Процессуальные аспекты общения с налоговиками

Налоговые проверки, постоянный спутник любой предпринимательской деятельности, поэтому избежать внимания со стороны налоговиков к своей организации невозможно.

Обратите внимание! Права налоговиков определены Налоговым кодексом РФ с последними изменениями (5 декабря 2006 г.) и статьёй 7[4] Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации" (с изменениями от 24 июня, 2 июля 1992 г., 25 февраля 1993 г., 13 июня 1996 г., 16 ноября 1997 г., 8 июля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 22 мая 2003 г., 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г., 27 июля 2006 г.).

На основании вышеперечисленного государственным налоговым инспекциям предоставляется право:

1. Производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - органы, организации и граждане) проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчётов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке; осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий её регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт, за полнотой учёта выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

2. Контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью.

3. Получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан (с их согласия) справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для

правильного налогообложения. Должностные лица налогового органа обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций.

4. Обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан. В случаях отказа граждан допустить должностных лиц налоговых органов к обследованию указанных помещений налоговые органы вправе определять облагаемый доход таких лиц на основании документов, свидетельствующих о получении ими доходов, и с учётом обложения налогами лиц, занимающихся аналогичной деятельностью.

5. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение.

6. Приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчётов, балансов, расчётов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

7. Изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. Объём и состав изымаемых документов определяются инструкцией Министерства финансов Российской Федерации. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налогового органа.

Порядок изъятия документов, свидетельствующих о сокрытии либо занижении прибыли или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан сотрудниками налоговых органов регулируется пока еще инструкцией Минфина РФ от 26 июля 1991 г. N 16/176

8. Выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

9. Взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

10. Возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

11. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски:

· о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ, о признании регистрации предприятия недействительной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

· о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

· о взыскании неосновательно приобретенного товара не по сделке, а в результате других незаконных действий.

12. Создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях, имеющих трёхмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля над её погашением.

При этом важно знать, что права налоговых органов, предусмотренные пунктами 1-7, предоставляются должностным лицам этих органов, а права, предусмотренные пунктами 8-12 - только руководителям налоговых органов или их заместителям.

Виды налоговых проверок

Проверки, которые проводят налоговые инспекторы, делятся на:

· камеральные, которые проводятся на основании представленных предпринимателем документов без посещения территории проверяемого субъекта;

· выездные, в ходе которых проверяющие обычно находятся на территории предпринимателя или организации.

Именно по результатам выездных проверок налоговые инспекторы начисляют наибольшее количество штрафов.

Если у вас нет возможности в ходе выездной проверки обеспечить инспекторам рабочие места, заявите им ходатайство, о проведении проверки непосредственно в своем органе инспекции или на худой конец о временном ее отложении, обосновано мотивировав обстоятельства. Проверяющие могут пойти предпринимателю навстречу.

Налоговые инспекторы, направляемые для выездной проверки, обязаны иметь решение о её проведении и служебные удостоверения (ст. 91 НК РФ).

Налоговый инспектор имеет право проверить только документы, касающиеся исключительно финансово-хозяйственной деятельности, и изъять только те документы, которые указаны в инструкции Главной государственной налоговой инспекции на основании письменного мотивированного постановления должностного лица налоговой инспекции. Таким образом, такие документы как сертификаты, санитарные книжки, налоговый инспектор проверять не уполномочен. Кроме того, при проверках налоговые инспекторы обязаны соблюдать принцип территориальности, т. н. принцип районирования.

Важно знать, что налоговые инспекторы должны предъявить оба документа одновременно. Само по себе служебное удостоверение без решения о проверке не даёт права на её проведение. Оно лишь подтверждает тот факт, что стоящий перед вами гражданин является сотрудником налоговой инспекции. Поэтому, если проверяющие предъявили предпринимателю или его представителям только свои служебные удостоверения или только решение о проведении проверки, то в данном случае их можно не допускать к проверке.

