Общая характеристика регистрационного производства
В Конституции Российской Федерации закреплены гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ст.46), а защита прав и свобод является обязанностью государства (ст.2). Эти положения Конституции Российской Федерации имеют разнообразные формы закрепления этих гарантий. Одной из них является государственная регистрация как подтверждение государством зарегистрированного права, а
также одним из необходимых косвенных рычагов государственного регулирования ряда общественных отношений, где возникает необходимость в государственном контроле. Регистрационный режим способствует обеспечению охраны общественного и государственного порядка, а также реализации личных и имущественных прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Регистрационная деятельность призвана служить официальным легальным признанием правоспособности юридических и физических лиц, законности их действий, а также способствовать учету, полной и достоверной информации об участниках деятельности.[120]
Целью регистрационного производства является обеспечение государственного учета субъектов и объектов государственной регистрации, создание необходимых условий для реализации и обеспечения защиты гражданами и юридическими лицами своих прав, свобод и законных интересов, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, обеспечение их безопасности, охрана имущественных и личных неимущественных прав.
Задачами регистрационного производства являются:
- соблюдение прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;
-ведение унифицированного учета субъектов и объектов государственной регистрации;
-обеспечение и охрана имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц;
-легализация предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования;
-признание законности или незаконности действий физического или юридического лица;
- осуществление мер по борьбе с преступностью;
Принципами регистрационного производства являются:
- принцип законности;
- принцип единства государственной регистрации;
- принцип добровольности и (или) обязательности государственной регистрации;
- принцип открытости и доступности сведений, содержащихся в государственных реестрах;
- принцип публичной достоверности и документальной обоснованности государственной регистрации;
- принцип непрерывности учета сведений о субъектах и объектах государственной регистрации.
Регистрационное производство аккумулирует в себе широкую группу отношений регистрационного характера, которым присущи некоторые общие свойства, отражающие принципиальную сущность данного вида процессуальной деятельности.
Во – первых, регистрационное производство есть во всех случаях процедура принятия юридического акта.
Юридическая природа актов государственной регистрации проявляется в том, что иногда только с момента государственной регистрации, например, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и общественный объединений, возникает их правоспособность.
Государственная регистрация является единственным доказательством зарегистрированного права.
Правила проведения государственной регистрации распространяются на всю территорию Российской Федерации.
Во - вторых, государственная регистрация осуществляется исключительно органами исполнительной власти и их структурными подразделениями, хотя в отдельных случаях, например, в случае с актами гражданского состояния, эти полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления.
Основную работу в этой области проводят Федеральная регистрационная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная миграционная служба, Министерство внутренних дел РФ и его территориальные органы.
В – третьих, порядок осуществления государственной регистрации регулируется нормами административно – процессуального права, которое одновременно выполняет и функцию реализации соответствующих материальных правовых норм различной отраслевой принадлежности.
В – четвертых, решение о государственной регистрации вносится в соответствующий государственный реестр.
Основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение об их государственной регистрации, внесении изменений, содержащихся в государственном реестре, принятое регистрирующим органом по представленным документам.
В – пятых, выдача регистрирующим органом документа, подтверждающего зарегистрированное право либо решение об отказе в государственной регистрации.
Этим документом, как правило, является свидетельство о государственной регистрации. Свидетельство о государственной регистрации, к примеру, выдается всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, однако их формы могут быть различными (например, удостоверение адвоката, которое является единственным документом, подтверждающим статус адвоката[121]).
Таким образом, государственная регистрация осуществляется определенными процессуальными действиями, которые составляют содержание регистрационного производства.
Регистрационное производство –это система административно-процессуальных действий, обеспечивающих разрешение индивидуального регистрационного дела, осуществляемых органами исполнительной власти (регистрирующими органами), состоящих в принятии решения о государственной регистрации, внесении данных в реестр и выдаче свидетельства о государственной регистрации или другого документа либо соответствующей документальной записи (надписи).
Этот вид административного производства охватывает широкий круг общественных отношений, участниками которых, с одной стороны, являются органы исполнительной власти, специально на то уполномоченные должностные лица, а с другой стороны – граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, общественные объединения, предприятия, учреждения и иные юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.
Соответственно этому многообразию отношений строится и система нормативных правовых актов, регулирующих “регистрационные процессуальные правоотношения”, а следовательно, и соответствующее административное производство.
К числу таких актов, например, относятся: Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; федеральные законы: от 8.08.2001 года №129 “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”[122]; от 11.07.2001 года №95 № “О политических партиях”[123]; от 21.07.1997 года №122 “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”[124]; от 15.11.1997 года №143 “Об актах гражданского состояния; Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года №713 “Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию”[125]; Приказ МВД РФ от 24.11.2008 года №1001 “О порядке регистрации транспортных средств”[126].
Широкий спектр отношений, складывающихся в регистрационном производстве как элементе административно-процессуальной деятельности, обусловливает существование и ряда его разновидностей, которые при сохранении единства в своих главных и основных чертах, тем не менее, характеризуются и определенными особенностями, что находит свое отражение в действующем российском законодательстве, регулирующем регистрационные отношения.
В зависимости от объектов регистрации можно выделить такие виды регистрационного производства, как:
а) производство по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
б) производство по государственной регистрации общественных объединений;
в) производство по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
г) производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
д) производство по регистрации иностранных граждан в Российской Федерации;
е) производство по государственной регистрации транспортных средств;
ж) производство по государственной регистрации актов гражданского состояния.
Анализ действующего регистрационного законодательства свидетельствует о том, что органы исполнительной власти, в том числе и органы внутренних дел, реализуя свои задачи и функции, осуществляют различные виды регистрации, одни из которых носят процессуальный, а другие внепроцессуальный характер. При этом процессуальные производства в деятельности указанных органов направлены на реализацию материальных норм права и достижение юридического результата посредством принятия управленческого акта. Это означает, что с момента государственной регистрации субъект приобретает какие – либо права или на него возлагаются определенные обязанности. В то же время внепроцессуальные регистрационные процедуры направлены на обеспечение достижения целей управленческой деятельности. Примером таких процедур являются: процедуры по государственной регистрации оружия и патронов к нему; по государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации; по ведению реестра дисквалифицированных лиц.
Именно поэтому в рамках данной лекции мы и рассмотрим отдельные виды регистрационного производства, носящие процессуальный характер.