Различные подходы к пониманию источника права. Соотношение понятий источника и формы права
Представители разных подходов к пониманию права подразумевают различные явления под этими правовыми материями. Источник права и форма права – два схожих, но отнюдь не равнозначных понятия. Для лучшего понимания сущности этого явления следует сначала определить смысл «источника права», а затем «формы права», после чего соотнести их значения.
Автором понятия «источник права» считается римский юрист Тит Ливий, который назвал Законы XII таблиц источником всего публичного и частного права (fons omnis publici privatique juris). С тех пор подавляющая часть исследователей признавала общее понимание источника права, близкое к этимологическому значению слова «источник», а именно: некая исходная точка формирования и развития явления, то, из чего черпается право. И все же многозначность данного понятия существует.
Так Г.Ф. Шершеневич писал, что под именем источника права понимаются также силы, творящие право (например, государственная власть или воля Бога); материалы, положенные в основу того или иного законодательства (например, когда говорят, что римское право послужило источником для германского гражданского кодекса); исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права, и средства познания права (например, когда говорят, что право можно узнать из закона).[1]
Другой точки зрения придерживается В.С. Нерсесянц. По его мнению следует различать материальные и формальные источники права. Под «материальным источником права» при этом имеются в виду причины образования права, т.е. все то, что порождает (формирует) позитивное право. Это могут быть какие-либо материальные или духовные факторы, общественные отношения, воля законодателя. Под «формальным источником права» имеется в виду форма внешнего выражения положений (содержания) действующего права.[2]
В настоящее время одним из наиболее распространенных является понимание источника права в четырех значениях. Во-первых, источник в материальном смысле слова понимается как общественные отношения, сила, создающая право. Это также и исходные начала, то есть условия данной конкретной исторической эпохи (материальные условия жизни общества, экономический строй и т.п.). Именно развитие общественных отношений, особенности экономических и политических условий порождают потребность в правовом регулировании и издании норм права. Во-вторых, выделяют источник права в идеальном (идеологическом) смысле слова. В этом случае данный термин означает правосознание, которое выступает в качестве существенного фактора правообразования – имеются в виду юридические концепции, идеи, желаемое право. В-третьих, выделяют источник права в историческом плане – памятники права; источники права, вышедшие из употребления; то, откуда появились нормы права, как и где они закрепились. Сюда относят вклад внутреннего и иностранного права в создание какой-либо правовой системы.[3] В-четвертых, рассматривают источник права в формально-юридическом значении – внешняя форма существования и выражения правовых норм.
Наряду с понятием источников права часто можно встретить словосочетание «формы права». Этот оборот был введен в ответ на многозначность понятия источника права, чтобы исключить возможность неоднозначной трактовки. Признавая за формой права способ организации и выражения государственной воли, представители разных школ права, однако, поддерживают разные подходы к пониманию данного понятия.
Сторонники психологической школы права различали такие формы права как объективное и интуитивное право – то есть разделяли и противопоставляли формализованное, объективное право и право, проявляющееся в чувственной и эмоциональной сфере человека.
Во время дискуссий о соотношении позитивного и естественного права тоже выдвигались разные точки зрения. В частности против формы позитивного права – определенных актов государственных органов – формой естественного права считались общественное сознание и нравственные начала. И лишь в XX веке в концепции о правах и свободах человека, когда эти права и свободы приобрели юридически закрепленную форму в актах или иных источниках, существенная разница между подходами к пониманию формы права снижается.
Еще одно широкое понимание формы права проявляется в выделении внешней и внутренней формы права. Под внешней формой понимается организация норм в виде источника или документа, а внутренняя форма права характеризует его содержание, структуру составляющих норм.
Наиболее распространенным и общим следует считать понимание права как «объективированное надлежащим образом правовое установление, которое длительно и единообразно воплощается в юридической практике, поведении субъектов права, гарантировано к исполнению силой авторитета и (или) государственного принуждения, признано субъектами права в качестве регулятора общественных отношений»[4]
Именно в форме права непосредственно проявляется принцип формальной определенности (формальное выражение, закрепление различных правил поведения), что позволяет нам воспринимать право в реальном обличье, изучать, применять и использовать его.
Выходит, в современной юридической науке нет единого подхода ни к пониманию источника права, ни к пониманию формы права. В связи с этим ряд ученых считает уместным отождествлять понятие формы права (внешнего ее проявления) и источника права в формально-юридическом смысле, когда имеется в виду формальное выражение норм права, придающее им «нормативный, общеобязательный статус и определяющая степень их юридической силы»[5] – наиболее частое употребление и понимание данных терминов. Поэтому для большей ясности данные понятия употребляют вместе, одно из слов заключается в скобки, как, собственно, и сформулирована тема этой работы.
Далее в работе понятия формы и источника права будут использоваться идентично, только в этом значении, как «правила, созданные обществом и одобренные государством посредством придания им некоторой внешней оболочки, защищаемые государственным принуждением»[6].
После определения сущности данной юридической категории, можно переходить к его детальному рассмотрению и характеристике. Так, можно выделить некоторые основные признаки формы (источника) права. Ими являются: правотворческая значимость источника права; государственная обязательность и гарантированность; особая юридическая форма; установление основ, начал правового регулирования в определенных сферах общественной жизни.[7] С.В. Бошно кроме того выделяет еще такие признаки источника права, как определенность содержания, длительность существования, общеизвестность, признание со стороны субъектов права, разумность и справедливость.[8]