Система разделения властей в Великобритании в XX веке. История и законодательство Британской империи.
С XVIII по XX век Великобритания усиливалась и разрасталась, постепенно превращаясь в империю. Были захвачены обширные территории в Северной Америке (Канада), Азии (Индия) и Африке. Развивалась промышленность в самой метрополии. 1 января 1801 г. был подписан "Акт о союзе" между Великобританией и Ирландией, было образовано Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии. Правительственный кризис 1834 г. закончился тем, что Вильгельм IV был вынужден назначить премьер-министром выдвинутого парламентом лорда Мельбурна. С тех пор ни один монарх не назначил и не уволил главу правительства без согласия парламента. Также при Вильгельме IV была проведена избирательная реформа, приведшая к росту влияния в парламенте предстваителей крупных торгово-промышленных центров и усилению Палаты Общин. Правление королевы Виктории в конце XIX века стало самым долгим в истории Великобритании. Оно было ознаменовано большими переменами в культуре, технологическим прогрессом и возвышением роли Великобритании на мировой политической арене. Вместе с тем при Виктории в самой Великобритании значительно усилилось республиканское движение.
В 1901 г. после смерти королевы Виктории на престол взошел Эдуард VII, ее сын от брака с немецким принцем Альбертом, вследствие чего Ганноверская династия сменилась Саксен-Кобург-Госткой. Однако во время I Мировой войны из-за сильных анти-германский настроений Георг Vизменил ее название на Виндзорскую. Именно эта династия правит в Великобритании по сей день.
Начало XX века было ознаменовано подъемом национально-освободительного движения в Ирландии. В 1916 г. британскиим властями был жестоко подавлен бунт в Дублине, а уже в 1918 г. на выборах в английский парламент почти во всех ирландских округах, кроме Ольстера, победу одержали республиканцы. Вместо того, чтобы присоединиться к английскому парламенту, они образовали собственный парламент в Дублине и провозгласили Ирландию республикой. Несколько лет шла партизанская война повстанцев с королевской армией, пока наконец в 1922 г.Великобритания не согласилось на предоставление Ирландии существенной автономии, оставив под властью британской короны лишь северо-восточную часть острова (Ольстер). С этого момента Великобритания носит свое нынешнее название: Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. В 1931 г. парламентом был принят Вестминстерский Устав, дававший отдельным колониям права самоуправления. Согласно Уставу каждый доминион империи стал самостоятельной монархией. Таки образом, Георг V, бывший изначально королем Великобритании, стал также королем Австралии, Канады и т.д.
В начале века Британская империя была одним из самых мощных государств в мире. Британские доминионы явились поставщиками сырья и людских ресурсов. По мере развития промышленного производства в доминионах вырос числено пролетариат, окрепла местная буржуазия, широко развернулось национально-освободительное движение в Индии, Египте, Нигерии, на Кипре и др. странах. Английская буржуазия была вынуждена идти на уступки представляя доминионам все большую самостоятельность. В 1917 г. на очередной имперской конференции за доминионами был признан статус автономных государств в Британской империи, доминионы получили право самостоятельно подписывать договоры, иметь отдельное от Англии представительство в Лиге наций, было создано Ирландское свободное государство. Но согласно англо-ирландскому договору от 6 декабря 1921 года шесть северо-восточных графств (Ольстер) отторгались от Ирландии и оставались в пределах Великобритании. В 30-е годы обострившиеся противоречия вынудили английское правительство пойти на новые уступки зависимым странам. В 1931 г. был принят Вестминстарский статус, закрепивший объединение английских доминионов в "Британское содружество наций", согласно которому доминионы получили право самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, участвовать в международных соглашениях, создавать законы. Акты парламента соединенного королевства перестали являться обязательными, а законы доминионов являлись действительными независимо от того, противоречили они праву Англии или нет. Генерал-губернатор стал назначаться только по рекомендации правительства доминиона. После II-й мировой войны, хотя и ограниченную, получили независимость Индийский Союз, Пакистан и Цейлон. Чтобы открыть возможность вступления в Содружество для тех колоний, которые приняли статус доминионов, не установили у себя республиканскую форму правления, конференция премьер-министров стран Содружества в апреле 1949 г. приняла решение отменить формулу Вестминстарского статуса 1931 г., гласившего, что "члены Содружества объединены общей верностью короне", и считать английского короля только "символом свободной ассоциаций независимых наций - членов Содружества и в качестве такового главой Содружества". В 1948 г. провозглашена независимая Ирландская республика, в 1957 г. независимость приобрели Гана Малайская федерация, в 1960 г. Кипр и Нигерия. К 80-м годам, кроме Великобритании, членами Содружества являются Австрия, Бангладеш, Мальта, Новая Зеландия, Гана, Кения, Шри-Ланка и другие. Великобритания (терр. - 244,1 тыс. кв. км, население - 57 млн. чел.) - унитарное государство. Исторически сложившиеся части соединенного королевства - Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Различно их административное деление: в Англии и Уэльсе - графства, которые делятся на округа. Самостоятельной