Правовая система современной Великобритании.
Великобритания не знает одновременного созданного акта в качестве конституции. По форме британская Конституция и в ХХ веке имеет комбинированный, несистематизированный характер и слагается из двух частей - писаной и неписаной. Такой характер имеют все отрасли английского права. Британскую Конституцию часто называют неписаной, имея в виду то обстоятельство, что она никогда не была "записана" в одном акте.
Статутное право носит фрагментарный характер; парламентских актов по конституционным вопросам насчитывается около 4000. Некоторые акты парламента могут рассматриваться как чисто конституционные, законы о правовом положении личности, закон об избирательном праве; законы о местном управлении.
Основными источниками английского права являются судебные прецеденты, т.е. решения высших судов, имеющих обязательную силу для них самих и нижестоящих судов, статуты - законодательные акты британского парламента и издаваемые исполнительными органами акты делегированного законодательства.
В системе судебных прецедентов различают нормы общего права, которое начало формироваться еще в ХI в. и ныне играет основную роль, либо дополняет законодательство и нормы так называемого права справедливости, складывавшегося из решения суда канцлера, который существовал с ХV века до судебной реформы 1873 – 1875.
К ХХ веку были созданы с целью упорядочения правового регулирования отдельные консолидированные акты, хотя и применительно лишь к отдельным правовым институтам - законы о семейных отношениях 1857г., о партнерстве 1890г., о продаже товаров 1893г., и др. В результате законодательство стало во многих отношениях важным источником права, нежели нормы сформулированные в прецедентах. Но и ХХ веке судебный прецедент остается важным и полноценным источником английского права, поскольку сохраняются институты, непосредственно регулируемые нормами общего права или даже права справедливости.
На протяжении ХХ века среди источников английского права существенно возросла роль делегированного законодательства, особенно в здравоохранении, образовании, социальном страховании. Высшей формой делегированного законодательства считается "приказ в Совете", издаваемый правительством от имени монарха и тайного совета (совещательного органа при монархе, включающего высших должностных лиц Великобритании).
В 1865 г. была создана правовая комиссия для Англии (одновременно для Шотландии), которой было поручено готовить проекты крупных консолидированных актов с тем, чтобы в перспективе "провести реформу всего права вплоть до его кодификации". Но и в настоящее время ни одна отрасль английского права не кодифицирована полностью. В связи с этим особый интерес вызывает правовое регулирование, сложившееся в отдельных отраслях права.
В Англии единой областью выступает сфера гражданского и торгового права. Отношение собственности регулируется законами, принятыми в 1925 г. (закон о собственности, об управлении имуществом и др.). Большое развитие получил институт доверительной собственности, управляемой в пользу третьих лиц (создание благотворительных фондов, управление наследственным имуществом и имуществом недееспособных лиц и др.). Обязательства разделяются на возникающие из договоров и из правонарушений. Среди оснований возникновения обязательств принято выделять традиционный институт нарушения право владения, различные посягательства на права личности (обман, клевета, причинение ущерба).
Семейные отношения регулируются довольно подробно различными законодательными актами: Закон о браке 1949г. в основном посвящен заключению брака, Законы о реформе семейного права, Закон о разводе и отдельном проживании супругов 1971 г.,
Трудовые отношения регулируются законодательством и прецедентным правом, которое формируется в ходе судебного разбирательства трудовых споров.
Важные изменения в ХХ веке претерпели нормы уголовного права Англии, хотя и сейчас подавляющую часть составляют акты, принятые в ходе реформы 1830-1880 гг. (старейший - закон о государственной измене 1351г.). Но современное законодательство охватывает почти все основные институты общей части и юридически значимые признаки, характеризующие конкретные виды преступлений. К числу важнейших действующих законов могут быть отнесены:
• Закон об уголовном праве 1967 г., в котором определена новая классификация уголовных преступлений и отменено традиционное деление их на фелонии и мисдиминоры;
• Закон о преступном покушении 1981 г.; Закон о компетенции уголовных судов 1973 г.; Закон об исправлении правонарушителей 1974 г.; Закон об убийстве 1957г.;
• Закон о преступлениях против личности 1861 г.; Закон о похищении детей 1984 г.; Закон о краже 1968 и 1978 гг.; Законы об охране государственной тайны (официальные секреты) 1911,1920, 1939 и 1989 гг.;
Источниками уголовно-процессуального права в Англии служат, прежде всего, законодательные акты, по большей части регулирующие одновременно и вопросы судоустройства. К их числу относятся законы о Верхнем суде 1982 г., о магистратских судах 1980 г., Закон о судах графств 1984 г., о присяжных 1974 г., Закон о преследовании за преступления 1985 г., Закон об отправлении правосудия 1985 г., Закон о полиции и доказательствах по уголовным делам 1984 г., Закон о судах и юридических услугах 1980 г. и др.
