Источники административно-процессуального права
В юридической науке и юридической практике под источником права понимают нормативный юридический акт, содержащий общие правила поведения субъектов, опубликованный в официальном издании.
Учитывая особенности предмета регулирования административно-процессуального права, который охватывает материальные правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением задач государственного управления, а также деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, урегулированная административно-процессуальными нормами, можно говорить об источниках административно-процессуального права в широком и узком смысле.
В широком смысле под источниками административно-процессуального права следует понимать официально опубликованные и (или) доведенные до адресата юридические акты, содержащие нормы материального права, реализация которых обеспечивается посредством административно-процессуальной деятельности, и юридические акты, содержащие нормы, регламентирующие эту административно-процессуальную деятельность.
В узком смысле источником административно-процессуального права следует считать официально опубликованный и (или) доведенный до адресата юридический акт, содержащий административно-процессуальные нормы. Такого рода акты принимают прежде всего органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По количеству и разнообразию источников система источников административно-процессуального права, по сути не отличается от системы источников материального административного права.
В зависимости от правовых свойств источников административно-процессуального права их система включает в себя следующие виды нормативных юридических актов.
Конституция Российской Федерации — нормативный юридический акт, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России (ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации).
Ряд норм Конституции Российской Федерации, наряду с материально-правовым имеют достаточно выраженное административно-процессуальное содержание. Так, например, граждане Российской Федерации имеют право: свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27), свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29); на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ч. 1 ст. 30); участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32);
Граждане России имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32), имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33) и т. д.
Важное значение для административно-процессуального права имеет ст. 115, закрепляющая полномочия Правительства Российской Федерации по изданию постановлений и распоряжений, юридических актов, обязательных к исполнению на территории Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы. В иерархии нормативных юридических актов как источников права они занимают вторую строку, вслед за Конституцией Российской Федерации. Этот факт достаточно красноречиво свидетельствует о важности данного источника административно-процессуального права.
К числу федеральных конституционных законов, содержащих административно-процессуальные нормы, в частности, относятся: от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении», от 30 января 2002 г. «О военном положении».
Федеральные законы. Это основная по численности группа законодательных источников, многие из которых содержат нормы административно-процессуального права. Назову несколько таких федеральных законов: от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действии и решений, нарушающих права и свободы граждан», от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве», от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц», от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.
Специфическую группу федеральных законов образуют систематизированные акты федерального уровня — кодексы, среди которых важную роль источника административно-процессуального права играет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, его разделы IV и V содержат административно-процессуальные нормы, регулирующие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и порядок исполнения административных наказаний.
Нормативные указы Президента Российской Федерации — самостоятельная группа источников административно-процессуального права, отражающих полномочия Президента России как главы государства в сфере государственного управления. Приведу ряд указов Президента Российской Федерации, содержащих административно-процессуальные нормы, регулирующие соответствующие производства, входящие в административный процесс: от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», от 10 апреля 1996 г. «Положение о премиях Президента Российской Федерации в области литературы и искусства» и т. д.
Постановления — нормативные акты Правительства Российской Федерации. Осуществляя в соответствии со ст. 110 Конституции Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации, Правительство России оказывает активное регулятивное воздействие на управленческие процессы с помощью принимаемых им административно-процессуальных норм. Примерами подобного рода актов могут служить постановления Правительства Российской Федерации: от 15 августа 1997 г., которым были утверждены «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», от 17 июля 1995 г., которым были утверждены «Правила регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», от 19 января 2005 г., которым был утвержден «Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти», от 28 июля 2005 г., которым был утвержден «Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти».
Нормативные правовые акты федеральных министерств и некоторых других федеральных органов исполнительной власти. Существование подобного рода актов названных федеральных структур является необходимым условием осуществления их государственно-управленческих функций во всех сферах государственной жизни — экономической, социально-культурной и административно-политической. Не будет преувеличением сказать, что нормативные правовые акты этой группы источников административно-процессуального права, по общему правилу, регулируют все производства, входящие в административный процесс.
К числу этих актов, например, относятся: приказ МВД России от 25 ноября 1998 г., которым были утверждены «Правила разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности», приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 25 марта 2003 г. «Об утверждении правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации», и др.
Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации — конституции и уставы субъектов Российской Федерации, законы, нормативные юридические акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Примером такого рода источников может служить закон Ленинградской области от 27 декабря 1996 г. «О государственной службе Ленинградской области»[47], постановление Губернатора Ленинградской области от 2 августа 2000 г., утвердившее «Положение о Правительстве Ленинградской области»[48] и др.
По форме (наименованию) источниковадминистративно-процессуального права они принимаются в виде положений, уставов, инструкций, правил, административных регламентов[49].