Источники и особенности советского права. Создание основ советского гражданского права (1917 – 1921 гг.).
Группы источников:
1. Важнейшими источниками советского права являлись новые нормативные акты советской власти. Форма этих актов была различной. Издавались обращения, декреты, постановления, декларации. Наиболее распространенной формой были декреты. Для периода становления советского права характерно издание законов, устанавливающих, преимущественно, общие принципы правового регулирования по отдельным проблемам и незначительно кол-во систематизированных актов (Конституция РСФСР, КЗАГС, КЗоТ). Правотворческую деятельность осуществляли центральные и местные органы гос-ва, партийные и профсоюзные органы.
2. Старое законодательство и обычное право «инородческого» населения Кавказа, Средней Азии и Сибири. Использование старого царского законодательства и норм, принятых временным правительством, продолжалось вплоть до принятии Конституции РСФСР. Обычное право вытиснилось в 20-е гг.
3. Революционное правосознание трудящихся масс. Это означало, что суды и другие правоприменительные органы, должностные лица и граждане в случае, если они не могли опереться на правовую норму, действовали так, как подсказывала им революционная совесть, поступали так, как считали полезным для революции. Т.к. уровень правовой культуры населения был весьма низким, это приводило к разбою в деятельности органов и порождало произвол.
Особенности:
1) Большевики смешивали понятие «право» и «управление». Приказ или распоряжение не был основан на законе и нормах, а сам порождал нормы. Основными методами регулирования выступали административные, а не правовые.
2) Право носило классовый хар-р, т.е. выступало как правопривилегия для трудящихся и как средство подавления или ограничения для представителей бывших эксплуататорских классов.
3) Праву придавался и интернациональный хар-р. Ожидание скорой мировой революции позволяло считать, что советское право м.б. использовано и на этапе становления Всемирной республики советов. Это выражалось в том, что иностранцы из числа трудящихся, оказавшиеся на территории совет. республики, обладали всей совокупностью прав советских трудящихся, включая политические права.
4. Регулирование гражданско-правовых отношений. Изменения в регулировании гражданско-правовых отношений вносились с помощью текущих актов, имевших целью ограничения и ликвидации частной собственности и замены ее социалистической. Основным способом формирования социалистической собственности стала национализация, которая осуществлялась в три этапа:
1) (окт1917-весна1918гг.) были национализированы банки, крупные предприятия, владельцы которых бежали заграницу или показали себя противниками советской власти, железные дороги, земля, недра жилые строения в городах.
2) Начался весной 1918г, когда объектом национализации стали средние и мелкие предприятия, а летом началась национализация целых отраслей промышленности.
3) Начался с осени 1918г. все предприятия с численность более 5 человек при механическом деятеле или 10 рабочих без двигателя объявлялись собственностью гос-ва.
Особенности национализации: 1) она носила тотальный; 2)безвозмездный; 3) радикальный хар-р (т.е. осуществлялась радик. средствами).
Перевод в гос-ую собственность означал, что в отношении этих объектов запрещались любые гражданско-правовые действия: купля-продажа, дарение, наследование, залог, заклад. Основным способом регулирования становилось управление с помощью администр. методов. главным органом, который осуществлял управление национализированным имущ-ом, стал созданный 2дек1917г. ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства). Он объединял и согласовывал деятельность всех учреждении в сфере финансов, промышленности, производства и распределения продукции.
Обязательственное право также не осталось вне поля зрения Советской власти. В этой подотрасли идет сокращение объектов, включенных в гражд. оборот, за счет установления гос. монополии на определенные виды имущ-ва. В первой половине 1918г была установлена гос. монополия на золото, платину, спички, хлеб, свечи, кофе, перец, ткани и т.п. Была установлена гос. монополия на внешнюю торговлю. Суть такой меры состояла в том, чтобы уничтожить совершенно частную торговлю организовать правильный и планомерный продукто-обмен м/у производительными коммунами единого хозяйственного целого. Политика означала сокращение сферы товарно-денежных отношении и договора купли-продажи за счет изъятия из оборота товаров первой необходимости. В период воен. коммунизма все коммунальные услуга стали бесплатными, вводился бесплатный проезд на городском и железнодорожном транспорте.
Договор займа частными лицами стал рассматриваться как ростовщичество. Советское гос-во предприняло попытку изменения института наследования. Первоначально было введено ограничение на размер наследуемого имущ-ва на сумму не более 10тыс.руб. Декрет ВЦИК от 27 апр1918г «Об отмены наследования по закону и завещанию ввел новый принцип распределения по принципу нуждаемости. Согласно данному декрету все имущ-ва, стоимость которого превышена 10тыс.руб., после смерти владельца переходило в собственность гос-ва, которое осуществляла распределение этого имущ-ва. Право на получение содержания из имущ-ва, оставшегося после смерти владельца, сохраняли нетрудоспособные родственники, полнородные и неполнородные братья и сестры, если они не имели прожиточного минимума. В дек1918г вышло Постановление СНК «О получении содержания из имущ-ва лиц, объявленных безизвестно отсутствующими и о признании их юридически умершими».
Принципиальные изменения были внесены в регулирование отношении, связанных с авторским правом. Советская власть признала недействительными все договоры с издателями, по которым издатель становился собственником произведении без согласия автора. Новые законы, принятые в защиту авторов, не обошли вниманием интересы гос-ва. После смерти автора, все причитающиеся ему гонорары обращались в пользу гос-ва. В собственность гос-ва переходили все архивы умерших русских писателей. Композиторов и ученых, хранящиеся в библиотеках и музеях, Наркоматом просвещение было закреплено право первого издания этих архивов.