Как поступить в случае если на заявленную вами жалобу пришел ответ об отказе в удовлетворении?
Итак, вы направили жалобу на неправомерные действия должностных лиц. Через некоторое время из органа рассмотревшего ее приходит ответ: «доводы указанные вами в жалобе не подтвердились и действия должностных лиц признанны правомерными, а жалоба удовлетворению не подлежит». В этом случае данный ответ поступивший из органов власти обжалуем в вышестоящим органе прокуратуре или в арбитражном суде.
Как поступить если жалоба оставлена без рассмотрения? Предположим вы направили жалобу в вышестоящий орган или в прокуратуру, а жалоба оставлена без рассмотрения, поскольку в течении месяца вами не был получен мотивированный ответ. Тогда пишем повторную жалобу в прокуратуру или в вышестоящую прокуратуру, с требованием по факту нарушения законодательства основываясь на ст. 22 ФЗ о Прокуратуре, принять меры прокурорского реагирования, а затем на основании ст. 17.7 КоАП РФ, по факту бездействия привлечь должностных лиц к административной ответственности.
На что следует обратить пристальное внимание! В некоторых контролирующих органах, например МВД, существуют специальные электронные базы в которых содержится информация о физических или юридических лицах, привлеченных к административной ответственности, БД[11] - нарушения. Все бы ничего, да вот только информация в этих базах хранится годами, а то и навечно. Известно, что лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течении одного года со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания ст. 4.6. КоАП РФ.
К сожалению стоит еще раз убедится, в том, что сегодняшняя административно – судебная практика, находится явно в разладе с законом. При назначении административного наказания, на основании данных представленных инспекторами, из БД-нарушений, учитываются отягчающие обстоятельства привлечения к административной ответственности всех прошедших лет. Еще раз повторюсь прошедших лет, а не одного года согласно ст. 4.6. КоАП РФ. В следствие чего выносятся более суровые постановления, без учета того, что привлеченность лица уже давно погашена. Вот например, если даже в отношении вас и было возбуждено административное дело, но затем развалилось в процессе, то информация об этом все равно останется на долгую память в БД – нарушениях.
Поэтому в данном случае, после «развала дела об административном правонарушении» необходимо написать заявление на имя начальника соответствующего контрольного органа, с просьбой аннулировать записи из данной базы. Указать, на аннулирование тех записей, срок которых превышает один год, с момента вступления постановления в законную силу. Также, указать на аннулирование записей, в которых имеется информация о том, что в отношении вас когда либо, дело об административном правонарушении возбуждалось, но затем в процессе рассмотрения было прекращено.
В случае, если вам в удовлетворении заявления отказали, то тогда необходимо обратится в прокуратуру или в суд с мотивированным заявлением, обязать орган должностное лицо аннулировать из БД – нарушения эту злопамятную информацию.
При обжаловании действий должностных лиц эффективнее всего, не скупится на бумагу и написать несколько жалоб в различные независимые друг от друга органы. Так например одновременно: в вышестоящий орган в прокуратуру и в суд. Когда имеет место явное нарушение закона, направляйте свои жалобы и письма как минимум в три инстанции, что гарантирует объективность последующего рассмотрения. Если в течении одного месяца из вышеуказанных органов ответа о рассмотрении жалобы не последовало, «возможно задержка произошла по вине почты», то этим тоже можно воспользоваться в свою пользу. Тогда направляем жалобу в законодательное собрание своего субъекта, а лучше в соответствующий комитет Государственной Думы ФС РФ, с просьбой принять обращение на контроль и обязать соответствующие органы рассмотреть жалобу и затем наказать виновных лиц.
Исходя из положения статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в порядке не искового, а административного судопроизводства. Как было сказано выше, обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия) должностных лиц возлагается на сами органы и лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие). Поэтому от вас, кроме заявления в арбитражный суд, доказательств совершения обжалуемых действий (бездействия) и оплаты государственной пошлины, больше ничего не потребуется.