Если вы являетесь представителем - филиал юридического лица, то для вас полезно знать, что решение о проверке юридического лица вместе с его филиалами принимает руководитель налоговой инспекции по месту учёта организации, но саму проверку филиала проводит налоговая инспекция, где состоит на учёте филиал. Решение о проверке филиала отдельно от центрального отделения фирмы принимает руководитель местной инспекции. Если филиал вашей организации уже проверяли (отдельно или совместно с центральной организацией), то налоговые инспектора не вправе прийти снова и проверять те же вопросы. То есть налоговые органы могут к вам прийти, но с проверкой по другим вопросам или уже за другой период деятельности.

По общему правилу, налоговые органы должны проверять каждую компанию не реже, чем раз в два года. Частота проверок зависит от характера деятельности компании. Например, чаще других проверяют организации, занимающиеся экспортными поставками. Особое внимание также уделяется крупным налогоплательщикам. Компании, имеющие филиалы и представительства, также проверяются чаще других. Кроме всего прочего, частота проверок зависит от загруженности инспекции.

Если к вам пришли с контрольной проверкой, то налоговые инспекторы предъявят не решение, а постановление. На постановлении должна стоять подпись руководителя регионального управления или межрегиональной инспекции (или их заместителей).

Постановление должно быть мотивированным, то есть содержать ссылку на обстоятельства, в связи с которыми назначена контрольная проверка, в остальном оно ничем не отличается от решения.

После того, как решение (постановление) вам предъявлено, изменить, или дополнить его налоговики могут только в двух случаях:

· если нужно заменить одного инспектора другим;

· если нужно включить в состав проверяющей группы дополнительного инспектора.

Решение об этом принимает только руководитель или (его заместитель) налоговых органов, которые проводят проверку.

Если у вас возникли сомнения в подлинности предъявленных документов, позвоните в налоговую инспекцию (телефон указан на бланке предъявленного вам решения).

Затем проверьте, перечислены ли пришедшие к вам должностные лица в решении о проведении проверки. Если кто-то из инспекторов в нём не указан, вы можете не допустить его к проверке.

Проверьте, нет ли в решении каких-либо отклонений от установленной формы (например, не указан проверяемый период).

Существует две позиции, как лучше поступить, если обнаружились процессуальные неточности. Первая – отказать инспекторам и не допустить их к проверке. Как правило, это дает временный эффект, но позволяет подготовится.

Вторая - предоставьте им возможность провести проверку, а потом обжаловать её результаты в суд.

В любом случае, какое бы вы не выбрали из двух предложенных вариантов, необходимо сделать копию решения. Это облегчит процесс доказывания в суде его незаконности.

Если документы проверяющих в порядке, то поставьте свою подпись и дату на экземпляре решения после слов: «С решением на проведение выездной налоговой проверки ознакомлен». Указанная в документе дата будет началом выездной налоговой проверки. Именно с неё начнется отсчет двухмесячного срока проверки. В том случае, если с документами всё в порядке, но вы всё-таки не пустили налоговиков для проведения проверки на свою территорию, они могут самостоятельно определить суммы налогов, которые вы должны уплатить, на основании имеющейся у них информации о вашей деятельности или по аналогии с другими компаниями или предпринимателями (ст. 31 НК РФ). Кроме того, подобные действия являются административным правонарушением и налоговые инспекторы вправе составить протокол об административном нарушении и направить его мировому судье, а если такового в вашей местности нет, тогда к районному.

Штраф в соответствии с ч. 1 ст. 19.4 КоАП составляет: для предпринимателя или руководителя фирмы - на сумму от 1000 до 2000 рублей, для других сотрудников - на сумму от 500 до 1000 рублей.

Кроме того, налоговые инспекторы могут привлечь к участию в проверке сотрудников милиции, если вы будете препятствовать её проведению.

Если проверка началась с вашего разрешения или без него, то знайте, что инспекторы могут проверить документы только за три последних года и за истекшие налоговые периоды текущего года (ст. 87 НК РФ).

Обратите внимание (!), запрещается проводить повторные выездные проверки по одному и тому же налогу за один и тот же период (ст. 87 НК РФ). Если налоговая инспекция нарушит это требование, вы вправе обратится с жалобой в прокуратуру или оспорить законность результатов проверки в суде. При этом проверка будет приостановлена до вынесения решения суда.

Однако существуют два исключения. Повторная выездная проверка по тем же самым вопросам может проводиться:

· если она вызвана ликвидацией или реорганизацией фирмы;

· если её проводит вышестоящий налоговый орган для проверки работы подчиненных (для налоговой инспекции - это управление МНС по региону).

При этом по закону повторной считается только та проверка, которая проводится по одним и тем же налогам за один и тот же период (ст. 87 НК РФ). А это значит, что налоговая инспекция вправе провести несколько выездных проверок в году, но по разным налогам или разным периодам деятельности компании. Такие проверки повторными не считаются. Также не считается повторной выездная проверка филиала после проверки центрального отделения фирмы и наоборот (ст. 89 НК РФ).

Длительность проверки определена п. 2 ст. 89 НК РФ и равняется двум месяцам. Поэтому проверяющие не могут находиться на территории фирмы более двух месяцев. В исключительных случаях налоговая инспекция может продлить срок проверки до трёх месяцев. Однако для осуществления таких действий необходимо получить санкцию регионального управления

До трёх месяцев выездная проверка может проводиться в случаях, когда:

· налоговые органы проверяют крупных налогоплательщиков, то есть тех, кто ежемесячно платит в бюджет более 1 000 000 рублей налогов;

· нужно провести встречную проверку;

· нужно направить запросы в организации и учреждения, располагающие информацией о налогоплательщике; возникают форс-мажорные обстоятельства (наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка.

Впрочем, данный перечень не является исчерпывающим (письмо МНС от 7 сентября 1999 г. N АС-6-16/705). В каждом конкретном случае вопрос об исключительности обстоятельств и продлении срока проверки решается главным управлением МНС субъекта РФ.

Если вы видите, что выездная проверка перешагнула двухмесячный рубеж, то требуйте от инспекторов решение регионального управления МНС о её продлении. Если компанию проверяют вместе с филиалами или представительствами, то срок проверки увеличивается на один месяц на каждый филиал (представительство).

Момент, когда проверка считается начатой, мы уже оговаривали. Заканчивается же она моментом вручения справки об её проведении. Вручить вам справку должны не позднее следующего рабочего дня после составления. Для того, чтобы точно подсчитать срок, в течение которого вас проверяют, нужно знать, что в срок выездной проверки включается только то время, когда налоговые инспекторы фактически находятся на территории фирмы (ст. 89 НК РФ). На этом основании налоговые органы часто прерывают выездную проверку на неопределённое время для анализа полученных документов, либо привлечения экспертов. Практике известны случаи, когда проверка растягивалась на долгие месяцы, и с этим ничего нельзя было поделать.

Если вы не успели подготовиться к проверке, то одним из наиболее распространённых приёмов переноса срока проверки является «отсутствие руководителя и (или) главного бухгалтера». О факте отсутствия по болезни, длительной командировке и т.д. незамедлительно сообщается налоговой инспекции, которая собирается проводить проверку и вместе с сообщением высказывается просьба о переносе проверки на более поздний срок. К письму нужно приложить документы, подтверждающие отсутствие на работе руководителя или главного бухгалтера, например, больничный лист, приказ об отпуске, командировке и т.п. Также в письме желательно указать предположительный срок, в течение которого предприятие подготовится к проверке.

Однако, такой «ход конём» натолкнет инспекцию на соответствующие мысли, поэтому использовать этот механизм отсрочки нужно только тогда, когда нет другого выхода.

Формально проверку проводить нельзя, если директор не расписался в решении об её проведении. Он же должен подписать и акт проверки. Среди прав налогоплательщика есть право присутствовать при проведении проверки (ст. 21 НК РФ). Это право относится и к руководителю фирмы, поскольку именно он представляет её интересы. Что касается главного бухгалтера, то его присутствие крайне желательно, ведь именно он обязан правильно организовать учёт на предприятии, составить бухгалтерскую отчётность, заполнить налоговые декларации и отчитаться в инспекции.

В случае, когда проверка намечена на конец года, а «запланированная» организация не проверялась в течение трёх календарных лет, то налоговая инспекция будет настаивать на проведении проверки, и приложит все усилия, чтобы её провести. Перенос проверки вряд ли возможен и в случае, если компания ликвидируется и проверку нужно успеть закончить до её закрытия.

В остальных случаях серьёзных причин для того, чтобы отказать налогоплательщику в переносе сроков проверки, у налоговой инспекции нет.

