Введение в «административно-процессуальное право»
РАЗДЕЛ I.
ВВЕДЕНИЕ В «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО»
Тема 1. Понятие и структура административного процесса
Время - 2 часа
Вопросы:
1. Общая характеристика процесса как юридической категории.
2. Основные черты и подходы к пониманию административного процесса как вида юридического процесса.
3. Структура административного процесса.
4. Принципы административного процесса.
5. Стадии административного процесса.
Литература:
Основная:
Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Изд-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. Глава 5,7.
Дополнительная:
Новиков А.Б. О современном понятии административного процесса //Ученые записки юридического факультета. Издаются с 1999 г. Выпуск 3 (13). Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2005. С. 45-53.
Никифоров М.В. Проблемы теории административных процедур: Монография. – Н. Новгород: Нижегор. правовая академия, 2006. Глава 1.
Тема 2. Предмет, источники и система административно-процессуального права
Время - 2 часа
Вопросы:
1. О подходах к пониманию административно-процессуального права.
2. Предмет административно-процессуального права как самостоятельной отрасли российского права.
3. Система административно-процессуального права.
4. Источники административно-процессуального права.
5. Взаимодействие административно-процессуального права с другими отраслями российского права.
Литература:
Основная:
Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Изд-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. Глава 2.
Дополнительная:
Махина С.Н. Административно-процессуальное право: понятие, предмет, метод, система (§ 9 глава 22) //Общее административное право: учебник / под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. Ун-та, 2007. С. 613-622.
Панова И.В. Административно-процессуальное право России. 2-е изд., пересмотр. и доп.. М.: Норма, 2007. С. 13-20.
Тема 3. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные правоотношения
Время - 2 часа
Вопросы:
1. Понятие, особенности и структура административно-процессуальных норм.
2. Виды административно-процессуальных норм.
3. Понятие и особенности административно-процессуальных правоотношений.
4. Содержание и виды административно-процессуальных правоотношений.
Литература:
Основная:
Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Изд-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. Главы 3,4.
Макарейко Н.В.Административно-процессуальное право: Учебное пособие. – М.: Юрист, 2008. С. 47-63.
Панова И.В. Административно-процессуальное право России. – М.: Норма, 2007. С. 42-70.
Дополнительная:
Кононов П.И. Административный процесс в России: проблемы теории и законодательного регулирования. – Киров, 2001. С. 49-59.
Содержание и виды административно-процессуальных правоотношений
В каждом правоотношении необходимо различать содержание троякого рода: материальное, волевое и юридическое. К материальному относится то общественное отношение, которое им закрепляется. Материальное содержание правоотношения предопределяет его волевое содержание. В свою очередь волевое содержание правоотношения закрепляется при помощи его юридического содержания, которое воплощается в субъективных правах и обязанностях его участников[64].
Содержание административно-процессуального правоотношения является более сложным, чем материального правоотношения: его составляет не только фактическое общественное отношение, зачастую закрепляемое материальным административно-правовым отношением, но также и само это материальное правоотношение. Следовательно, материальное содержание административно-процессуального правоотношения включает в себя два тесно связанных компонента – фактический и юридический. При этом не обязательно, чтобы юридический компонент материального содержания административно-процессуального правоотношения был также административно-правовым.
Юридическое содержание административно-процессуального правоотношения имеет волевую природу, оно проявляется в том, что возникновение, изменение и прекращение правовых отношений в обществе связано с действием определенных общих правил волевого характера – правовых норм, и, кроме того, в каждом правоотношении заложен волевой элемент, проявляющейся в поведении участников правоотношения.
Существование многочисленных и разнообразных административно-процессуальных правоотношений, отличающихся друг от друга по своему материальному содержанию, сферам возникновения, структуре и т. д., делает весьма актуальной задачу их классификации.
По мнению В.Д. Сорокина, административно-процессуальные правоотношения надлежит классифицировать по следующим основаниям: 1) по содержанию; 2) по видам административного производства; 3) по отраслевой принадлежности корреспондирующих материальных правоотношений; 4) по соотношению прав и обязанностей их участников[65].
Административно-процессуальные правоотношения могут быть классифицированы и по другим основаниям.
По функциям права можно выделить регулятивные – складывающиеся на основе реализации регулятивных административно-процессуальных норм и охранительные – возникающие на основе охранительных административно-правовых норм отношения. В отличие от гражданского и уголовного процесса административный процесс «обслуживает» реализацию как охранительных, так и регулятивных норм. В этом проявляется универсальный характер административного процесса.