Срок, в течение которого вы должны обратиться с таким заявлением, составляет три месяца со дня, когда вам стало известно о нарушении ваших прав и законных интересов, за исключением вынесенного постановления по делу об административном правонарушении, срок обжалования которого составляет 10 дней.
При обжаловании вами письменного отказа в удовлетворении жалобы ранее направленную в вышестоящий орган, в судебном порядке, возможно одновременно и обжаловать неправомерные действия и решения должностных лиц со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.
Как обжаловать неправомерные действия должностных лиц в судебном порядке? Рассмотрим три варианта :
1) сразу, непосредственно после проведения проверки и составлении протокола об административном правонарушении или иных бумаг, обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании действий контролирующих должностных лиц неправомерными, а затем только в случае удовлетворения судом заявленного требования, повторно обратиться с исковым заявлением о взыскании материального вреда, причиненного неправомерными действиями сотрудников милиции.
2) сначала обратиться в вышестоящий орган административной юрисдикции, или в прокуратуру с требованием признать действия нижестоящих контролирующих органов неправомерными, а затем уже, если жалоба не будет удовлетворена, обжаловать принятое решение по жалобе в арбитражном суде.
3) сначала обжаловать действия должностных лиц по проведению контроля во вне судебном порядке, затем если их действия будут признаны неправомерными, обратится с заявлением в арбитражный суд со всеми вытекающими отсюда последствиями.
С точки зрения автора, наиболее оптимальными вариантами будут второй и третий. Поскольку в том случае, если вы решитесь сразу обратиться с исковым заявлением о признании неправомерными действия чиновников осуществивших контроль, с последующим взыскании материального ущерба из соответствующего бюджета, то вам необходимо будет для начала самим доказать неправомерность действий либо бездействия их должностных лиц. С практической точки зрения это достаточно нелегко, поскольку тут должны быть какие ни будь громкие события. Например, против вас необоснованно применили грубую физическую силу, повредили имущество, уничтожили рабочие файлы и т. д. В любом случае это должно быть подтверждено существенными доказательствами. Не забывайте, что и суд, и органы внутренних дел – это две части одного государственного механизма, и этим к сожалению многое сказано. Поэтому вероятность того, что ваши доказательства неправомерности действий или бездействия сотрудников милиции будут судом восприняты как достаточные для удовлетворения материального требования, невелика. При этом государственная пошлина в размере 2000 рублей, уже оплачена и возврату не подлежит. В итоге – напрасно потраченные и деньги, и силы на беготню по судебным инстанциям.
В том случае, если вы вначале обратитесь в непосредственно в вышестоящий орган или в прокуратуру с заявлением о признании действий или бездействия сотрудников милиции неправомерными, а затем только в случае удовлетворения этого заявления обратитесь с исковым заявлением, содержащим материальное требование, ваши расходы будут минимальны. Так как в зависимости от того, как решится вопрос о неправомерности действий сотрудников милиции, вам станет ясно, стоит ли обращаться в суд с материальным требованием и оплачивать его соответствующей государственной пошлиной в размере, который явно превышает размер пошлины за рассмотрение дела об обжаловании действий должностных лиц. Обратим внимание, согласно статье 189 Арбитражного процессуального кодекса, обязанность доказывания законности оспариваемых решений и действий или бездействия должностных лиц возлагается на органы и лица, которые совершили оспариваемые действия либо бездействие. Как видно, ваша задача при таком обороте событий многократно облегчается. А третий вариант «уже и так понятно», не требует обсуждения в этом разделе, поэтому его мы рассмотрим несколько позже.
Отсюда вывод, в начале обратимся с заявлением о признании таких действий контролирующими работниками неправомерными. А затем после
удовлетворения заявленного требования о признании неправомерности действий должностных лиц, в (административном порядке) уже обратимся с иском, содержащим материальное требование. Но в любом случае обращение в суд перед рассмотрением дела в административном порядке, затянет рассмотрение самого дела по существу, что конечном итоге может его развалить.