В ХХ веке право Великобритании развивается по пути создания консолидированных актов с сохранением роли и значения прецедентного права. Различия в праве и судоустройстве Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии отражают исторически сложившиеся особенности, закрепленные, прежде всего, в нормах обычного права и судебных прецедентов.
42.Этапы борьбы за независимость и образование США. «Декларация независимости» США от 4 июля 1776 г. «Статьи конфедерации и вечного союза» 1781 г.
Искрой, из которой разгорелась американская революция, стало "Бостонское чаепитие". Бостон, как и вся Массачусетская колония, уже давно считались в Британии "возмутителями спокойствия". В 1773 г. группа заговорщиков из ячейки "Сыны свободы", переоделись индейцами, забралась на три судна в Бостонской гавани и побросали в воду 342 ящика с чаем. Это событие стали называть Бостонским чаепитием. Правительство ответило репрессиями против Массачусетса: в Бостоне запрещалась морская торговля, отменялась партия Массачусетса, распускалось её законодательное собрание.
Но за Массачусетсом стояла вся Америка: пришлось распустить и другие законодательные собрания. Английское правительство пошло на самые решительные шаги для усмирения мятежников. Порт был блокирован вплоть до уплаты городскими войсками компенсации за уничтоженный груз. Англичане упорно не хотели замечать широты мятежа, полагая его делом группы радикально настроенных фанатиков. Но карательная акция против Бостона не только не усмирила мятежников, но и послужила всем американским колониям призывом сплотиться воедино для борьбы за независимость.
После бостонского инцидента, запретившего законодательные собрания, они, однако, продолжали собираться, а 5 сентября 1774 года открылся в Филадельфии совершенно уже нелегальный Конгресс представителей от 12 колоний (55 представителей от всех американских колоний Великобритании, за исключением Джорджии), выбранных законодательными собраниями. Конгресс получил название - Первый Континентальный конгресс, на нем присутствовали Джордж Вашингтон, Самуель и Джон Адамс и другие видные американские деятели. Первый Континентальный конгресс сделал обзор законов, нарушающих интересы колоний. Конгресс выработал петицию к королю и воззвание к английскому народу, эти документы признавали связь Америки с метрополией, но настаивали на отмене последних парламентских актов относительно колоний и требовали справедливости, угрожая в противном случае прекращением торговли с Англией. Была издана "Декларация прав и жалоб", которая содержала заявление о правах американских колоний на "жизнь, свободу и собственность", а также выражала протест против таможенной и налоговой политики метрополии. Конгресс объявлял бойкот английским товарам вплоть до полной отмены дискриминационных актов.
17 апреля 1775 произошло первое вооруженное столкновение между британскими войсками и американскими сепаратистами. Тем временем, 10 мая в Филадельфии собрался Второй Конгресс 13 колоний, который с одной стороны подал петицию королю Англии Георгу III о защите от произвола колониальной администрации, а с другой начал мобилизацию вооруженного ополчения, во главе которого стал Джордж Вашингтон. Король охарактеризовал ситуацию в североамериканских колониях как восстание.
В работе второго Континентального Конгресса (10 мая 1775 - 1 марта 1781) принимали участие 65 депутатов от всех американских колоний, хотя представители от Джорджии присоединились к Конгрессу только 20 июля. Фактически второй Континентальный конгресс взял на себя роль национального правительства в ходе Войны за независимость США.
Результаты работы Конгресса могут быть изложены в следующем списке важных для страны решений:
10 мая 1776 года Конгресс издал резолюцию, по которой любой колонии, не имеющей правительства, следовало сформировать таковое.
15 мая 1776 года Конгресс издал преамбулу, в которой предлагалось отказаться от клятвы верности английской короне и по предложению Самюэля Адамса конгресс официально санкционировал образование независимых от Англии штатов. Колонии объявили себя республиками-штатами, а 1 июля 1776 года законодательным собранием Виргинии была принята так называемая Виргинская декларация прав, которая явилась первой декларацией в истории американского народа. Эта декларация охватывала весь круг идей, обосновывавших отделение от Англии и образование демократической республики. Она говорила о защите "жизни, свободы и собственности". Почти повсеместно в штатах были приняты свои "билли о правах", которые провозглашали свободу слова, совести, собраний, неприкосновенности личности и т.д. Политическая власть перешла в руки национальной буржуазии и плантаторов.