По характеру связей между участниками правоотношений административно-процессуальные отношения подразделяются на: вертикальные – отношения «власть – подчиненный»; горизонтальные – отношения между не соподчиненными субъектами административного права; диагональные. Вертикальные отношения в максимальной мере реализуются в сфере государственного управления, что обусловлено его иерархическим построением, изначально субординационной природой. Особенно часто эти отношения имеют место в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности и применения мер принуждения в рамках административного процесса. Вместе с тем в настоящее время наметилась тенденция расширения практики реализации горизонтальных отношений. Это связано с увеличением реализации диспозитивных начал в сфере государственного управления, в том числе и расширением применения административного договора.
Диагональные административно-процессуальные отношения во многом схожи с вертикальными отношениями, так как между его участниками существует элемент субординации. Однако данные субъекты входят в различные системы органов исполнительной власти и речь идет не о линейном, а о функциональном подчинении в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности.
По характеру юридических фактов, порождающих правоотношения различают административно-процессуальные правоотношения, порожденные правомерными действиями, порожденные неправомерными действиями и порожденные событиями.
В зависимости от конкретных целей возникновения административно-процессуальных отношений их разделяют на: внутренние – отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением принципов взаимодействия между управленческими структурами, отношений между работниками внутри управленческой структуры; внешние – отношения, связанные с непосредственной реализацией внешних функций управления. К внутренним административно-процессуальным отношениям относятся отношения по формированию кадров, а также отношения по обеспечению деятельности органов исполнительной власти.
В зависимости от способа защиты существуют отношения, защищаемые в судебном порядке и защищаемые во внесудебном (административном) порядке. Для современных административно-процессуальных производств характерна реализация внесудебного порядка обжалования. Объяснение такого положения может быть с неразвитостью законодательства о судебном обжаловании, которое реально функционирует чуть более пятнадцати лет, а также отечественной правовой традицией, где не культивировалось обращение в органы правосудия за разрешением правовых споров, возникающих в рамках административного процесса.
По видам административных производств:
- отношения, возникающие в процессе принятия нормативных актов государственного управления;
- отношения, возникающие в связи с рассмотрением предложений и заявлений граждан и обращений организаций в сфере государственного управления;
- отношения, возникающие в производстве по делам о поощрениях;
- отношения, возникающие в регистрационном производстве;
- отношения, возникающие в лицензионно-разрешительном производстве;
- отношения, возникающие в исполнительном производстве;
- отношения, возникающие в ходе дисциплинарного производства;
- отношения, возникающие в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Административно-процессуальные отношения могут быть разделены с учетом отраслевой принадлежности. Наличие названное критерия обусловлено универсальным характером норм административно-процессуального права, которые обеспечивают процессуальный порядок реализации не только административно-правовых норм. В этой связи можно выделить следующие виды административно-процессуальных отношений:
- отношения, возникающие в связи с реализацией административно-правовых материальных отношений;
- отношения, возникающие в связи с реализацией материальных отношений, урегулированных нормами гражданского права;
- отношения, возникающие в связи с реализацией материальных отношений, урегулированных нормами трудового права;
- отношения, возникающие в связи с реализацией материальных отношений, урегулированных нормами финансового права;
- отношения, возникающие в связи с реализацией материальных отношений, урегулированных нормами семейного права;
- отношения, возникающие в связи с реализацией материальных отношений, урегулированных нормами земельного (аграрного) права;
- отношения, возникающие в связи с реализацией материальных отношений, урегулированных нормами экологического права.
РАЗДЕЛ II.
Литература
Основная:
Федеральный закон от 8.08.2001 года №129 “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.
Федеральный закон от 11.07.2001 года №95 № “О политических партиях”.
Федеральный закон от 21.07.1997 года №122 “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.
Федеральный закон от 15.11.1997 года №143 “Об актах гражданского состояния.
Закон Российской Федерации от 25.06.1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года №713 “Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию”.
Приказ МВД России от 24.11.2008 года №1001 “О порядке регистрации транспортных средств”.
Дополнительная:
Административно–процессуальное право России / И.В.Панова. – 2-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007.
Административно–процессуальная деятельность ( административный процесс): конспект лекций / И.В. Тимошенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Залесский В.В. Комментарий к закону «О государственной регистрации юридических лиц». М.: Юстицинформ, 2002.
Иванова Л.В. Паспортно – визовая служба МВД России: регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства: Лекция. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2001.
Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 2-е издание, испр. и доп.(под ред.П.В.Крашенинникова. – М.: Спарк, 2001.
Спектор Е.И. Развитие административного законодательства о государственной регистрации // Журнал российского права. – 2002. №7.
Хмара А.М. Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства ( по материалам Северо – Западного региона Российской Федерации ): Дисс…канд. юрид. наук. СПб. 2006.
Введение
Исходя из общего доктринального понимания сущности административного процесса в широком смысле слова как государственно-управленческой деятельности и узкого его смысла, как деятельности по применению санкций материальных норм, т.е. административно-юрисдикционной деятельности, в настоящей лекции предусмотрены задачи по раскрытию содержания института обжалования в рамках общего порядка в соответствии с Федеральным закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также административного судопроизводства в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (в ред. 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Гражданско-процессуальным, Арбитражно-процессуальным законодательством, определения понятия жалобы и спора, содержания основных стадий административного производства по жалобе и спору.
Тема 11. Дисциплинарное производство
Время -2 часа
Вопросы:
1. Понятие и особенности дисциплинарного производства. Виды дисциплинарных производств.
2. Общие правила дисциплинарного производства. Участники дисциплинарного производства.
3. Стадии производства по привлечению к дисциплинарной ответственности.
4. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел.
Литература
Основная:
1. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста».
4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
5. Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».
6. Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов».
7. Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495 «Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации».
8. Приказ МВД России от 14 декабря 1999 года № 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации».
Дополнительная:
9. Буравлев Ю.М. К вопросу о совершенствовании ответственности в системе государственной службы // Социальное и пенсионное право. – 2007. – №2.
10. Добробаба М.Б. Отраслевая принадлежность дисциплинарной ответственности государственных служащих Российской Федерации // Современное право. – 2008. – №4.
11. Доня П.П., Кавкалюк А. Таможенная деятельность и дисциплинарная ответственность сотрудников таможенных органов // Таможенное дело. – 2007. – №1.
12. Чаннов С.Е. Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих // Трудовое право. – 2006. – № 6.
13. Чаннов С.Е. Проведение служебной проверки на государственной гражданской службе // Гражданин и право. – 2008. – №5.
14. Щербак С.И. Некоторые новации в законодательстве о дисциплинарной ответственности военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. – 2007. – №10.
1. Понятие и особенности дисциплинарного производства
Реформирование государственной службы – один из ключевых элементов совершенствования системы государственного управления Российской Федерации. В этой связи важное значение имеет повышение эффективности служебной деятельности, которое невозможно без соблюдения дисциплины всеми государственными служащими.
В Толковом словаре В.И. Даля дисциплина определяется как повиновение, послушание, порядок подчиненности[181]. Служебная дисциплина – выполнение служащими требований правовых норм при исполнении служебных обязанностей.
Одним из традиционных правовых средств, использование которых направлено на повышение эффективности управления государственной службой, является дисциплинарная ответственность. Дисциплинарная ответственность – один из видов юридической ответственности, которая представляет собой установленную законом обязанность субъекта служебного правоотношения соблюдать и исполнять принятые на себя обязанности, а в случае противоправного неисполнения или ненадлежащего исполнения имеющихся предписаний, возможность понести меры дисциплинарного взыскания. Так, в юридической литературе отмечается, что в отличие от других видов юридической ответственности дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения[182].
Традиционно принято выделять два вида дисциплинарной ответственности: общую, предусмотренную трудовым законодательством, и специальную, устанавливаемую в отношении отдельных категорий работников, например, государственных служащих.
Процедура привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих за дисциплинарные проступки называется дисциплинарным производством.
В зависимости от вида государственной службы действующее законодательство устанавливает особенности дисциплинарного производства при привлечении к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов (в частности, сотрудников органов внутренних дел).
Правовыми актами об особенностях прохождения государственной службы в различных государственных органах устанавливаются как схожие, так и различающиеся между собой меры дисциплинарного воздействия на нарушителей служебной дисциплины и особенности дисциплинарных процедур.
Правовая база дисциплинарного производства представлена множеством нормативных актов различного уровня, среди которых можно выделить: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;[183] Федеральный закон от 27 июля 2004 г .№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;[184] Федеральный закон от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста»;[185] Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»;[186] Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495 «Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации»[187]; Приказ Минюста РФ от 6 июня 2005 г. № 76 «Об утверждении инструкции о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»[188] и другие.
Задачами дисциплинарного производства являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела о дисциплинарном проступке, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного решения, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению проступка.
