Понятие, особенности и структура административно-процессуальных норм
Для уяснения сущности административно-процессуального регулирования необходимо, прежде всего, определить, что представляет собой административно-процессуальная норма. Она выступает качественной разновидностью правовой нормы и обладает всеми признаками последней. Правовая норма права является государственно-властным общим и обязательным предписанием исходящим от государства и обеспеченным его принудительной силой, призванным регулировать общественные отношения.
Административно-процессуальные нормы производны от норм материального административного права. Нормы административного права регулируют управленческие и связанные с ними иные общественные отношения. Назначение административно-процессуальных норм состоит в закреплении порядка реализации материально-правовых норм как административного права, так и норм других отраслей права, т.е. в определенных случаях административно-процессуальные нормы выходят за границы предметного единства и регламентируют порядок реализации норм других отраслей права, например, трудового, финансового, экологического.
Назначение процессуальных норм состоит в детальном определении порядка применения норм материального права, вместе они выполняют взаимообеспечительную, взаимодополняющую роль в отношении друг друга.
Взаимосвязь материальных и процессуальных норм обеспечивает важнейшее свойство права – его системность. Только в сочетании материальное и процессуальное право обеспечивают регулятивную роль права в обществе, повышается ценность права как наиболее значимого социального регулятора. Как отмечал В.Д. Сорокин «процессуальные нормы административного права применяются там, где возникает необходимость в реализации прежде всего материальных административно-правовых норм, а также норм других отраслей права»[52].
Процессуальные нормы права – это издаваемые государством правовые предписания, направленные на регулирование общественных отношений, складывающихся в связи с необходимостью организовать процесс реализации материальных норм права, и заключающие в себе правила поведения (в том числе регламентирующие сроки, формы документов, виды принимаемых решений и т.д.) субъектов, специально уполномоченных государством на осуществление юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности, а также других участников процесса.
Процессуальные нормы представляют собой четкие правила поведения, что обусловлено необходимостью обеспечения прав участников, регулируемых ими отношений, В отличие от норм материального права процессуальные нормы детально регламентируют порядок реализации прав и исполнения обязанностей.
Предписания процессуальных норм нередко носят категоричный характер, то есть обладают более высокой степенью формализованности по сравнению с материальными.
Административно-процессуальным нормам как качественной разновидности процессуальных норм, в полной мере присущи признаки последних. Анализ действующего законодательства позволяет назвать следующие признаки процессуальных норм.
1. Представляют собой качественную разновидность правовых норм. Несмотря на определенные особенности, они неразрывно связаны с нормами права как родовым явлением.
2. Носят общеобязательный характер. Общеобязательность предполагает необходимость исполнения данного предписания всеми, кому оно адресовано. Данное свойство процессуальной правовой нормы заключает в себе не только социально-психический аспект воздействия на субъектов, регулируемых общественных отношений, но и в большинстве случаев подкрепляется возможностью применения к правонарушителю мер принуждения.
3. Регулируют общественные отношения, складывающиеся в связи с необходимостьюорганизовать процесс реализации материальных норм права, и содержат правила поведения (в том числе регламентирующие сроки, формы документов, виды принимаемых решений и т.д.) субъектов, специально уполномоченных государством на осуществление юрисдикции иной и иной правоприменительной деятельности, а также других участников процесса.
4. Определяют компетенцию, предметы ведения, властные полномочия органов государства, органов местного самоуправления, должностных лиц, являющихся субъектами юридического процесса, а также физических лиц и организаций, которые включаются в процесс по различным основаниям.
5. Являются обязательным условием реализации материальных норм права, определяют процессуальный порядок деятельности соответствующих органов, должностных и юридических лиц, а также граждан.
6. В системе юридических норм имеют самостоятельное, а не вспомогательное значение по отношению к материально-правовым нормам. В системе права процессуально-правовые нормы ведут себя более динамично и свободно, поскольку в отличие от материальных норм, регулирующих общественные отношения, составляющие предмет исключительно конкретной отрасли права, процессуальные нормы способны обеспечивать реализацию материальных норм другой отрасли права.
7. В отличие от материальных норм права, процессуальные более консервативны. Это позволяет стабилизировать общественные отношения, минимизировать возможность нарушения законности.
8. Имеют место там, где существует необходимость в нормативно-организационном упорядочении деятельности, связанной с осуществлением субъектами юридического процесса (органами государства, органами местного самоуправления, их должностными лицами) властных полномочий, и определяют их компетенцию, предметы ведения, полномочия. Помимо этого процессуальные нормы регламентируют права и обязанности других участников процесса – физических лиц, организаций (юридических лиц), которые включаются в процесс по различным основаниям.
9. Выступают необходимым условием обеспечения процессуального порядка. Они имеют своей целью регламентацию порядка функционирования государственного аппарата и порядка охраны законных интересов и прав граждан, то есть совмещают процедурную и юрисдикционную функции.
Административно-процессуальным нормам наряду с общими чертами присущи следующие специфические черты.
Во-первых, административно-процессуальные нормы призваны создать процессуальные условия для реализации как административно-правовых, так и других норм материальных отраслей российского права. В этом проявляется универсальный характер норм административно-процессуального права. Административно-процессуальные нормы «обслуживают» земельное (аграрное), экологическое, таможенное, финансовое и другие отрасли права.
Во-вторых, решают более ограниченный круг задач по сравнению с материально-правовыми нормами. Это обусловлено тем, что нормы материально-правовых отраслей права регулируют общественные отношения по существу, определяя права и обязанности их субъектов, то нормы административно-процессуального права призваны определить порядок (процедуру) реализации соответствующих материально-правовых норм.
