Как ведёт переписку вербовщик?

1. Как правило, новый знакомый активно интересуется твоей личной жизнью, увлечениями, проблемами, заботами, финансовым положением. Он делает это для того, чтобы найти нужную «кнопку», чтобы в будущем «надавить» на неё.

2. Выяснив, чего (или кого) человеку не хватает, вербовщик старается занять пустующую нишу: стремится стать другом, соратником, учителем, спасителем. Предлагает помочь решить твои проблемы (даже если об этом не просишь), чтобы в дальнейшем быть обязанным. Вот фразы, которые должны насторожить: «Я хочу тебе помочь»; «Ты себе даже не представляешь, как тебе сейчас нужна помощь».

3. Вербовщик будет стараться изменить твою привычную жизнь, предлагая: «Порвать с людьми, которые тебя не ценят»; «Обрести новых друзей»; «Игнорировать родителей и родственников, которые не понимают твоей уникальности, твоего таланта». Он будет рекомендовать читать книги или статьи, которые «изменят твою жизнь, твои представления об окружающем мире».

4. В ходе переписки вербовщик будет управлять твоим эмоциональным состоянием, стремясь запрограммировать на определённое поведение. Он может либо соглашаться: «Ты все правильно говоришь»; «Я с тобой полностью согласен»; «Всё, о чём ты только что рассказала, помню, было и у моей знакомой», либо резко осуждать твоё мнение: «Всё, что ты говоришь, нелогично!»; «Разве у тебя есть психологическое образование?»; «Тогда будь добр(а) молчать».

5. Главная задача вербовщика – сделать человека беззащитным перед манипуляцией, заставить усомниться в жизненных принципах, идеях. Это призвано подготовить тебя (грубо: «очистить носитель») к предстоящим изменениям.

6. Он пообещает решить все проблемы разом, но при условии выполнения некоего задания В качестве теста может попросить о любой, самой простой услуге (принести, передать, сохранить). Если жертва соглашается, то она уже попала к вербовщику «на крючок». После этого, обычно, следует приглашение познакомиться лично или «с его друзьями» (сам, якобы, выехал в срочную командировку), посетив какое-то собрание или встречу.

Это общая схема ведения переписки. Тематика и повод для неё могут быть разными: любовная история, помощь в решении жизненных и финансовых проблем, совет в изучении восточной культуры, религиозная солидарность в случае переписки с мусульманином: «Ты должен помочь своим братьям, страдающим от кровавого режима Асада»; «Твой религиозный долг совершить хиджру (переселение) в страну, которая живет по законам шариата, где нет алкоголя, наркотиков и разврата»; «Давай совершим никях (мусульманское бракосочетание[10]) и уедем туда, где будем жить праведной жизнью» и т.д.

Как противостоять технологиям вербовки?

Наиболее уязвимы для вербовки:одинокие люди, ищущие вторую половинку; находящиеся в состоянии стресса или депрессии; имеющие серьезные нерешенные проблемы; романтики; чувствующие обиду на окружающее общество или близких, непонимание с их стороны; находящиеся в духовном поиске; подвергающиеся различного рода дискриминации. Поэтому, общаясь с новыми людьми (особенно онлайн) соблюдай три правила:

1. трезвый взгляд – основа бдительности: сохраняй осознанность, понимание того, что с тобой происходит сейчас. Вырабатывай навык наблюдателя, задавая вопросы: «Зачем вы мне это говорите?», «Для чего тебе это нужно?»;

2. подвергнуть сомнению – первый шаг к мудрости: перепроверяй любую информацию, исследуя предмет полностью, начиная с отзывов в Интернете и заканчивая сводками МВД;

3. верность самому себе – гарантия управления своей жизнью: найди глобальную цель в жизни, продумай путь её достижения. И тогда ни одна «зараза», включая ИГИЛ, ни одна негуманная идея не сможет сдвинуть тебя с пути!

Если ты посетитель мечети.