Решение этих задач должно обеспечивать достижение цели производства – предупреждение совершения дисциплинарных проступков.
Обоснованность и справедливость принимаемых решений во многом зависит от личности руководителя, его способности объективно оценить деяние подчиненного, организовать проведение служебной проверки, довести до сведения коллектива и вышестоящего руководства результаты рассмотрения дел.
Основанием для применения к служащему дисциплинарного взыскания является совершение им дисциплинарного проступка. Для гражданских служащих – это неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него обязанностей. Более четкое определение содержится в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации, где дисциплинарный проступок – это противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины и не влекущее за собой уголовной или административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации
Государственными служащими могут совершаться разнородные нарушения, которые условно можно подразделить на 2 группы:
1. Проступок, связанный с нарушением законности – это виновное противоправное деяние (действие и бездействие) служащего, повлекшее ущемление прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, интересов общества и государства, либо создавшее угрозу возникновения таких последствий. Например, принятие неправомерных решений, незаконное применение мер принуждения. При выявлении таких нарушений необходимо рассматривать возможность возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении.
2. Проступок, связанный с нарушением служебного распорядка– это неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим по его вине возложенных на него обязанностей. Примером данного проступка может являться прогул.
В отличие от трудового права, в соответствии с которым нарушения, совершенные работником в свободное от работы время, не дают работодателю права применить к работнику дисциплинарное взыскание, для государственных служащих действуют иные правила. Например, работодатель не имеет права применить к работнику, появившемуся на работе в свободное от работы время (во время отпуска, в выходной день и т.п.) в состоянии опьянения, какое-либо дисциплинарное взыскание[189]. Сотрудник милиции может быть уволен за проступок, порочащий честь сотрудника милиции, совершенный в любое время.
Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации четко указывает, что появление военнослужащих на улицах, в скверах, парках, транспортных средствах общего пользования, других общественных местах в состоянии опьянения является дисциплинарным проступком, позорящим честь и достоинство военнослужащего.
Гражданский служащий обязан не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; проявлять корректность в обращении с гражданами. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» основанием для проведения заседания названной комиссии является полученная от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, от организаций информация о совершении гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство, или об ином нарушении требований к служебному поведению[190].
Такой подход вполне оправдан исходя из значимости статуса государственного служащего и соответствующих запретов. Однако некоторые авторы считают практику применения дисциплинарных взысканий к государственному служащему за недостойное поведение в общественных местах или в быту неприемлемой[191].
Особенности дисциплинарного производства.
1. Фактическим основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности может быть совершение, как дисциплинарного проступка, так и отдельных видов административных правонарушений.
Статья 2.5 КоАП РФ предусматривает, что за административные правонарушения, за исключением некоторых административных правонарушений (например, в области охраны окружающей природной среды и природопользования, дорожного движения, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг) военнослужащие, сотрудники некоторых правоохранительных органов несут дисциплинарную ответственность. В этом случае производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.
Следует учитывать, что данные положения не распространяются на государственных гражданских служащих.
2.Порядок осуществления дисциплинарного производства может быть различным:
1) внесудебный порядок. Решение о привлечении к дисциплинарной ответственности принимается субъектом линейной власти, то есть соответствующим руководителем в отношении подчиненного.
2) судебный порядок. Решение о привлечении к дисциплинарной ответственности военнослужащих и назначении наказания в виде дисциплинарного ареста принимается военными судами.
3) порядок пересмотра решений о применении дисциплинарных наказаний (как внесудебный (например, в комиссии по служебным спорам) так и судебный порядок разбирательства).
4) с привлечением общественности. Например, в целях общественного осуждения военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок или нарушившего нормы международного гуманитарного права. По решению командира (начальника) проступок может быть рассмотрен и обсужден на собраниях личного состава, на офицерских собраниях с целью вынесения общественного порицания.
3. Как правило, для дисциплинарного производства характерен внесудебный порядок в рамках служебной подчиненности и при принятии решений руководитель наделен большей свободой усмотрения, чем, к примеру, при производстве по делам об административных правонарушения. С одной стороны, руководителю легче оценить личность служащего и справедливо решить дело, с другой – очень часто проявляется субъективность, мешающая правильно оценить деяние.