4 июля 1776 года была подписана Декларация Независимости, которая стала самым важным документом, выработанным в ходе работы конгресса. Декларация независимости стала первым документом, в котором колонии именовались, как "Соединенные Штаты Америки".
14 июля 1776 года Конгресс принял решение о создании Континентальной армии и назначил Джорджа Вашингтона главнокомандующим американским ополчением. Начались систематические военные действия между английскими и американскими войсками и населением.
15 ноября 1777 года были изданы "Статьи Конфедерации", которые стали первым конституционным документом Соединенных Штатов.
Статьи Конфедерации были приняты на Втором континентальном конгрессе 15 ноября 1777 года в Йорке (Пенсильвания) и ратифицированы всеми тринадцатью штатами (последним это сделал Мэриленд 1 марта 1781 года). В Статьях Конфедерации устанавливались полномочия и органы власти Конфедерации. Согласно статьям, Конфедерация решала вопросы войны и мира, дипломатии, западных территорий, денежного обращения и государственных займов, в то время как остальные вопросы оставались за штатами. Очень скоро стало очевидно, что полномочия правительства Конфедерации были очень ограниченными (в частности, оно не имело полномочий по налогообложению) и это ослабляло единство нового государства. Другим крупным недостатком стало равное представительство от штатов в Конгрессе Конфедерации, что вызывало недовольство больших и густонаселёных штатов. Критика Статей Конфедерации и необходимость "образования более совершенного Союза" привели к принятию в 1787 году Конституции США, которая заменила Статьи Конфедерации.
Потеряв основные войска в Северной Америке, Великобритания села, наконец, за стол переговоров в Париже, 30 ноября 1782 года было заключено перемирие, а 3 сентября 1783 года Великобритания признала независимость США (Версальский мирный договор 1783).25 ноября 1783 года последние британские войска покинули Нью-Йорк. Независимое американское правительство передало Флориду Испании, отказалось от прав на западный берег Миссисипи в пользу Франции и признало права Великобритании на Канаду.
Таким образом, в ходе войны за независимость, депутаты от колоний, собираясь на свои конгрессы, независимые от представителей колониальной администрации, вырабатывали шаг за шагом документы и законы, которые постепенно лягут в основу формулировок Конституции нового государства - США.
Следует отметить, что, после войны молодое государство оказалось в тяжелом положении. Экономика была подорвана долголетней войной и разрывом прежних экономических связей. Необычайно возросла стоимость жизни, почти все население было обременено долгами.
Наиболее радикально настроенные элементы желали продолжения революции, мечтая о равенстве собственности. Консервативные силы, сожалея о произошедшем перевороте, искали пути примирения с бывшей метрополией. Конгресс, лишенный реальной власти, судорожно искал выход из создавшегося положения. Молодой нации были нужны государственное оформление и защита.
Первая английская колония была основана на атлантическом побережье Северной Америки в начале XVII в. В последующее время (XVII -XVIII вв.) было создано еще 12 колоний, вытянувшихся вдоль средней части побережья Северной Америки. Колонисты захватывали земли индейцев, которых оттесняли в глубь материка или беспощадно уничтожали. В колониях использовался труд рабов-африканцев, насильственно вывезенных с их родины. Рабство особенно широко использовалось на плантациях сахарного тростника, хлопка, табака южной группы колоний. Иной характер приобрела экономика северной группы колоний, так называемой "Новой Англии", где начали развиваться фермерские хозяйства, мануфактуры. Несколько колоний, оказавшихся между "севером" и "югом" в социально-экономическом плане заняли промежуточное положение. Неоднозначность развития северных и южных колоний во многом определялась неодинаковым социальным составом господствующих там групп населения. На юге доминировало влияние плантаторов-рабовладельцев - потомков английской аристократии. Многие из них переселились в Америку во время английской революции. На севере руководящее положение занимали мануфактуристы, а основную часть населения составляли фермеры и ремесленники. Немалое их число покинуло Англию, спасаясь от революционных гонений реставраторов монархии. К 70-м годам XVIII в. население колоний достигло 3,5 млн. человек, включая 500 тыс. рабов. Неодинаковым было и управление в колониях. Некоторые из них считались частным владением (Пенсильвания, Мэриленд.). Были колонии с "народным управлением" (Коннектикут, Род-Айленд), а также "королевские колонии", управлявшиеся губернатором, назначавшимися правительством метрополии. Но почти во всех колониях имелись выборные законодательные собрания, составленные из представителей наиболее состоятельных групп населения. Колонисты считали себя свободными подданными английской короны, на которых распространяется действие права метрополии: "Великая хартия вольностей", "Билль о правах", "Общее право", "Право справедливости" и т.