Если момент проведения проверки вы не оттягивали и сразу допустили инспекторов, то они имеют право совершать все действия, которые по закону могут проводиться в ходе выездной проверки, а именно:

· истребовать документы;

· производить выемку документов и предметов;

· осуществлять осмотр помещений;

· производить допрос свидетелей;

· привлекать специалистов, переводчиков и экспертов;

· инвентаризировать имущество.

Все эти действия налоговые инспекторы должны проводить строго по закону. Доказательства, добытые налоговой инспекцией с нарушением требований Налогового кодекса РФ, не могут быть использованы в суде. Например, если осмотр помещений компании был проведен без участия понятых, налоговые органы не смогут в суде ссылаться на его результаты - суд их не признает.

Налоговые инспекторы могут истребовать от вас любые документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, причём требование должно быть составлено в письменной форме. Если инспекторы потребовали документы устно, то вы можете им отказать. Документы нужно представлять в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя компании или предпринимателя. Подлинники налоговики вправе изымать только в процессе выемки и в строго определенных законодательством случаях.

Представить, по требованию налоговиков документы, в соответствии со ст. 93 НК РФ Вы должны в течение пяти дней с момента получения требования. Указанные законом пять дней можно использовать с пользой для себя - для приведения документов в порядок. Поэтому не торопитесь нести всё в первый же день, сначала проверьте правильность документов, а затем представляйте их налоговикам.

Если бизнесмен вовремя не представит требуемые документы, то может быть оштрафован на 05 МРОТ, (100 рублей), за каждый не представленный документ (ст. 126 НК РФ). Кроме того, документы могут быть изъяты в ходе выемки. В течение одной проверки налоговики могут предъявить предпринимателю неограниченное количество письменных требований.

Оригиналы документов изымаются, поскольку налоговые инспекторы опасаются, что документы будут уничтожены, исправлены, подменены и т.п. В этом случае налоговые инспекторы должны специально сделать для предпринимателя заверенные копии. Если нет возможности сделать копии на месте, инспекторы обязаны изготовить их и передать предпринимателю в течение пяти дней после изъятия. Не лишним будет знать, что запрещается производить выемку в ночное время - с 22.00 до 6.00 (п. 21 ст. 5 УПК РФ).

Выемка должна обязательно проводиться в присутствии понятых и руководителя компании. Понятые должны присутствовать в количестве, но не менее двух человек. Они должны быть не заинтересованы в исходе дела, в связи, с чем сотрудники налоговой инспекции понятыми быть не могут. Возможно, у вас как, у руководителя, есть причины, по которым вы не можете, или не хотите участвовать в процессе выемке, тогда выдайте одному из своих сотрудников доверенность, по которой он вас и заменит.

И помните: инспекторы не могут изъять документы, которые не имеют отношения к вопросам проверки.

Проверяя деятельность предпринимателя или организации, налоговые органы, в соответствии со ст. 90 НК РФ вправе вызывать свидетелей для дачи показаний.

Свидетелем может быть любой человек, которому известны какие-то сведения, необходимые налоговой инспекции. Исключение составляют малолетние, лица с физическими или психическими отклонениями и лица, получившие информацию в процессе своей профессиональной деятельности (аудиторы, адвокаты раннее защищавшие ваши интересы и т.д.).

Никогда не забывайте право, предоставленное ст. 51 Конституции РФ - никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. К близким родственникам относятся супруги, родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и сёстры, дедушка, бабушка и внуки ст. 5 УПК РФ. Свидетели вызываются повесткой. Повестка вручается под расписку или отправляется по почте.

За неявку либо уклонение от явки без уважительной причины налоговая инспекция вправе оштрафовать свидетеля на 1000 рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний влекут штраф в размере 3000 рублей (ст. 128 НК РФ).

В процессе проверки налоговым органам могут потребоваться люди, обладающие специальными познаниями или навыками в какой-либо из областей науки, техники, искусства или ремесла. В такой ситуации они вправе пригласить эксперта (если нужно письменное заключение) или специалиста (если такое заключение не требуется).

