проверке, распределяет между ними обязанности, устанавливает порядок их работы, взаимодействует с должностными лицами проверяемого участника ВЭД. При этом руководитель группы инспекторов обязан выяснить все существенные обстоятельства, касающиеся предмета проверки; обеспечить сохранность и возврат полученных оригиналов документов; обеспечить соблюдение установленного режима работы и охрану конфиденциальности ставших известными инспекторам сведений, составляющих служебную, банковскую, налоговую и коммерческую тайну. В свою очередь инспектор вправе при предъявлении служебного удостоверения и предписания о проведении проверки находиться на территории, в административных зданиях и служебных помещениях участника ВЭД; вносить, выносить и пользоваться собственной оргтехникой, в том числе компьютерами, калькуляторами и телефонами; требовать присутствия руководителя участника ВЭД (лица, исполняющего его обязанности) и иных работников, ответственных за соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля; требовать и получать разъяснения (письменные объяснения) по существу задаваемых вопросов; истребовать и получать все необходимые для достижения целей проверки документы (сведения), касающиеся внешнеэкономических сделок; получать доступ к информационным ресурсам участника ВЭД, используемым им в своей деятельности автоматизированным системам (в режиме «только для чтения») и документации на используемые автоматизированные системы.
При проведении контроля качества зерна и продуктов его переработки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель имеют право получать информацию об основаниях проведения проверок, о полномочиях лиц, которым поручено проведение проверок, о предмете контрольных проверок; присутствовать при проведении мероприятий по контролю; участвовать в отборе проб; участвовать в проверке качества зерна и продуктов его переработки; давать объяснения по всем вопросам, возникающим в ходе проведения мероприятий по контролю; обжаловать в установленном порядке действия должностных лиц, проводящих мероприятия по контролю; знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Росгосхлебинспекции и ее территориальных подразделений.
Значительным объемом полномочий обладают ораны внутренних дел, реализуя компетенцию по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 года № 288. В соответствии с ней сотрудники специализированных подразделений ОВД:
1. проверяют и устанавливают достоверность сведений в документах, представленных гражданами и юридическими лицами для получения лицензий на осуществление негосударственной (частной) охранной и сыскной (детективной) деятельности, оформления (переоформления) документов, подтверждающих их наличие, согласования уставов служб безопасности юридических лиц, программ обучения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации охранников (сыщиков), получения удостоверений частного охранника;
2. проводят проверки деятельности лицензиатов на предмет выполнения ими лицензионных требований и условий, а также соблюдения ими правил оборота оружия, патронов к нему и специальных средств, находящихся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими негосударственную (частную) охранную или сыскную (детективную) деятельность, а также оборот оружия и специальных средств;
3. проводят проверки служб безопасности юридических лиц на предмет соблюдения ими правил выполнения охранных функций, оборота специальных средств, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими негосударственную (частную) охранную или сыскную (детективную) деятельность;
4. выносят юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предупреждения о нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих негосударственную (частную) охранную и сыскную (детективную) деятельность или принимают меры по приостановлению действия лицензии либо по ее аннулированию в установленном порядке;
5. дают предписания, обязывающие лицензиата, службу безопасности устранять выявленные нарушения, устанавливают сроки их устранения;
6. в установленном порядке требуют от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представление документов, их копий, объяснений, письменной или устной информации, необходимой для осуществления контрольных функций лицензирующего органа;
7. участвуют в подготовке программ обучения охранников (сыщиков), разрабатываемых органами и организациями, осуществляющими подготовку, переподготовку и повышение квалификации охранников (сыщиков).