Преступление и наказание в Новгородской и Псковской феодальных республиках.

Под преступлением подразумевается нанесение вреда.

Субъектный состав преступления расширен. Холоп теперь самостоятельный субъект преступления.

Появляется новое преступное деяние – посягательство на государство и оно делиться на 3 большие группы:

1. Измена государству: перевет (любое деяние в пользу вражеского государства), крамола (измена, но в ней отсутствует связь с внешним врагом), измена православию.

2. Преступления против порядка управления и должностные преступления.

3. Преступления против правосудия (ябедничество, наводка, угрозы в адрес судей, насильственные действия в адрес свидетелей, истцов, судей с целью принятия судом решения в свою пользу, самосуд, неявка в суд, лжесвидетельствование)

Преступления против личности: убийство, бесчестье (оскорбление словом или действием), связывание мужа без вины.

Имущественные преступления: разбой, грабеж, наезд или наход (вооруженного нападение с целью самовольного установления действительного или мнимого права), татьба, конокрадство, поджог.

Цели наказания: кара, предостережение, возмещение вреда.

Характеристики: сословный характер

Принцип социальной справедливости (феодал наказывался жестче, чем простой человек).

За каждое преступление устанавливалась санкция.

Виды наказаний:

· Смертная казнь – утопление, сожжение, повешение

· Телесные

· Изгнание за пределы государства

· Конфискация имущества

· Первые элементы тюрьмы (монастырь)

· Штрафы

Суд и процесс в Новгородской и Псковской феодальных республиках.

Судебная власть тесно связана с государством.

· Народное вече – суд по высшим должностным лицам.

· Посадник и князь рассматривали уголовные дела.

· Тысяцкий рассматривал уголовные и торговые дела.

· Архиепископ рассматривал религиозные дела.

Появляется Третейский суд- это очень упрощенная, распространенная форма договорного разрешения дел по незначительным гражданским и уголовным правонарушениям. Формировался сторонами по взаимному согласию. Стороны полностью соглашались с решением суда, решение оформлялось письменно.

Процесс носил обвинительный характер. В связи с тесной связью государства и судебных органов, появляются элементы розыска или следствия. Государственные лица выступали в роли судебных приставов, следователей. Появляется институт досудебной подготовки дел.

Судебный процесс протекает в устной форме, но допускается представительство сторон для некоторых категорий лиц (женщины, старики, дети, духовенство) могут быть представлены пособниками (адвокатами). Неявка в суд или несовпадение доказательств ведет к проигрышу в гражданском деле.

Доказательства делятся на 2 группы:

· Божьи (присяга, судебный поединок)

· Человечьи (показания свидетелей, вещественные доказательства, письменные акты, поличное и другие улики.)

Решение суда оформлялось письменно, копии передавались сторонам и отсылались в архив.

Образование единого централизованного государства. Изменения в системе управления Великого Московского княжества (ХV – начало ХVI вв.).

Преодоление феодальной раздробленности и создание централизованных государств – закономерный процесс развития феодализма, в основе которого лежат социально- экономические факторы: рост интенсивности с/х производства, рост феодального землевладения, включение феодального хозяйства в торговые связи, появление новых центров торговли и ремесла, расширение экономических связей и товарно-денежных отношений. Развитие городов - центров ремесла и торговли- обусловило необходимость упразднения многочисленных таможенных границ. Политическим фактором явилась необходимость защиты от внешних врагов.

Процесс образования единого Российского государства выразился, во-первых, в объединении территорий ранее независимых государств-княжеств в одно- Московское великое княжество; а, во-вторых, в изменении самого характера государственности, в преобразовании политической организации общества.

По мере складывания единого государства менялся и его характер.

Объединение земель вокруг Москвы и Московского княжества начинается в конце 13 века и заканчивается в конце 15- начале 16 века. В это время к Москве были присоединены Новгородская республика и Псков, Рязанское княжество, Смоленск. Иван 3 и его сын Василий 3 – великие князья Московские, стали именовать себя «государями всея Руси».

Государственный строй

Во главе Русского государства стоял Великий князь. Он – глава государства, обладавший правами в области законодательства, управления и суда и распространявший свою власть на всю территорию государства. Но его власть была не настолько сильной, чтобы стать неограниченной, абсолютной. Великий князь не мог управлять государством без совета боярской аристократии – Боярская дума. Она выросла из феодального совета, по составу от него тоже существенно не отличалась. Боярская дума была постоянно действующим органом, заседавшим регулярно и решавшим вместе с князем все основные вопросы управления, законодательства, внешней политики и суда.

На первом этапе создания централизованного государства продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления, в которой важную роль играл княжеский двор. В его ведении находился не только дворцовое управление, но и земли, угодья, деревни, приписанные к определенной отрасли. С централизацией государства и увеличением территории компетенция д-в системы стала расширяться. Постепенно стали появляться «областные» дворцы, они ведали самыми разными делами: сбором податей, местной администрацией.

В связи с увеличением территории государства необходимо стало создание специального управленческого аппарата, бюрократии, чиновничества. В результате, начиная с конца 15 века стали возникать новые органы государства, получившие название приказов. Это были постоянно действующие учреждения, имевшие четкую компетенцию. Их деятельность распространялась на всю территорию государства. В начале 16 века действовало около 10 приказов. Одним из первых сформировался приказ Большого дворца, Казенный (ведавший казной) дворец, Разрядный приказ (ведавший военной службой), Посольский (дипломатический) приказ.

Наши рекомендации