Субъекты и участники лицензионно-разрешительного производства
В сферу лицензионно-разрешительного производства попадает довольно широкий круг участников общественных отношений. Одним из субъектов лицензионных правоотношений чаще всего является орган государственной власти, на который в соответствии с нормами лицензионного законодательства возложены функции по лицензированию того или иного вида хозяйственной деятельности, чаще всего профильного.
Так, например, лицензированием медицинской деятельности занимается Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а лицензированием образовательной деятельности Министерство образования и науки Российской Федерации.
Статья 6 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепляет полномочия лицензирующих органов. Порядок их осуществления закрепляется положением о лицензировании конкретного вида деятельности. В частности, Положением о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия от 26 ноября 2008г. устанавливается, что лицензирование производства оружия и основных частей огнестрельного оружия осуществляется:
а) Министерством промышленности и торговли Российской Федерации – в области производства оружия, за исключением производства боевого ручного стрелкового оружия;
б) Федеральной службой по оборонному заказу – в области производства боевого ручного стрелкового оружия.
Вышеуказанные органы вправе предъявлять следующие требования и условия к соискателям в получении лицензии и лицензиатам:
- наличие на праве собственности или ином законном основании производственных мощностей, в том числе технологического и испытательного оборудования, средств измерения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
- наличие квалифицированных работников, осуществляющих лицензируемую деятельность;
- наличие структурных подразделений, обеспечивающих контроль качества выпускаемой продукции, а также военного представительства Министерства обороны Российской Федерации;
- соблюдением требований технических регламентов, нормативно-технической документации;
- проведение своевременной проверки испытательного и технологического оборудования, а также контрольно-измерительных средств;
- обеспечение учета и хранения документации, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, образцов оружия и составных частей к огнестрельному оружию;
- наличие допуска к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Лицензирующий субъект лицензионно-разрешительного производства называется лицензиар. Законодательство именует такого субъекта уже как лицензирующий орган. Помимо этого властным субъектом лицензионного правоотношения могут быть правоохранительные органы в правоотношениях, возникающих в связи с грубым нарушением норм лицензионного законодательства. Кроме собственно лицензирующих органов, в качестве лицензиаров могут выступать соответствующие общественные организации.
Вторым субъектом лицензионно-разрешительного производства является либо юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном порядке. Не может быть субъектом лицензионно-разрешительного производства физическое лицо, международная организация или иной субъект, не отвечающий требованиям соответствующего нормативного правового акта о лицензировании конкретного вида деятельности. Иногда, для того чтобы стать субъектом лицензионно-разрешительного производства, юридическое лицо должно обладать специальной правоспособностью, например, иметь квалификационный аттестат и т.п.
В лицензионно-разрешительном производстве существуют две группы субъектов: подвластные и властные. Кроме того, в отдельную группу субъектов рассматриваемого производства выделяют территориально-государственные образования, в отношении которых законодательством предусмотрено участие в формировании и реализации лицензионного законодательства.
Подвластные субъекты заинтересованы в осуществлении лицензируемого вида деятельности и в связи с этим потенциально обязаны получить лицензию на ее осуществление. Как правило, такими субъектами выступают физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Право юридического лица на осуществление лицензируемой деятельности сопряжено с получением лицензии. С момента ее получения юридическое лицо наделяется искомыми правами и обязанностями лицензиата, важнейшее среди которых соблюдение требований и условий лицензии. Таким образом, правоспособность юридического лица в полном объеме возникает после наделения его правомочиями лицензиата, изменение правоспособности чаще всего сопряжено с приостановлением лицензирующим органом действия лицензии и дополнительными обязанностями лицензиата по устранению обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ право юридического лица на осуществление деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено федеральным законом, указом Президента России или постановлением Правительства Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели - самая распространенная разновидность субъектов лицензионно-разрешительного производства. Все виды лицензируемой деятельности, за исключением некоторых видов деятельности из закрепленных п. 2 ст. 1 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», осуществляемой физическими лицами, относятся к предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели действуют без образования юридического лица, их гражданская правоспособность совпадает с правоспособностью юридических лиц коммерческих организаций. Основная цель деятельности индивидуальных предпринимателей, наделенных правомочиями лицензиата, заключена в извлечении прибыли.
Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему, на осуществление внешнеторговых операций, на пользование водными ресурсами и объектами животного мира и некоторые другие виды лицензий выдаются гражданам Российской Федерации без предъявления требования о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
В лицензионно-разрешительное производство субъекты могут вступать в двух основных качествах: в качестве соискателя лицензии на стадии подачи документов на получение лицензии, обжалования отказа в выдаче лицензии, а также в качестве лицензиата на всех последующих стадиях.
Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет соискателя лицензии как юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, обратившегося в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности. Лицензиатом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.
Различия статуса соискателя лицензии и лицензиата очевидны: последний наделен лицензирующим органом всеми искомыми правомочиями, тогда как соискатель только ходатайствует об их получении. Лицензиат и соискатель лицензии различаются по объему предоставленных им прав в сферах публичного и частного права. Наделение гражданской правоспособностью сопряжено с получением лицензии — отсюда и различия гражданских правомочий соискателя лицензии и лицензиата.
При аннулировании лицензий в базы данных лицензирующих органов вносятся сведения о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, утративших правомочия лицензиата. Сведения о соискателе лицензии не подлежат внесению в реестр. К ведению лицензирующих органов, а также государственных органов надзора и контроля отнесено осуществление надзора за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Для властных субъектов лицензионно-разрешительного производства является характерным то, что они либо являются органами государственной власти, либо наделены определенными властными полномочиями со стороны таких органов. Полномочия различаются по своему характеру. Выделяют субъекты, обладающие нормотворческими полномочиями в сфере лицензирования. Среди них: Федеральное Собрание Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации. Правоохранительные органы являются субъектами лицензионно-разрешительного производства лишь опосредованно через применение в отношении субъектов лицензионных правоотношений норм административного и уголовного права, а также через осуществление контрольно-надзорных функций. Это, прежде всего, органы Прокуратуры Российской Федерации и др.
Негосударственные субъекты, наделенные властными полномочиями, это специфическая разновидность властных субъектов, наделенных лицензионными правомочиями, за исключением собственно полномочий по лицензированию конкретного вида деятельности. Наличие в лицензионно-разрешительном производстве такого рода субъектов также следствие присутствия совокупности норм, выходящих за рамки общего законодательства о лицензировании.
Органы местного самоуправления в настоящее время не являются субъектами лицензионно-разрешительного производства.
В лицензионно-разрешительном производстве особо регулируется институт представительства. От имени соискателей на получение лицензии организационные вопросы (подача заявления, представление доказательств и т.п.) могут выполнять лица, оказывающие профессиональную юридическую помощь (адвокаты, лица, имеющие лицензии на оказание платных юридических услуг и т.д.), видимо в связи с бурным развитием лицензирования роль последних значительно повысится. Однако участие представителя ограничено той сферой, где требуется личное участие соискателя, проявление его знаний.
К числу участников лицензионно-разрешительного производства также следует отнести лиц, выполняющих вспомогательные функции: предприятия, учреждения различных форм собственности и граждан, от которых лицензирующий орган вправе требовать предоставление сведений и документов.