Тема 6. Государство и право средневековой Франции.
В развитии французского королевства выделяются следующие периоды: период феодальной раздробленности (IX—XIII вв.), период со слов но-представительной монархии (XIV—XV вв.), период абсолютной монархии (XV—XVIII вв.).
Общественный строй. В период феодальной раздробленности завершился захват сеньорами крестьянских земель. Крестьяне становятся зависимыми от феодалов. Виланы, так называлась большая группа крестьян, которые не были связаны личной зависимостью от сеньора и могли продавать свою землю. Хозяйство имело преимущественно натуральный характер.
Государственный строй. Государство было поделено на множество феодальных владений, которые лишь формально считались единым королевством. Власть короля была очень слабой. Верховным собственником земли номинально считался король, но большая часть этой земли находилась у феодалов, которые считались вассалами короля, а он их сеньором. Король — глава государства. Он выбирается вассалами и высшими иерархами церкви.
Великий совет — съезд крупных феодалов, под председательством короля решал важнейшие вопросы управления.
Суд. Подсудность зависела от правового положения лица. Каждый свободный должен был судиться «судом равных». Несвободное население, в частности, сервы судились их сеньорами. Границы между правом и произволом стирались.
Судебные органы не сложились в систему. Судебная власть не отделена от административной. Большую роль играли церковные суды, которые рассматривали дела лиц, посягнувших на догматы церкви (ереси, колдовство, магия и т. п.)
В XIII веке возникает тенденция к усилению королевской власти. Престол стал переходить по праву наследования. Население городов выступило за городское самоуправление — коммуну В середине XIII века король Людовик IX провел судебную реформу. На основе королевского совета была создана особая судебная палата — Парижский парламент, состоявший в основном из профессиональных юристов. Во все области были направлены королевские судьи, которые решали споры между феодалами. На основе королевского совета была учреждена Счетная палата, в которую поступала судебная пошлина.
Период сословно-представительной монархии (XIV—XV вв.) характеризуется развитием товарно-денежных отношений. Здесь необходимо выделить важную фигуру лично свободного крестьянина — держателя наследственного надела (цензивы), которая становится основной формой крестьянского землевладения. Часть натуральных повинностей и платежей заменяется денежным оброком.
В этот период все население страны делилось на: духовенство, дворянство, а все остальное — «третье сословие».
Государственное устройство. Завершается период феодальной раздробленности, возникает относительно сильная королевская власть и одновременно имеется представительство от сословий - Генеральные штаты, которые обсуждали важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Впервые были введены общегосударственные налоги. Каждое сословие было представлено отдельной палатой, имевшей при голосовании один голос. Начиная с XV века Генеральные штаты перестают созываться, поскольку выполнили свою функцию укрепления королевской власти и централизации государства.
К органам государственного управления следует отнести Государственный совет и Счетную палату. Большие полномочия имел канцлер, осуществлявший текущее управление. В некоторых провинциях (Нормандия, Прованс) действовали провинциальные штаты. С XV века они также перестают созываться. В городах выбирается орган городского самоуправления - городской совет во главе с пожизненно избранным мэром.
Суд. Постепенно расширяется юрисдикция королевских судов, которым было предоставлено право пересматривать любые решения сеньориального суда. Наметилась тенденция к обособлению судов от администрации и формированию судебной системы. При Людовике IX на базе Королевской курии создается высший суд королевства — Парламент, который становится высшим апелляционным судом. К компетенции парламента относились наиболее важные уголовные и гражданские дела, пересмотр приговоров и решений нижестоящих судов. Кроме того, парламент регистрировал королевские ордонансы и только после этого они считались подлежащими исполнению.
На местах основную массу уголовных и гражданских дел рассматривали в качестве королевских судей так называемые бальи, сенешали (на юге страны) и прево. Суд еще не отделен от администрации.
Церковный суд сосредоточился на делах особой предметной подсудности (ереси, колдовства, ростовщичества и т. д.). Высшей инстанцией по данным делам был суд римской курии.
В XIV веке во Франции создается прокуратура — специальный орган уголовного преследования.
Период абсолютной монархии (XVI—XVIII вв.). Общественный строй. Окончательно сформировалась единая нация. Кроме феодалов появился новый крупный класс собственников — буржуазия (богатые купцы, ростовщики, банкиры). Характерной особенностью нового класса явилось то, что многие их них покупали должности в судах и административных органах. Согласно эдикта 1604г. купленная должность могла переходить по наследству. Значительная часть крестьянских повинностей была заменена денежными платежами. Крестьянство вошло в состав «третьего сословия».
Государственный строй. К началу XVI века во Франции оформилась абсолютная монархия, В руках наследного главы государства — короля сосредоточилась вся полнота законодательной, исполнительной, военной и судебной власти. Резко усилилась централизация административного аппарата, суда. Генеральные штаты прекратили свою деятельность, права Парижского парламента были ограничены. По эдикту 1641 г. парламент обязан беспрекословно регистрировать все нормативные акты короля.
