Тема 2. Государство и право Древнего Востока.

Понятие «Древний Восток» относится к большой географической зоне, включающей такие страны, как Древний Египет, