Судебная система США в Новое время. Закон о судоустройстве 1789 г.
Весной 1787 г. в Филадельфии собрался конституционный конвент. В его составе были адвокаты, банкиры, предприниматели, плантаторы. Работа конвента происходила при закрытых дверях и без официальных протоколов. Через три месяца напряженной работы 17 сентября 1787 г. конвент принял, не имея на то официальных полномочий, новую конституцию.
В конституции установление избирательных цензов передавалось компетенции штатов. В большинстве штатов был установлен земельный ценз. Избирательных прав не получили цветные - негры и индейцы. В целом из 3 млн. населения США право голоса имели только 120 тысяч.
Законодательная власть принадлежала Конгрессу, состоящему из двух палат - сената и палаты представителей. Каждый штат имел в сенате равное представительство - по 2 сенатора, избираемых законодательными палатами штатов. Сенат избирался на 6 лет с обновлением 1/3 состава каждые 2 года. Члены палаты представителей избирались прямыми выборами в количестве пропорциональном населению штата сроком на 2 года. Компетенция конгресса в основном состояла в выработке и принятии законов, а также в бюджетных правах. В конституции подробно расписаны и другие права: налогообложение, таможенная политика, армия и флот, регулирование торговли, чеканка монеты и т.п.
Федеральному правительству конституция предоставила обширные полномочия. Президент избирался коллегией выборщиков на 4 года и был главой государства и главой правительства. Он обладал законодательной инициативой и правом сдерживающего вето в отношении принятых конгрессом законопроектов. Президент являлся главнокомандующим армией и флотом, назначал по согласованию с сенатом высших должностных лиц государства и пожизненно членов Верховного суда.
Верховный суд находился во главе всей федеральной судебной системы, и ему подчинялись низшие суды. Отдельные разделы конституции были посвящены компетенции и правам штатов, а также порядку внесения поправок в Конституцию.
Очень важной особенностью американской конституции 1787 г. было наличие системы сдержек, противовесов и баланса властей. Например, конституция делала невозможной полную смену одновременно всех высших органов власти. Каждая из властей по конституции имела возможности воздействовать на другую.
В колониальный период в будущих Соединенных Штатах юстиция ограничивалась в основном местными судами общего права. В конце XVII – начале XVIII в. в ряде колоний (Массачусетс, Пенсильвания) были созданы специальные апелляционные суды для повторного разбора дел, решенных местными судьями. Однако в подавляющем большинстве значение апелляционной инстанции имели законодательные собрания колоний или губернаторские советы. При губернаторах действовали также (наподобие английских канцлерских судов) «суды справедливости». В 1673 г., также сходственно с традициями общего права, были созданы в ряде штатов (Пенсильвания, Дэлавер, Мэриленд) специальныесуды пробата для рассмотрения дел о завещаниях. Временно существовали также особые сиротские суды (по делам опеки).
До провозглашения независимости общего судебного органа, естественно, не было. Роль высшего апелляционного суда для колоний играл Тайный совет английского короля, куда переносились дела в исключительных случаях. Кроме того, создавались окружные адмиральские суды для разбора дел, связанных с морскими перевозками, корабельным делом, захватом грузов, морским страхованием и т. п. Особо важную сферу составили призовые дела, связанные с законным захватом брошенных судов и их грузов, потерпевших кораблекрушение, оказанием помощи на море. В 1779 г. был сформирован практически первый общий для всех штатов судебный орган – Апелляционный суд по делам о захватах.
Конституция 1787 г. положила начало формированию общефедеральной судебной системы, поставив во главе ее Верховный суд, правда, с очень ограниченными полномочиями. Однако формирование сферы общефедерального права, исключительных полномочий федерации сделало настоятельной задачу создания законченной федеральной судебной системы.
На первой сессии конгресса США был принят Закон о судоустройстве (24 сентября 1789 г.), который заложил принципы федеральной судебной системы*. Основные идеи в организации федеральной юстиции были взяты из исторической системы английских разъездных судов. В новых условиях сложилась, однако, более строгая система точно соподчиненных судебных органов трех уровней: районного, верховного, претензионного.