Виды административно-процессуальных норм
Административно-процессуальные нормы регулируют большой объём общественных отношений, что свидетельствует об их разнородности и актуализирует проблему классификации. Это позволит глубже понять их сущность, уяснить механизм воздействия на общественные отношения.
В административно-процессуальной доктрине один из первых, кто рассмотрел вопрос классификации административно-процессуальных норм был С.С. Студеникин. Им были выделены следующие разновидности административно-процессуальных норм: а) нормы, определяющие порядок решения тех или иных вопросов в органах управления; б) нормы, определяющие порядок решения вопросов исполнительно-распорядительной деятельности судебными органами[57].
Реализация действующего законодательства органами исполнительной власти осуществляется посредством отправления соответствующих процедур исполнительно-распорядительной и юрисдикционной деятельности. Подобная регламентация обусловлена спецификой административно-правовых отношений, и является процессуальным механизмом, обеспечивающим гарантии по защите прав граждан и юридических лиц в процессе их взаимодействия с представителями публичной власти.
Таким образом, определенный порядок, процедура реализации исполнительными органами власти своих полномочий и функций, закреплены в административно-процессуальных нормах.
Можно вести речь о следующих видах административно-процессуальных норм: нормах, регулирующих процесс реализации полномочий органами исполнительной власти (процедурные нормы), и нормах, касающихся процесса разрешения споров (юрисдикционные нормы). Источником первых являются специализированные акты, например Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[58], нормы административной юрисдикции в основной массе сосредоточены в АПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ и других нормативных правовых актах.
По мнению Н.Г. Салищевой административно-процессуальные нормы подразделяются на две группы. К первой относятся: 1) нормы, определяющие или закрепляющие общие принципы рассмотрения административных дел при решении вопросов о применении административного принуждения; 2) нормы, устанавливающие гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности; 3) нормы, определяющие порядок составления документов, оформляющих процессуальные действия исполнительных и распорядительных органов; 4) нормы, предусматривающие процессуальные ведения дела, в том числе сроки и порядок рассмотрения, порядок принятия решения и т.п.; 5) нормы, определяющие порядок обжалования принятого решения в соответствующий орган управления или в суд. Ко второй группе отнесен административно-процессуальные нормы, регулирующие порядок разрешения споров, возникающих между органами государственного управления с одной стороны, гражданами и общественными организациями – с другой[59].
Пристальное внимание вопросу классификации административно-процессуальных норм уделил В.Д. Сорокин[60].
Классификацию административно-процессуальных норм целесообразно осуществлять с позиции многофакторного подхода, что позволит выделить следующие виды:
По функциям права:
- регулятивные нормы составляют большую часть норм административного процесса. Они, в свою очередь, подразделяются на диспозитивные (управомочивающие) и императивные (обязывающие);
- организационные нормы непосредственно регламентируют процессуальную деятельность и в первую очередь определяют процессуальную форму и носят, главным образом, императивный характер;
- охранительные нормы – направлены на обеспечение точного и беспрепятственного осуществления всех иных административно-процессуальных норм. Особенностью данных предписаний является то, что они обязательно содержат те или иные санкции, т.е. регламентируют применение мер административно-процессуальной ответственности.
По роли в механизме административно-процессуального регулирования: нормы общего и конкретного содержания. Нормы общего действия устанавливают исходные начала административного процесса, его цели, принципы, функции. Нормы конкретного содержания закрепляют административно-процессуальный статус конкретных субъектов административно процесса, детально прописывают административно-процессуальные процедуры.
По методу правового регулирования: императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере административного процесса; диспозитивные – дающие возможность участникам процессуальных отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы; рекомендательные, с помощью которых участникам процессуальных отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения стоящих перед ними задач; поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам процессуальных отношений при наличии в их действиях факта заслуги.
По содержанию предписания: управомочивающие – нормы, в которых закрепляются субъективные права участников процессуальных отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; обязывающие – нормы, закрепляющие юридические обязанности участников процессуальных отношений, предписывающие определенные варианты поведения; запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере административного процесса.
По адресату, регламентирующие: организацию и деятельность органов исполнительной власти; регламентирующие процессуальный порядок деятельности государственных служащих; регламентирующие процессуальный порядок деятельности государственных предприятий и учреждений; регламентирующие процессуальный порядок деятельности негосударственных (коммерческих) структур; регламентирующие процессуальный порядок деятельности общественных объединений и их служащих; правила поведения физических лиц.
По действию в пространстве: федеральные – действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) – действующие в пределах региона РФ (федерального округа); субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ; муниципальные – действующие в пределах муниципального образования; локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.
По действию во времени: срочные – нормы, для которых определен срок действия; бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены; чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств (например, введение режима военного положения, чрезвычайного положения).
По кругу лиц общего действия – регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов административно-процессуальных отношений; специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев, государственных служащих и др.).
По юридической силе: законодательные – нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы; подзаконные – нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.
По характеру юридической защиты: охраняемые в судебном порядке; охраняемые во внесудебном (административном) порядке.
По видам административно-процессуальных производств выделяют:
- нормы, регулирующие производство по принятию нормативных актов государственного управления.
- нормы, регулирующие производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;
- нормы, регулирующие производство по административно-правовым жалобам и спорам;
- нормы, регулирующие производство по делам о поощрениях;
- нормы, регулирующие регистрационное производство;
- нормы, регулирующие лицензионное производство;
- нормы, регулирующие исполнительное производство;
- нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях;
- нормы, регулирующие производство по дисциплинарным делам.