Никто не оспаривает право человека свободно исповедовать религию. Но известно, что иных мусульман вербуют во время посещения мечетей, халяльных кафе, на рынках и базарах, где большая концентрация приезжих (там существуют своеобразные «биржи труда», где человек может найти работу). Как правило, вербовщик наблюдает потенциальную жертву: это может быть молодой человек растерянного вида, приезжий, который ищет земляков: он пришёл за моральной либо материальной поддержкой.

С ним заводят разговор, проявляют внимание и благосклонность, стараются помочь в решении проблемы. Они даже дают деньги в долг, делают фиктивные разрешительные документы. Но потом начинают «промывать мозги»: пропагандируют «чистый ислам», дают читать «настоящие» книги, предлагают не ходить в мечеть, «т.к. там неправильно молятся», а посещать собрания «истинно верующих» на квартире. Во многом всё будет строиться по той же схеме, что и в соцсетях. А в итоге могут вполне откровенно предложить поехать на войну за вознаграждение или начинают шантажировать, угрожая раскрыть твои секреты, проступок или вредную привычку родным и друзьям.

Почему так происходит?

Приемы информационного воздействия,которыми пользуются вербовщики и распространители противоправных идей, не новы. Среди таких эксперты указывают на подтасовку фактов, игры на необразованности или незнании определённых вещей, манипулирование тенденциозно подобранными новостями и яркая риторика.

Способы использования религии в нелегитимных целях или с применением незаконных методов политической борьбы практически всегда связаны с больше или меньше искаженным толкованием религиозных догм и манипулированием религиозным сознанием, спекулятивным толкованием канонов, а часто и с прямым их нарушением.

Среди причин, которые побуждают молодых мусульман отправиться на джихад в Сирию, переехать жить в халифат, эксперты отмечают: желание участвовать в создании идеального с их точки зрения государства; стремление послужить великой благородной идее; построение справедливого общества; приключенческий азарт; поиск жениха – «правильного» мусульманина (одна из мотиваций для девушек). Встречается и более страшная мотивация – страсть к физическому насилию.

ИГИЛ привлекает радикалов и тем, что в отличие от других террористических группировок провозгласил халифат и, якобы, воплотил заветную мечту миллионов мусульман. Именно по этой причине, например, значительная часть боевиков «Имарата Кавказ» перебралась в Сирию: одно дело долго (и безрезультатно) воевать партизанскими методами в горах и лесах за умозрительное исламское государство, совершенно другое – уже на конкретной территории реализовывать этот идеал. Но уже и многие исламские улемы объясняет неправомочность создания в настоящее время и обстоятельствах халифата. Тем более, что это «строительство» идёт на крови и страданиях людей, в т.ч. мусульман. Об этом со всей определённостью сказал пророк Мухаммед, отрицавший право отнимать жизнь у безвинного человека.

Что нужно делать?

Не вступая в долгие и часто бесплодные дискуссии с тем, кто давно приобрёл опыт вербовки, лучше всего ответить так: «Брат, вот ты мне говоришь: надо ехать на джихад, а сам чего же тут сидишь и не едешь?» либо: «Ты езжай на войну, я за тебя джаназа (заупокойную молитву) прочитаю». Многие вербовщики, ничем не рискуя,отправляют в ИГИЛ людей, получая деньги за проданные ими души.

Помни, что участие в террористической деятельности является тяжким преступлением, которое карается различными сроками лишения свободы. Если ты уедешь в ИГИЛ, то навсегда разрушишь собственную жизнь и жизнь своих близких! Если ты чувствуешь, что вербуют, незамедлительно обратись в правоохранительные органы, тем самым окажешь содействие борьбе с терроризмом.

Литература

1. Методические рекомендации по совершенствования пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации / под общ. ред. В.В. Попова. М., 2013. С. 17.

2. Гладышев-Лядов В. Социальные сети как инструмент для пропаганды экстремизма // Обзор НЦПТИ. 2013. №2 (июнь). С. 29.