административной единицей является Большой Лондон, который включает 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия на области. Кризис Британской империи в XX веке был вызван политико-экономическими причинами. Англия принадлежала к числу держав-победительниц в I-й мировой войне, но ее финансово-экономическое положение серьезно ослабло, промышленное производство сократилось на 20%, было утрачено треть национального богатства, ухудшилось материальное положение всех слоев населения, и, как следствие, возросла его активность. Так, в результате избирательной реформы в 1918-1919 гг. право голоса получили все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяющие требованиям ценза оседлости (6 месяцев), либо владеющие помещением для деловых занятий. Женщины имели право голоса, если достигали возраста 30 лет и владели недвижимостью годовым доходом не ниже 5 фунтов стерлингов, либо состояли в супружестве с лицом, удовлетворяющем последнему условию. В 1929 году женщинам были предоставлены равные с мужчинами права. Акт о народном представительстве 1948 г. внес изменение в распределение избирательных округов отменил двойной вотум (возможность голосовать более чем в одном округе). В 1969 г. возрастной ценз снижается с 21 года до 18 лет. Лежащий в основе избирательной системы принцип избрания одного депутата от одного округа затрудняет возможность представителям малых партий получить места в парламенте. В XX веке в Англии сохраняется двухпартийная система. До 1923 г. это были консерваторы и либералы, с 1923 г. (после провала либералов на выборах) - консерваторы и лейбористы. Лидеры двух основных политических партий практически безоговорочно приемной основой существующего общественного строя и, сменяя друг друга у власти, не ставят цели координальных изменений. Господство только двух политических партий оказало такое большое влияние на развитие английского права, что двухпартийная система может считаться одним из неписаных конституционных обычаев. По форме государственного правления Великобритания - конституционная монархия. Королева (король) является главой государства. Формально сохраняются многие королевские прерогативы: * назначение премьер-министра и членов правительства, других должностных лиц (судей, офицеров армии, дипломатов, высших церковных служащих), * созыв и роспуск парламента, * наложение вето на законопроект, принятый парламентом. Именно монарх обычно открывает сессии парламента, выступает с речью, в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики. Монарх является главнокомандующим вооруженными силами, представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, имеет право объявлять войну и заключать мир, осуществляет право помилования. Все эти полномочия считаются простой формальностью, поскольку, согласно английской конституционной доктрине, глава государства должен действовать по совету своих министров. Именно они подписывают акты, издаваемые монархом, и несут за них ответственность. Одновременно установлено, что монарх не обязан следовать всем рекомендациям советников: он имеет право отказать в своем согласии на такую политику, которая, по его мнению, разрушает "базис английской Конституции". В связи с этим корона может отправить кабинет министров в отставку, распустить парламент, отказать в утверждении билля и т.д. Правда, многие свои полномочия монархи не реализовывали в течение столетий. Таким образом, власть короны носит скрытый характер, и в случае необходимости, благодаря своим конституционным правам, монархия может явиться серьезной резервной силой господствующего класса. Законодательная власть Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту со сроком полномочий 5 лет. Палата общин (нижняя) избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства. В ее составе 650 депутатов. Палата же лордов не избирается, право заседать в ней приобретается либо по наследству, либо по назначению монарха. В настоящее время в палате более 1100 человек. Потомки старинной земельной аристократии составляют меньшинство Примерно половина членов палаты - пэры, имеющие титулы, пожалованные в XX веке. Третья часть членов палаты лордов составляют директора компаний. Закон 1949г. об изменении акта о парламенте 1911 г., сохранивший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей, имел целью ослабить власть верхней палаты. Но и сейчас палата лордов обладает достаточными полномочиями. В 1956 г. лорды провалили законопроект об отмене смертной казни. Верхняя палата оказывает и сильное политическое влияние. Среди наиболее важных функций парламента - принятие законов и контроль за деятельностью правительства. Правам законодательной инициативы пользуются члены парламента, а соответственно и члены правительства, т.