Правовая система современной Японии.
Японское право является одной из составных частей Дальневосточного права (право стран Дальнего Востока) и представляет собой уникальный, неповторимый и своеобразный мир, где наряду с современными правовыми понятиями, доктринами и институтами соседствует глубокая правовая старина, от которой большинство граждан страны не спешат отказываться.
Базовыми понятиями японской правовой науки являются право (хо), система права (хотайкэй) и система законодательства (хосэй), а история права или правовой системы именуется историей законодательства (хосэйси). По мнению целого ряда исследователей правосознание японцев преподносится как недостаточно высокое, отводящее правовой системе достаточно скромное место в ряду средств социальной регуляции и, напротив, придающее приоритетное значение неправовым средствам, основанным на этическом правиле гири, требующем ответить добром на добро.
Именно гири является основным критерием поведения японца, а японское право, с точки зрения его функционирования носит резко отличный характер от Западноевропейского права.
Не столько писаное право, сколько устоявшиеся за многие века нормы поведения являются решающими для повседневной жизни японцев. Рассматривая нормы поведения сквозь призму философских понятий таких как, добро и зло, справедливость и несправедливость, гармония и дисгармония японское традиционное право оперирует прежде всего не столько юридическим, сколько философским инструментарием, что с полным основанием позволяет включить его, наряду с китайским и корейским правом в философскую правовую семью. В правовой жизни японцев, наиболее существенной традицией считается тенденция разрешать споры без обращения к закону и суду, связанное с этим стремление разрешать споры путём примирения, предпочтение не акцентировать внимание на интересах и правах индивида.
Япония — одна из стран, в которых с того времени, когда начали оставляться материалы в виде письменных текстов (в Японии примерно с VII—VIII века), сохранилось и дошло до наших дней большое количество исторических документов.
Действующая в Японии система права ведёт свое происхождение от германского и французского права. Р. Давид относит японское право к романо-германской правовой семье'. Однако ближе к истине И.Нода2, который подчёркивает, что специфика национальной ментальности создаёт правопонимание, которое трудно изменить под воздействием иностранного права. Японское право не полностью вписывается в романо-германский тип правовой системы. Современное японское право по своей структуре напоми нает западное, но оно действует в своей собственной традиционной культурной среде, формирующейся веками в условиях отсутствия длительных контактов с западной культурой. Поэтому при сходстве моделей права практика его функционирования существенно отличается. Таким образом, действие японской модели права оказывается совершенно иным, чем западного оригинала.
До 1945 г. система права Японии основывалась на сочетании традиционных феодальных принципов, частично заимствованных из системы права императорского Китая, и принципов континентальной системы права в его этатическом3 (государствен-ническом) варианте.
Правовая система Японии переняла из системы континентального права следующее:
— деление права на публичное и частное;
— структурное разделение системы права на отрасли и подотрасли;
— проведение кодификации нормативно-правового материала.
В уголовное право Японии внесены принципы континента
льного права: «нет преступления и наказания без указания о том в законе», «закон обратной силы не имеет при введении или усилении уголовной ответственности» и др.
Система права Японии до второй мировой войны состояла из отраслей конституционного, административного, гражданского, торгового, уголовного, гражданско-процессуального, уго-ловно-процессуального права.
В период реформ после войны, проведение которых контролировалось американскими властями, японская правовая система была «американизирована». Так, внедрение в японскую идеологию и практику в качестве конституционных принципов «разделения властей», «сдержек и противовесов», независимости судебной власти, равенства всех перед законом, равенства мужчины и женщины; определение круга демократических прав и свобод граждан, подлежащих непосредственной судебной защите; введение института конституционного надзора' — всё это явилось результатом влияния американского права. Японская конституция воспроизвела знаменитые слова американской Декларации независимости 1776 г. о «праве на жизнь, свободу и на стремление к счастью» как о высшем предмете заботы государства о его гражданах.
На регулирование сферы торгово-экономических отношений, деятельности корпораций и других частно-правовых институтов также оказало влияние американское право. Обновлены традиционные отрасли права. Фактически заново создано конституционное право. Оформились новые отрасли права — право человека на социальное обеспечение, хозяйственное, экологическое. Выделились подотрасли медицинского, образовательного права и др.
Демократическими достижениями Конституции Японии, кроме указанных, являются зафиксированные права граждан в уголовно-процессуальной сфере:
— право на защиту и судебное разбирательство обвинения;
— запрет незаконного ареста и незаконных обысков;
— право обвиняемого на открытое, беспристрастное, без задержек, разбирательство дела;
— запрет применения наказания без соответствующей правовой процедуры и др.С целью защиты прав подозреваемого в Ст.81 ныне действующей Конституции Японии содержит следующее предписание: «Верховный суд является судом высшей инстанции, полномочным решать вопрос о конституционности любого закона, приказа, предписания или официального акта».
Конституции провозглашена следующая норма: «Никто не может быть принуждаем давать показания против самого себя. Признание, сделанное по принуждению, под пыткой или под угрозой либо после неоправданно длительного ареста или содержания под стражей, не может рассматриваться как доказательство» (ст. 38). Однако при проведении в жизнь новых принципов предварительного следствия и судопроизводства, сохранил своё значение традиционный принцип: «Признание — первейшее из всех доказательств».