В-третьих, в отличие от норм гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права, которые в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ находятся в исключительном ведении Российской Федерации, административно-процессуальное законодательство, а следовательно и его нормы в соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Такое законодательное решение вызывает сложности в связи с наличие большого числа разрозненных административно-процессуальных процедур[53].
В-четвертых, по сравнению с арбитражно-процессуальными, гражданско-процессуальными и уголовно-процессуальными нормами административно-процессуальные нормы применяются большим числом уполномоченных субъектов. Такое положение говорит об универсальном характере административно-процессуальных норм. Вместе с тем на практике это влечет за собой нарушение законности, так как в ряде случаев применение административно-процессуальных норм осуществляется субъектами, которые не имеют соответствующей юридической подготовки. Примером может служить число субъектов административной юрисдикции, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях (глава 23 КоАП РФ), число видов которых в настоящее время превысило шестьдесят только на федеральном уровне.
В-пятых, административно-процессуальные нормы в отличие от арбитражно-процессуальных, гражданско-процессуальных и уголовно-процессуальных норм регулируют порядок применения как охранительных, так и регулятивных норм соответствующих материально-правовых отраслей. Это позволяет говорить об определенной универсальности норм административно-процессуального права.
В-шестых, административно-процессуальные нормы в отличие от иных процессуальных норм имеют управленческий характер и непосредственно связаны с исполнительно-распорядительной деятельностью соответствующих субъектов.
Административно-процессуальные нормы регламентируют правовые отношения, составляющие разновидность властеотношений, особенностью которых является выполнение одним из субъектов функций государственного управления, нередко сопряженных с использованием механизма государственного принуждения. В таких отношениях равенство сторон отсутствует.
Административно-процессуальные нормы обладают собственным объектом правового регулирования, несколько выходящим по своему объему за рамки предмета регулирования материальных административно-правовых норм.
Учет названных особенностей позволяет определить административно-процессуальные нормы как вид процессуальных норм, принятых уполномоченными субъектами в установленном порядке и призванных регулировать отношения, возникающие в ходе исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности других субъектов правовых отношений.
Существенное значение для содержания административно-процессуальных норм имеет устанавливаемый ими механизм процессуальных гарантий для граждан и иных субъектов как участников соответствующих административных производств. Тем самым создается юридическая форма охраны прав и свобод граждан и их объединений от нарушений, система реализации их административно-процессуального статуса.
Гражданин может инициировать своими действиями возбуждение соответствующего административного производства (например, подачей жалобы), требовать от органов и лиц, уполномоченных разрешать данное дело, ознакомления с материалами дела, представлять доказательства, давать объяснения, заявлять различного рода ходатайства и т. п. Особенно широки процессуальные гарантии гражданина в законодательстве об административных правонарушениях. Аналогичного рода гарантии предусматриваются и для юридических лиц[54].
По правовому содержанию административно-процессуальным нормам присуще то, что предусмотренные ими предписания представляют права одним участникам процессуального разбирательства и возлагают обязанности на других, равно как и наоборот. По форме административно-процессуальные нормы характеризуются четкостью, конкретностью и категоричностью содержащихся в них правовых предписаний, обеспечиваемых административными и административно-процессуальными санкциями. Например: праву потерпевшего по делу об административном правонарушении участвовать в рассмотрении дела корреспондирует обязанность субъекта правоприменения известить потерпевшего должным образом о месте и времени рассмотрения дела; заведомо ложное показание свидетеля влечет административную ответственность (ст. 17.9 КоАП РФ); постановление по делу об административном правонарушении отменяется и дело направляется на рассмотрение по подведомственности, если такое постановление вынесено неправомочным судьей, коллегиальным органом, должностным лицом (п. 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ)[55].
Необходимо отметить, что административно-процессуальные нормы, присутствует там, где существует нормативно-организационное упорядочение деятельности, связанной с осуществлением субъектами административного процесса (органами государства, органами местного самоуправления, их должностными лицами) властных полномочий, и имеют своим назначением определить их компетенцию, предмет ведения, полномочия. Помимо этого процессуальные нормы регламентируют права и обязанности других участников процесса – физических лиц, организаций (юридических лиц), которые включаются в процесс по различным основаниям.
Будучи сложным правовым образованием, административно-процессуальная норма обладает внутренней структурной организацией, определенной совокупностью логически обусловленных элементов.
Структура административно-процессуальной нормы может включать следующие элементы:
гипотезу – часть административно-процессуальной нормы, указывающую на условия, при наступлении которых административно-процессуальная норма вступает в действие;
диспозицию – часть административно-процессуальной нормы, содержащую правила должного поведения субъектов, их субъективные права и юридические обязанности;
санкцию – часть административно-процессуальной нормы, указывающую на неблагоприятные последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции и направленная на защиту прав, свобод и законных интересов участников административного процесса.
Для большинства административно-процессуальных норм права применительно к её трехэлементной структуре, характерна релятивность (относительность), то есть выполнение одним из структурных элементов нормы, в определенной связи с другими элементами, роли то диспозиции, то санкции. Также, процессуально-правовым нормам свойственно наличие общих гипотез и санкций.
Знание структуры административно-процессуальной нормы позволяет детальней рассмотреть в её сущность и избежать ошибок в процессе реализации. Учитывая значимость отношений, регулируемых административно-процессуальными нормами, законодателем предусмотрено применение санкций материально-правовых норм в случае нарушения процессуальных предписаний. При этом могут быть применены не только санкции административно-правовых норм, в том числе и норм уголовного права. Так, за разглашение тайны усыновления предусмотрено применение мер уголовной ответственности (ст. 148 УК РФ)[56].