к. министры обязательно должны быть депутатами одной из палат. Обсуждение законопроектов проходит, как правило, сначала в нижней палате - Палате общин, а затем в Палате Лордов. В ходе первого чтения оглашается только наименование и цель билля, во втором - рассматриваются в целом и передается в один из комитетов для постатейного обсуждения, внесения поправок и дополнений, в третьем чтении законопроект обсуждается в целом и по нему проводится голосование. Законопроект, одобренный Палатой общин, направляется в Палату лордов. Финансовые законопроекты должны быть рассмотрены и одобрены не позже чем через один месяц с момента поступления в верхнюю палату, иначе билль подписывается монархом без одобрения Палаты лордов. Нефинансовые билли отсылаются на подпись монарху только после одобрения их верхней палаты. Депутаты направляют вопросы членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи монарха. Исполнительная власть Правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром назначается лидер партии, получивший большинство мест в Палате общин. Если же лидер партии большинства не занимает достаточно прочного положения, слово правящего монарха имеет решающее значение. Так в 1931г. лейбористский кабинет принял решение об отставке. Предполагалось, что король поручит Болдуину (лидеру консерваторов) сформировать консервативное правительство, однако Георг V предложил Р. Макдональду остаться у власти во главе нового коалиционного правительства. По совету премьер-министра монарх назначает остальных членов правительства. В Великобритании различают понятие "правительство" и "кабинет". Кабинет действует внутри правительства, в его состав входит премьер-министр, основные министры и лица, занимающие т.н. традиционные должности - лорд-председатель совета, лорд-хранитель печати, главный казначей и др. Состав правительства гораздо шире (если число членов Кабинета 18-25 чел., то в правительстве около 100 чел.). Правительство в полном составе никогда не собирается на заседании, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях Кабинета, который на деле осуществляет высшую исполнительную власть. В ХХ веке Великобритания идет по пути усиления исполнительной власти. Так, например, с началом I мировой войны был приостановлен Хабеас Корпус Акт, а принятый в 1914 г. "Акт о защите государства", передал на законном основании на время войны всю полноту власти в руки правительства. Со временем ряд прав были отменены, но практика издания актов, предоставляющих правительству чрезвычайные полномочия, была продолжена и в дальнейшем. В 1920 г. и в 1939 г. правительству принятыми законопроектами о чрезвычайных полномочиях были предоставлены права на принятие любых мер, которые оно сочтет необходимым для поддержания общественной безопасности и нормальной жизни общества. Получает распространение т.н. "делегированное законодательство", - акты, издаваемые правительством формально по поручению парламента. "Делегирующий акт" наделял исполнительную власть правом издавать нормы в "развитие закона". Это, зачастую, сопровождалось разрешением, в случае необходимости, изменять сам "делегирующий" статус. Формы "делегированного законодательства" были самыми разнообразными: распоряжения, приказы, указания, инструкции министров и т.д. Правительство ответственно перед нижней палатой парламента: в случае вынесения Палатой общин вотума недоверия оно должно подать в отставку. Однако надо учесть, что при помощи нормативной системы правительство само контролирует Палату общин. Местное самоуправление Органы местного управления действуют в графствах и округах, с 1985 г. упразднены муниципалитеты крупных промышленных городов. Через финансирование и контроль за использованием отпущенных средств, центральные органы власти контролируют деятельность органов местного управления. Ряд функций от местных органов перешел к центральным. Сильная централизованная власть в лице правительства Великобритании позволила последовательно проводить и избранный экономический курс. Лейбористы, осуществляя контроль над правительством, в 1946 г. приняли закон о национализации английского банка, затем была проведена национализация угольной и газовой промышленности, внутреннего транспорта, гражданской авиации, телеграфной и радиосвязи. В сфере трудовых отношений были приняты законы, регулирующие занятость, введены системы государственного страхования и здравоохранения. Консерваторы, особенно в 80-е годы, осуществляли деценационализацию ряда предприятий, взяли ориентир на сокращение вмешательства в экономику, потому в эти годы доля государственно-монополистического сектора в английской промышленности значительно сократилась, и в результате продажи акций государственных предприятий увеличилось число мелких акционеров. Английская армия Строится на добровольных началах, хотя в мае 1916 г. и в апреле 1939 г. были изданы (затем отменены) законы, сводившие всеобщую воинскую повинность. Полицейские силы Англии состоят из местных формирований. Как правило, начальник полиции (главный констебль) назначается городским советом (советом графства). Затем они набирают полицейский персонал и управляют им. Общее управление полицейскими силами страны осуществляет министерство внутренних дел. Вывод: Великобритания, являясь конституционной монархией, обладает мощным государственным аппаратом, позволяющим осуществлять управление страной и влиять на политику и экономическое развитие стран, входящих в Британское содружество наций.
В настоящий момент Великобритания является конституционной монархией. Фактическая власть находится в руках правительства и парламента, королева же выполняет церемониальные функции. Формально она утверждает или отклоняет принятые парламентом законы и назначает кабинет министров, однако на самом деле не может принять такое решение самостоятельно. Каждую неделю проходят встречи королевы с премьер-министром, на которых она может высказывать свое видение ситуации, но вынуждена принимать решения правительства. По выражению Уолтера Бэйджхота, писавшего конституцию в XIX веке, в рамках конституционной монархии король имеет три права: право консультировать, право поощрять и право предупреждать. Формально монарх также является религиозным лидером Великобритании и главой англиканской церкви, хотя реально все решения принимает архиепископ Кентерберийский.