Специалисты привлекаются, как правило, чтобы получить информацию, находящуюся в компьютере, или оценить ваше имущество. Специалист не может быть заинтересован в исходе дела. В отличие от эксперта ему не нужно составлять заключение. В дальнейшем специалист может быть допрошен по тем же обстоятельствам в качестве свидетеля. Если нужно перевести текст документа с иностранного языка, чтобы понять, связан ли он с исчислением и уплатой налогов, налоговики привлекают переводчиков. На практике это бывает очень редко, так как компании обязаны вести документооборот на русском языке.

Если у налоговиков возникает желание убедиться, что данные об имуществе, отражённые в документах, соответствуют действительности, то они могут провести инвентаризацию.

Распоряжение об этом даёт руководитель налоговой инспекции либо его заместитель. В нём должны быть указаны причины и сроки инвентаризации, состав комиссии и перечень имущества, которое подлежит инвентаризации. В инвентаризации участвуют материально ответственные лица и работники бухгалтерии. По результатам инвентаризации составляется ведомость, в которой указывают: выявленные недостачи и излишки имущества, либо отсутствие разночтений с данными об имуществе, отражёнными в документации. Инвентаризационная ведомость подписывается председателем комиссии.

После того, как вашу компанию проверили, необходимо зафиксировать полученные результаты. Порядок оформления итогов проверки указан в с. 100 НК РФ. Отступления от этого порядка, допущенные налоговыми органами позволят предпринимателю требовать, чтобы суд признал решение налоговой инспекции по результатам проверки недействительным.

В процессе окончания проверки инспектор составляет справку об её проведении. В справке указывается: кто, когда, по какому поводу проводил проверку. Справку должна быть вам вручена не позднее следующего рабочего дня с момента её составления. С момента получения справки у предпринимателя появляется право не представлять инспекторам дополнительные документы, так как проверка считается законченной. Помимо справки должен быть составлен акт проверки. Данный документ составляется в налоговой инспекции не позднее двух месяцев с того дня, когда была составлена справка. В нём указывают все выявленные нарушения, статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за них, а также свои выводы и предложения по устранению нарушений и применению санкций. К акту налоговики прикладывают все документы, связанные с проведением проверки. Акт, материалы и документы, приложенные к нему, составляются в двух экземплярах. Один экземпляр остается в налоговой инспекции, другой, соответственно, передается на подпись руководителю фирмы или предпринимателю.

Вопрос о том, подписывать его или нет, для вас не должен быть особо значимым. Ведь подпись не означает автоматически, что вы согласны с выводами, изложенными в нём. Поэтому, если вы не согласны с выводами, изложенными в акте, подпишите акт, сделав оговорку в нем о своём несогласии, или в графе объяснения (если таковая имеется), выразите свое несогласие в письменном виде.

В случае, когда вы уклоняетесь от получения акта, налоговая инспекция отправит его в ваш адрес по почте заказным письмом. В этом случае, в соответствии с действующим законодательством, датой вручения акта считается шестой день, начиная от даты отправки письма. Если налоговая инспекция не вручила предпринимателю данный акт, для бизнесмена это бесспорный плюс - в дальнейшем имеется прекрасная возможность сослаться на это в суде как на нарушение установленных законом прав и выиграть спор.

Если вы получили акт проверки, то пригласите своего юриста и бухгалтера и внимательно его изучите. В случае судебного спора с налоговой инспекцией, исход дела во многом будет зависеть от того, насколько правильно составлен акт. Все ошибки и неточности в нем предприниматель может легко обратить в свою пользу.

Необходимо обращать внимание на следующие формальности:

1). Соответствует ли он установленной форме, есть ли в наличии все указанные в нем приложения и расчёты;

2). Правильны ли расчёты, произведённые сотрудниками налоговой инспекции, нет ли в нем арифметических ошибок;

3). Не вышли ли проверяющие за круг вопросов, указанных в решении о проведении проверки;

4). Не нарушены ли сроки проверки;

5). Содержит ли акт ссылки на нормативные документы, положения которых Вы нарушили, а также на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за эти нарушения;

6). Действовали ли на момент совершения нарушения нормативные акты, на которые ссылаются налоговые органы;

7). Каковы были ставки налогов на момент нарушения.

Если Вы обнаружили в акте проверки ошибки, то можете направить руководителю налоговой инспекции свои возражения. На это ст. 100 НК РФ дает Вам две недели со дня получения акта.

Обратите внимание (!), налоговый кодекс РФ в ст. 6.1 говорит, что срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.