Наряду с сохранением старого государственного аппарата создавалась новая система государственных органов, в которую входили, как правило, люди незнатные, но обладающие специальными знаниями и преданные королю. В их компетенции находились самые важные управленческие функции. Эти должности не продавались и не передавались по наследству. Эта система управления стала доминировать над старой, где должности фактически находились под контролем отдельных аристократических семей. Государственный совел превратился в совещательный орган при короле. Центральным органом в государстве являлся так называемый Малый королевский совет, состоящий из Генерального контролера финансов и четырех государственных секретарей (по военным, иностранным, морским делам и делам двора). С ними король решал все важнейшие вопросы.
На местах управляли уполномоченные королевского правительства — интенданты (интенданты юстиции, полиции и финансов), которые руководили администрацией и судом.
Суд. В этот период одновременно действовали несколько судебных систем: королевские, сеньориальные, городские, церковные. Часто возникала волокита и споры о подсудности. Королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотальных, вальяжных и судов парламентов. Кроме этого, каждое ведомство имело свои суды (военные, морские, таможенные). Верховный судья — король, который нередко выдавал бланки приказов на бессрочное тюремное заточение. Во времена Ришелье их было выдано и использовано более 50 тысяч.
Источники права. Для французского права характерны типичные черты средневекового права в Западной Европе. К X веку во Франции практически перестала действовать Салическая правда. К обычным правам, которые носили название кутюмов, переходит решающая роль.
Особенно кутюмы были распространены в северной Франции, Обычные права отражали реальные потребности территориальных коллективов, отличались необычайной пестротой. Первоначально они носили устный характер, а начиная с XIII века кутюмы стали записываться. Так, в XIII веке в Нормандии был составлен сборник обычного права - Большой кутюм Нормандии.
На юге Франции, входившей ранее в состав Римской империи, продолжало действовать римское право, которое выступало в качестве объединяющего фактора. Но и там действовали кутюмы. С XIII века на юге Франции начинается ренессанс римского права, который связан с деятельностью школы глоссаторов. Отношение французских королей к возрождению римского права было двойственным. С одной стороны они признавали его доктринальное значение, поскольку ссылались на нормы этого права, но ограничили его практическое применение. К источникам права Франции следует отнести: нормы канонического права, городское право, законодательные акты короля (ордонансы, эдикты, приказы, декларации) и судебную практику парламентов, особенно Парижского парламента.
Право собственности на землю. Феодальное право Франции закрепило исключительные привилегии дворянства и духовенства на землю. Ко II веку свободная крестьянская собственность на землю исчезает. Для права поземельной собственности характерна его расщепленность, то есть земля не находилась в неограниченной собственности одного лица, была в собственности нескольких феодалов, стоявших на разных ступенях сословной иерархии. Право феодальной собственности неразделимо было связано с владельческими правами крестьян. При этом права крестьян были ограничены, но постоянны. Основной формой крестьянского держания становится цензива, при которой сеньор не мог согнать с земли крестьянина. До революции 1789 года элементы общинного крестьянского землепользования сочетались с правом феодальной собственности на землю.
Обязательственное право. Характерной особенностью договорного права было то, что оно даже в эпоху позднего средневековья носило печать феодализма. Например, договор купли-продажи совершался в торжественной обстановке. Кроме купли-продажи можно отметить следующие виды договоров: договор найма (аренды) земли, дарения, заем. Особое значение приобрели ростовщические операции, и по договорам займа стали использовать ипотеку земли.
Государственная регламентация производства и торговли. Во Франции в тот период существовала тщательная регламентация на торговую деятельность цехов, купцов, внутреннюю организацию производства и его технологию. На первых порах это носило прогрессивный характер, но затем стало тормозом на пути развития. Налоговая политика абсолютизма выразилась в увеличении косвенных налогов (акцизов) на соль, вино и др.
Семейное и наследственное право. Первоначально брак и семья во Франции регулировались каноническим правом. С XVI века королевская власть пересмотрела старое каноническое право в этой области, брак стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Дети, вступившие в брак без согласия родителей, могли быть лишены наследства. По каноническому праву брак считался нерасторжимым- В стране обычного права (на юге Франции) действовал режим общности имущества супругов, которым распоряжался муж. На юге утвердилась сильная отцовская власть и существовал раздельный режим имущества супругов. Для наследственного права Франции характерен майорат, то есть передача по наследству земли умершего старшему сыну, что давало возможность избежать дробления хозяйств.
Уголовное право. В IX—XI вв. наказания сводились, в основном, к компенсации за вред, причиненный частным лицам. Но с XII века получает свое развитие уголовная ответственность без вины, неопределенность составов преступлений и жестокость наказаний. Уголовное право приобретает все более репрессивный характер. С 1357 г. король запретил замену наказания денежной компенсацией. До революции 1789 г. уголовная ответственность лица была связана с его сословным положением. Тяжкими преступлениями считались преступления против короля и заговор против государства. Наказания за преступления не были четко определены, но следует отметить смертную казнь в разнообразных формах, многочисленные членовредительские и телесные наказания, тюремное заключение, конфискацию имущества.
Судебный процесс. До XII века во Франции сохранился обвинительный процесс. Часто применялся судебный поединок, который регламентировался обычным правом. Наряду с традиционными доказательствами стали применяться пытки. С утверждением абсолютизма закрепляется розыскной процесс, состоящий из дознания (сбора предварительной и тайной информации) и закрытого судебного процесса. Признание подсудимого являлось «царицей доказательств». Полноценным доказательством вины, например, были показания двух «заслуживающих доверия» свидетелей.