Общая характеристика контрольно-надзорного производства
Контроль представляет собой специфическую деятельность уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, направленную на постоянное и целенаправленное наблюдение за реализацией субъектами административно-правовых отношений управленческих решений. Этому виду деятельности присущ внешний (надведомственный) и внутриведомственный характер. В научной литературе надзор характеризуют в качестве неотъемлемой составной части контроля; как разновидности государственного контроля; как специфическую форму надведомственного контроля.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образованы федеральные службы, которым предоставлены полномочия по осуществлению контроля и надзора в установленных сферах деятельности. Контрольные и надзорные полномочия реализуются уполномоченными органами в неразрывной связи друг с другом. Поэтому на современном этапе развития общественных отношений в сфере реализации компетенции органами исполнительной власти целесообразно вести речь о специфичных категориях – контрольно-надзорная деятельность, контрольно-надзорное производство. В современном российском законодательстве до недавних пор отсутствовали нормы-дефиниции, закрепляющие понятие государственной контрольно-надзорной деятельности. В 2001 году в статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» она определена как «проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами». В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» государственный контроль (надзор) – деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Данным Федеральным законом введены понятия федерального, регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Федеральный государственный контроль (надзор) – деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Региональный государственный контроль (надзор) – деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации. Муниципальный контроль – деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами
Контрольно-надзорное производство состоит из определенных элементов. Н.М. Конин выделяет три обязательных элемента: во-первых, проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями; во-вторых, проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности; в-третьих, принятие соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера и морального поощрения и стимулирования, так и мер административного принуждения (вплоть до привлечения к юридической ответственности)»[155]. В содержательную часть контрольно-надзорного производства также включаются несколько составляющих: наблюдение за деятельностью подконтрольных объектов, их состоянием, выполнением тех или иных правил (предписаний); получение и анализ соответствующей информации; выявление тенденций и причин невыполнения (ненадлежащего выполнения) заданий, предписаний; принятие в ряде случаев мер по пресечению выявленных нарушений законности и по привлечению виновных к ответственности.
Элементом контрольно-надзорного производства является наблюдение. Оно осуществляется посредством проведения проверок либо путем получения и фиксации информации, поступающей субъекту управления по каналам обратной связи. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Кроме этого, они могут осуществляться гласно и негласно, в том числе с использованием специальных технических средств. В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. В срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и выездной проверки.
К проверкам деятельности подконтрольных субъектов в рамках внутриведомственного контроля относятся комплексное инспектирование, контрольные, целевые и сквозные проверки оперативно-служебной и управленческой деятельности.
Инспектирование в наибольшей степени осуществляется в правоохранительных органах, в частности, в органах внутренних дел. Оно может осуществляться как в рамках внутриведомственного, так и надведомственного (внешнего) контроля. Внутриведомственное инспектирование регламентируется Инструкцией об оценке деятельности органов внутренних дел[156], а надведомственное – например, Инструкцией о порядке инспектирования ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел[157]. В последней определено, что под таким инспектированием понимается деятельность по оказанию помощи в решении вопросов обеспечения защиты имущества по инициативе собственника на договорной основе. Инспектирование осуществляется на основании договора, заключаемого уполномоченными представителями вневедомственной охраны и предприятия.
Особенностью учета и анализа как элементов содержания контрольно-надзорного производства является их применение не только на начальном этапе рассматриваемой деятельности, но и в процессе ее осуществления. Учет и анализ являются необходимыми и неотъемлемыми элементами. Владея всей полнотой информации о подконтрольных объектах, уполномоченные органы в состоянии адекватно оценить не только соответствие контролируемой деятельности установленным правилам, но и наличие, и характер воздействия на такую деятельность внешних факторов.
Учитывая получаемую информацию, уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет постоянный ее анализ, выявляет минимальные отклонения в деятельности управляемого субъекта от установленных правил и своевременно реагирует на них. Учет предполагает ведение единого банка данных о всех параметрах функционирования подконтрольных объектов, выявляемых отклонениях и результатах применения конкретных мер юридической ответственности. В настоящее время подобные банки данных организованы практически всеми органами исполнительной власти, реализующими компетенцию в сфере контрольной деятельности.
Характеризуя контрольно-надзорное производство как особый вид исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, целесообразно выделить его специфические черты. Во-первых, оно характеризуется своими задачами и целевым назначением. В результате производства решаются такие вопросы, как установление фактического исполнения, объективная юридическая оценка ситуации, всестороннее изучение управленческой и хозяйственной деятельности объекта с точки зрения ее целесообразности, принятие эффективного управленческого решения, а в случае обнаружения нарушений – использование имеющихся административно-правовых средств с целью пресечения нарушений. Во-вторых, отличается побудительными обстоятельства, заключающимися в необходимости восстановления нарушенных правил, норм и административно-правовых предписаний. В-третьих, характеризуется содержанием получаемых материально-правовых результатов. Объективированным последствием такого производства является властный индивидуально-правовой акт обязательного значения, в котором наряду с оценкой деятельности подконтрольного объекта конкретизируются его полномочия по устранению ошибок и просчетов в управленческой либо хозяйственной деятельности, по внесению организационных начал в эту деятельность, по определению превентивных мероприятий.