д. Жалованные колониям королевские хартии казалось подтверждают это. Однако на деле все было иначе. Правительство рассматривало колонии как сырьевой придаток метрополии, рынок сбыта английских товаров. Проводилась политика ограбления колоний, сдерживания в них промышленного развития. Противоречия между метрополией и ее американскими колониями стали неизбежны. Они достигли особой остроты к середине XVIII века. Начались открытые массовые антиправительственные выступления американцев. Для координации борьбы создаются специальные органы - "комитеты корреспонденции, безопасности, наблюдения". В 1774 г. в городе Филадельфии собрался Первый континентальный конгресс представителей колоний в составе 55 делегатов. Он утвердил "Декларацию прав", в которой был выражен протест против таможенной и налоговой политики метрополии. Одновременно составлена петиция к королю (в самой почтительной форме просили прекратить притеснения и не давать повода к окончательному разрыву с короной). В ответ английское правительство открыло военные действия. Тогда в мае 1775 г. собрался 2-ой Континентальный конгресс. Он констатировал состояние войны с Англией и принял решение о создании американской армии. Ее главнокомандующий был назначен Д. Вашингтон. (Он родился в семье плантатора-рабовладельца, участвовал в качестве офицера в Колониальных войсках, придерживался в основном прогрессивных взглядов). Началась война за независимость. Каждая колония объявляет себя независимой республикой-штатом. К этому времени американское общество, несмотря на все препоны, чинимые метрополией, значительно подвинулось вперед в своем социально-экономическом развитии.
Статья конфедерации -- фактически первая Конституция США 1781 г. Хотя в ходе войны против Англии решались главным образом военные задачи, восставшие колонии, объявив себя штатами, активно оформляли государственность.
В 1775 -- 1778 гг. во всех 13 штатах были приняты конституции, открывавшиеся заявлениями, подобными заявлениям Декларации независимости. Почти повсеместно были приняты билли о правах, провозглашавшие свободу слова, совести, собраний, неприкосновенность личности и т. д. Конституции объявляли упраздненными привилегии земельной аристократии, запрещали взыскивать ренту и ликвидировали другие пережитки феодализма. Политическая власть сосредоточилась в руках буржуазии и плантаторов.
15 ноября 1777 г. Конгресс одобрил первую Конституцию США, вошедшую в силу под названием Статьи конфедерации и вечного союза, ратифицированную штатами 1 марта 1781 г. Новая республика была слабо централизована, общегосударственного президента не предусматривалось, за отдельными штатами фактически сохранялась почти полная самостоятельность. Учреждался, правда, однопалатный конфедеральный конгресс, но отсутствие у него принудительной власти делало его лишенным всякого реального значения.
Еще не проявились симптомы завершения войны, как уже принципы, заложенные в основу Статей конфедерации, подверглись сомнению, а затем и нападкам со стороны лидеров буржуазии и плантаторов. Внешне спор шел об укреплении государства, но подспудно имелось в виду ограничить вызревавшие силы демократии в США. В общем и целом не подлежит сомнению, что Статьи конфедерации отражали, доминировавшее среди восставших против британского господства американцев стремление надежно оградить свои свободы от злоупотреблений со стороны центральной власти.
Таким образом, Соединенные Штаты составляли в этот период не союзное государство, а союз государств, центральное правительство которого не имело достаточно властных полномочий. Высший орган конфедерации -- однопалатный конгресс фактически не обладал правом вмешиваться во внутренние дела штатов. Решение любых вопросов, входивших в компетенцию конгресса, предусматривало согласие не менее 9 из 13 штатов. По существу за штатами сохранялась полная самостоятельность в таких делах, как введение налогов и пошлин, содержание армии и флота. Разумеется, само по себе принятие Конституции 1781 г. имело определенное положительное значение, так как знаменовало собой шаг вперед по пути сплочения сил независимости и централизации страны. Однако этого было не достаточно - провозгласив республику, указанная Конституция установила форму государственного устройства в виде непрочной конфедерации.
Государственно - правовая структура конфедерации оказалась таковой, что не предполагала постоянного исполнительного органа. Единственным совместным законодательным органом был вышеупомянутый конгресс, в котором каждый штат располагал одним голосом. Наконец, Конституция сохраняла бесправное положение негров и индейцев, исключенных из категории «американский народ».