3. Штейнбух А.Г. Интернет и антитеррор. М., 2013. С. 12-13.

4. Авдеев Ю.И. Религиозный терроризм: особенности формирования, современная роль, характерные черты // Терроризм и религия / науч. ред. В.Н.Кудрявцев; сост. Л.В.Брятова; Обществ.-консультативный совет по проблемам борьбы с международным терроризмом РАН. М., 2005. С. 180-181.

5. Тарадай Д. Как «Исламское государство» привлекает молодежь // "Русская служба BBC", 10 июня 2015 года. URL: http://www.bbc.com/russian/international/2015/06/150610_how_isis_recruits_people

6. Маркин В.В., Роговая А.В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде // «Власть». 2012. № 11. С. 144.

7. Топалов А. «Исламское государство» превращается в главную угрозу для России // "Взгляд", 25 июня 2015 года. URL: http://vz.ru/society/2015/6/25/752581.html

8. Лохина Е.А. Терроризм в социальных сетях. Практика распространения и борьбы с ним // Материалы молодежных форумов Приволжского и Южного федеральных округов: «Выбор молодежи - Интернет без терроризма» (ПФО) и «Интернет без терроризма» (ЮФО). М., 2013. С. 56.

9. Сулейманов Р.Р. Методы и формы агитации ИГИЛ в социальных сетях в Интернете. Русская народная линия. События в Сирии, Ливии, Ираке и цветные революции на Ближнем Востоке Война в Сирии и Ираке / 16.10.2015. URL: http://www.apn.ru/publications/article34201.htm.

10. Зеленина О.В. Методика выявления признаков экстремизма. Екатеринбург, 2009.

.

Настоящее пособие подготовлено коллективом авторов в составе:

Доценко Евгений Леонидович, доктор психологических наук, профессор Института психологии и педагогики Тюменского госуниверситета

Пушкаревич Ольга Анатольевна, судебный эксперт-психолингвист

Старостин Алексей Николаевич, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой политической истории Уральского Федерального университета

Ярков Александр Павлович, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Экспертного научного центра противодействия идеологии экстремизма и терроризма Тюменского госуниверситета.

[1] Решение от 29.12.2014 г. (вступило в силу 13.02.2015 г.).

[2] Например, исламские фундаменталисты используют понятие джихад для обозначения войны с неверными во имя распространения мусульманской веры. Однако с арабского языка джихад переводится как «усилие». Если в первые века распространения ислама джихад действительно трактовался как война, причем война оборонительная, то с XIV в. концепция джихада усложняется: наивысшим проявлением считается джихад духовный, т.е. внутреннее самосовершенствование на пути к Аллаху. Недавно пришедшие в ислам люди этого не знают, а их «вожди» это игнорируют.

[3] Ранее в отношении деяний экстремистской направленности ВС РФ разъяснил только то, что массовое распространение экстремистских материалов является уголовным преступлением или административным правонарушением в зависимости от направленности умысла распространителя.

[4] Во всех случаях в виде наказания могут быть назначены различные виды работ и лишение права занимать определенные должности и заниматься определенными видами деятельности.

[5] Впоследствии он покинул Сирию, перебрался в Турцию, пытаясь представить из себя мусульманского политэмигранта, вынужденного находиться за пределами России.

[6] Решение Красноярского краевого суда от 17.07.2015 г.

[7] В этом усматривается признаки преступления, предусмотренного ст. 329 УК РФ.

[8] Символом германского нацизма является «римское приветствие» – вскидывание правой руки с открытой ладонью под углом 45°.

[9] В последнее время для вербовки также используются мессенджеры: WhatsApp, Telegram и Viber.

[10] Как правило, предлагается это сделать заочно – через Интернет, т.к. как настоящий имам серьёзно оценит выбор молодых людей. Тем более, что наши современники предпочитают явится на никах сами, а не через родственников.

Наши рекомендации