Преступление и наказание в Новгородской и Псковской феодальных республиках.
Под преступлением подразумевается нанесение вреда.
Субъектный состав преступления расширен. Холоп теперь самостоятельный субъект преступления.
Появляется новое преступное деяние – посягательство на государство и оно делиться на 3 большие группы:
1. Измена государству: перевет (любое деяние в пользу вражеского государства), крамола (измена, но в ней отсутствует связь с внешним врагом), измена православию.
2. Преступления против порядка управления и должностные преступления.
3. Преступления против правосудия (ябедничество, наводка, угрозы в адрес судей, насильственные действия в адрес свидетелей, истцов, судей с целью принятия судом решения в свою пользу, самосуд, неявка в суд, лжесвидетельствование)
Преступления против личности: убийство, бесчестье (оскорбление словом или действием), связывание мужа без вины.
Имущественные преступления: разбой, грабеж, наезд или наход (вооруженного нападение с целью самовольного установления действительного или мнимого права), татьба, конокрадство, поджог.
Цели наказания: кара, предостережение, возмещение вреда.
Характеристики: сословный характер
Принцип социальной справедливости (феодал наказывался жестче, чем простой человек).
За каждое преступление устанавливалась санкция.
Виды наказаний:
· Смертная казнь – утопление, сожжение, повешение
· Телесные
· Изгнание за пределы государства
· Конфискация имущества
· Первые элементы тюрьмы (монастырь)
· Штрафы
Суд и процесс в Новгородской и Псковской феодальных республиках.
Судебная власть тесно связана с государством.
· Народное вече – суд по высшим должностным лицам.
· Посадник и князь рассматривали уголовные дела.
· Тысяцкий рассматривал уголовные и торговые дела.
· Архиепископ рассматривал религиозные дела.
Появляется Третейский суд- это очень упрощенная, распространенная форма договорного разрешения дел по незначительным гражданским и уголовным правонарушениям. Формировался сторонами по взаимному согласию. Стороны полностью соглашались с решением суда, решение оформлялось письменно.
Процесс носил обвинительный характер. В связи с тесной связью государства и судебных органов, появляются элементы розыска или следствия. Государственные лица выступали в роли судебных приставов, следователей. Появляется институт досудебной подготовки дел.
Судебный процесс протекает в устной форме, но допускается представительство сторон для некоторых категорий лиц (женщины, старики, дети, духовенство) могут быть представлены пособниками (адвокатами). Неявка в суд или несовпадение доказательств ведет к проигрышу в гражданском деле.
Доказательства делятся на 2 группы:
· Божьи (присяга, судебный поединок)
· Человечьи (показания свидетелей, вещественные доказательства, письменные акты, поличное и другие улики.)
Решение суда оформлялось письменно, копии передавались сторонам и отсылались в архив.
Образование единого централизованного государства. Изменения в системе управления Великого Московского княжества (ХV – начало ХVI вв.).
Преодоление феодальной раздробленности и создание централизованных государств – закономерный процесс развития феодализма, в основе которого лежат социально- экономические факторы: рост интенсивности с/х производства, рост феодального землевладения, включение феодального хозяйства в торговые связи, появление новых центров торговли и ремесла, расширение экономических связей и товарно-денежных отношений. Развитие городов - центров ремесла и торговли- обусловило необходимость упразднения многочисленных таможенных границ. Политическим фактором явилась необходимость защиты от внешних врагов.
Процесс образования единого Российского государства выразился, во-первых, в объединении территорий ранее независимых государств-княжеств в одно- Московское великое княжество; а, во-вторых, в изменении самого характера государственности, в преобразовании политической организации общества.
По мере складывания единого государства менялся и его характер.
Объединение земель вокруг Москвы и Московского княжества начинается в конце 13 века и заканчивается в конце 15- начале 16 века. В это время к Москве были присоединены Новгородская республика и Псков, Рязанское княжество, Смоленск. Иван 3 и его сын Василий 3 – великие князья Московские, стали именовать себя «государями всея Руси».
Государственный строй
Во главе Русского государства стоял Великий князь. Он – глава государства, обладавший правами в области законодательства, управления и суда и распространявший свою власть на всю территорию государства. Но его власть была не настолько сильной, чтобы стать неограниченной, абсолютной. Великий князь не мог управлять государством без совета боярской аристократии – Боярская дума. Она выросла из феодального совета, по составу от него тоже существенно не отличалась. Боярская дума была постоянно действующим органом, заседавшим регулярно и решавшим вместе с князем все основные вопросы управления, законодательства, внешней политики и суда.
На первом этапе создания централизованного государства продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления, в которой важную роль играл княжеский двор. В его ведении находился не только дворцовое управление, но и земли, угодья, деревни, приписанные к определенной отрасли. С централизацией государства и увеличением территории компетенция д-в системы стала расширяться. Постепенно стали появляться «областные» дворцы, они ведали самыми разными делами: сбором податей, местной администрацией.
В связи с увеличением территории государства необходимо стало создание специального управленческого аппарата, бюрократии, чиновничества. В результате, начиная с конца 15 века стали возникать новые органы государства, получившие название приказов. Это были постоянно действующие учреждения, имевшие четкую компетенцию. Их деятельность распространялась на всю территорию государства. В начале 16 века действовало около 10 приказов. Одним из первых сформировался приказ Большого дворца, Казенный (ведавший казной) дворец, Разрядный приказ (ведавший военной службой), Посольский (дипломатический) приказ.