Особенности характерны для каждого вида дисциплинарного производства. Например, на военной службе дисциплинарное производство характеризуется следующими особенностями:
1) процессуальные нормы четкие и приближены к нормам КоАП, например, нормы, касающиеся видов доказательств, мер обеспечения производства. К военнослужащему могут быть применены такие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, как доставление, задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов и т.д. Некоторые авторы считают, что по существу, произошло нивелирование норм, регулирующих разнородные отношения. Приспособление правил производства по делам об административных правонарушениях к военно-служебным отношениям противоречит характеру этих отношений[192];
2)назначаемый вид наказания зависит от воинского звания военнослужащего;
3)предусмотрен судебный порядок рассмотрения дел о грубых нарушениях дисциплины с возможностью назначения дисциплинарного ареста;
4) предусмотрено особое оформление результатов. Разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (начальник) требует представить материалы разбирательства в письменном виде. Разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка заканчивается составлением протокола
2. Общие правила дисциплинарного производства. Участники дисциплинарного производства
В нормативных актах правила дисциплинарного производства четко не раскрываются. Однако можно выделить правила, характерные для процессуальной деятельности.
1. Соблюдение процессуальных сроков.
На гражданской службе дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
Важно соблюдать сроки давности наложения взыскания. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Военнослужащий же не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении или прекращения в отношении него уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.
Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется.
2. Недопущение конфликта интересов при проведении производства.
Закон запрещает участвовать в проведении служебной проверки гражданским служащим, которые могут быть прямо или косвенно заинтересованы в ее результатах. При возникновении подобной ситуации такой гражданский служащий обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки.
Данное правило должно действовать и на других видах службы.
3. При назначении дисциплинарного взыскания учитывается характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, вина и личность служащего.
Данное правило более четко раскрывается применительно к военной службе. Например, указываются обстоятельства, смягчающие, отягчающие дисциплинарную ответственность и исключающие ее, а также обстоятельства, учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания.
Должна приниматься во внимание возможность освобождения служащего от взыскания. Например, при совершении военнослужащим дисциплинарного проступка командир (начальник) может ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге.
При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности не допускается унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нему грубости.
Участниками дисциплинарного производства являются, с одной стороны, субъект дисциплинарной власти в лице руководителя – представителя нанимателя на государственной гражданской службе, начальника (прямого и непосредственного), и командира на военной и правоохранительной службеи, с другой стороны, лицо, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, в лице подчиненного – государственного служащего, военнослужащего, сотрудника правоохранительного органа.
Кроме того, в дисциплинарном производстве, могут принимать участие органы по рассмотрению служебных споров, при привлечении к дисциплинарной ответственности военнослужащих – ещё и военный суд.
Служащий может быть привлечен к ответственности после оформления служебных отношений и определения его правового положения.
Участники дисциплинарного производства обладают процессуальными правами и обязанностями.
Например, к числу прав государственного гражданского служащего, как лица, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, относятся следующие:
- право гражданского служащего на проведение служебной проверки для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
- право на сохранение денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы за период отстранения от замещаемой должности на время проведения служебной проверки;
- право давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
- право обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;
- право ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну;
- право на урегулирование разногласий при непосредственных переговорах с представителем нанимателя;
- право на обжалование решения о наложении дисциплинарного в органы по рассмотрению служебных споров: комиссию государственного органа по служебным спорам и суд.
- право на возмещение по решению суда морального вреда в случаях незаконного освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.
Права военнослужащих более специфичны, так как предусмотрен также и судебный порядок рассмотрения дела. Военнослужащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право:
- давать объяснения,
- представлять доказательства,
- пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка - с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке,
- обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности.
- право участвовать в судебном рассмотрении материалов.
Полномочия руководителей по применению дисциплинарных взысканий регламентируются законодательством. На государственной гражданской службе они осуществляются представителем нанимателя, то есть руководителем государственного органа или лицом, замещающим государственную должность, либо их представителями.
В полномочия представителя нанимателя входит:
- создание условий, необходимых для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины;
- обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам;
- назначение представителя в комиссию по служебным спорам;
- контроль за своевременностью и правильностью проведения служебной проверки;
- рассмотрение дела о дисциплинарном проступке и принятие справедливого решения;
- возможность снятия с гражданского служащего дисциплинарного взыскания до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.
Исходя изособенностей производства, соответствующий командир (начальник) на военной службе обязан принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и документов до принятия решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке.
3. Стадии производства по привлечению к дисциплинарной ответственности
Стадии дисциплинарного производства рассмотрим на примере законодательства о государственной гражданской службе. Порядок привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности регламентируется статьями 58 и 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и включает следующие стадии:
1. Возбуждение дела о дисципл