Разногласия по акту проверки можно изложить в произвольной форме, главное - чётко сформулировать, свое несогласие. Поэтому, следуйте следующему алгоритму:

· пункт акта, с которым вы не согласны,

· аргументы в пользу с точки зрения предпринимателя, со ссылками на законы (указы, постановления, инструкции и т.д.).

· положительный судебный прецедент, если таков был в конкретном случае.

Вышеизложенные аргументы помогут при обжаловании в судебном порядке предпринимателю признать акт не имеющим юридической силы.

После истечения срока, отведённого для представления возражений, инспекторы передают материалы проверки своему руководителю или его заместителю. Он должен рассмотреть их и принять решение в течение 14 дней. При этом предпринимателя или его представителя, защитника должны пригласить на рассмотрение материалов проверки. Если же не пригласили, а рассмотрели в отсутствие вас НКВДшной тройкой, как в 37–мом, то в дальнейшем при обжаловании, вы можете сослаться на это в суде как на нарушение ваших прав и выиграть спор, о чем далее будет подробно описано.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налоговой инспекции, либо его заместитель своим решением может:

* привлечь компанию или предпринимателя к налоговой ответственности;

* отказать в привлечении к налоговой ответственности;

* назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (к дополнительным мероприятиям налогового контроля, относятся встречная проверка Ваших партнеров, вызов дополнительных свидетелей, привлечение специалистов, экспертов).

Копия решения вручается руководителю компании под расписку в течение десяти дней.

Одновременно с решением о привлечении к ответственности налоговые инспектор должны вручить вам требование об уплате налога и требование об уплате налоговой санкции.

В требованиях налоговая инспекция должна указать, какой налог вашей организации придется доплатить и какой платить штраф. В случае, когда срок исполнения, указанный в требовании, заведомо нереален, вы можете обратиться в арбитражный суд.

Если компания не выполнила требование об уплате налога, пеней и штрафа в отведенный для этого срок, то взыскать недоимку и пени налоговая инспекция может самостоятельно (за счёт средств на счетах или иного имущества компании), а штраф - только через арбитражный суд.

Полезно знать, что решение о взыскании с компании недоимки и пеней может быть принято в течение 60 дней после того, как истёк срок исполнения требования об уплате налога. Если срок пропущен, то взыскать налог и пени налоговая инспекция может только через арбитражный суд согласно п. 3 ст. 46 НК РФ[5].

После принятия решения о взыскании налога и пеней инспекция выставляет инкассовые поручения в банки, где открыты счета компании. Налоговый кодекс РФ позволяет налоговым органам списывать деньги с расчётных и валютных счетов. Взыскивать деньги с депозитных (в случае, если срок депозита не истёк) и ссудных счетов нельзя. Количество инкассовых поручений Налоговый кодекс РФ не ограничивает, т.е. налоговая инспекция может предъявить их ко всем известным ей расчётным и валютным счетам компании. Правда, если в результате денег будет списано больше, излишек вам должны вернуть, причём обязательно с процентами.

Банк должен списать деньги со счёта на следующий день после получения инкассового поручения. Если по счету есть картотека (неисполненные платежные поручения), то банк исполняет инкассовое поручение после того, как проведёт платежи, имеющие приоритет перед налогами. В соответствии с законодательством (п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ), в первую очередь погашаются требования по исполнительным документам о возмещении вреда жизни и здоровью, который компания причинила своим работникам и другим гражданам, во вторую очередь - деньги по исполнительным документам о выплате заработной платы и выходных пособий, и только потом банк может списать налоги. Если денег, списанных со счетов фирмы, недостаточно для покрытия задолженности, налоговая инспекция может взыскать долг за счет другого имущества. Для этого инспекция выносит специальное постановление и передаёт его в службу судебных приставов.

С предпринимателя налоговая инспекция только вправе взыскать недоимку и пени только через арбитражный суд.

Исковое заявление в арбитражный суд налоговая инспекция должна подать не позднее шести месяцев после того, как истёк срок исполнения требования об уплате налога (ст. 115 НК РФ). Если налоговая инспекция нарушит шестимесячный срок, обратите на это внимание судей – и тогда с успехом выиграете спор[6].


Наши рекомендации