Вопрос №5 Государство и право Древнего Египта
Перед образованием единого египетского государства на его территории было примерно 40 отдельных областей – номов, во главе их стояли правители (номархи).
Изначально номы объединились в два самостоятельных государства: Верхний Египет, Нижний Египет. К концу IV тыс. до н.э. фараон по имени Манес установил контроль над всей территорией страны.
Государственный строй.Это государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением кратких периодов распада, в нем работал централизованный бюракратический многочисленный аппарат, в который входили правители, жрецы, вельможи, царские чиновники различных рангов. Вся власть сосредотачивалась в руках фараона, он был законодателем и судьей, ему принадлежало верховное право на земельный фонд, власть передавалась по наследству. Объединенные хаттские племена около 5000 лет назад образовали единое государство Египта, которое просуществовало более 3000 лет. Историки подразделяют период существования государства на пять этапов:
1. Раннее царство. 3200—2778 гг. до н. э. Преобладало общественное землепользование, во главе стоял монарх. Разделение царства на две равнозначные части: Верхний и Нижний Египет.
2. Древнее царство. 2778—2260 гг. до н. э. Объединение Верхнего и Нижнего Египта, происходила централизация государства.
3. Среднее царство. 2040—1786 гг. до н. э. Расцвет Древнего Египта, происходило расслоение общины, стремительное увеличение крупных поселений для ведения ирригационных работ приводило к образованию городов-государств, носивших название номы. В последующем конкуренция между ними привела к ослаблению египетского государства и его расколу.
4. Новое царство. 1580—1085 гг. до н. э. Возвышение жречества и деспотии. Появление первой в истории мировой империи, в составе которой были Сирия, Ливия, Палестина, Нубия.
5. Позднее царство. 1085—332 гг. до н. э. Период упадка Древнего Египта. Жрецы и знать в постоянном конфликте, помимо этого государству приходится отражать внешние агрессии. В конечном итоге — завоевание Египта Александром Македонским.
Древнему египетскому государству были присущи следующие черты:
Централизация власти политической и сосредоточение богатств государства в руках правителя;
Центральная власть определяет права жителей как в отношении личной свободы, так и вопросов собственности;
Собственность не обеспечена, мало гарантирована;
Деспотизм фараона процветает, что рождает произвол в обществе и государстве.
Централизация власти породила социальное расслоение. Иерархические слои выглядели таким образом:
0 фараон — сын Ра;
0 джати (первый помощник фараона);
0 жрецы;
0 высшие вельможи;
0 чиновники;
0 неджес (торговцы);
0 стражи;
0 немху (земледельцы);
0 рабы.
Представителями управляющего сословия являлись: чиновники, жрецы, писцы-канцеляристы, контролеры. Среди общественных институтов также ярко выражены общинные советы (джаджаты), патриархальная семья. Законотворчество отводилось исключительно жрецам — наиболее уважаемому слою общества. К сожалению, своды египетских законов не сохранились. О некоторых из них существуют предания: о законах Менеса, реформах Бокхориса. Для этих источников права характерны казуистичность изложения законов, соразмерность наказания, истины и справедливости. Все вышесказанное свидетельствует о развитой письменности.
Право. Законодательство формируется за счет божественных установлений. Фараон-бог устанавливал справедливость и безопасность в государстве. Социальное противостояние против царя считалось преступлением против религии. Как в частных, так и в публичных сферах жизни устанавливалось четкое равноправие мужчины и женщины. Женщина могла владеть собственностью, быть стороной в договоре, вести дело в суде, завещать. Наследование осуществлялось по закону, собственность переходила старшему сыну. Договоры излагались письменно.
Специфическим источником права Древнего Египта является Книга Мертвых — в ней описывается, каким образом человек предстанет перед судом в загробном мире за то, что натворил в жизни на земле. В этой книге процесс судопроизводства описывается особо тщательно.
Суд. Царскими судьями выступали - жрецы богини истины» — номархи. Фараон мог пересмотреть решение суда, выполняя надзорную функцию. Вновь преступить закон порой было просто невозможно, так как наказания отличались особой жестокостью. А все потому, что главной целью судебных процессов было пресечение возможности повторного совершения содеянного противоправного поступка.
В период нового царства (примерно в 1500 г. до н. э.) жречество захватило в свои руки разные стороны управления (в том числе и суд). Открытый конфликт между жрецами и представителями светской власти стал неизбежностью.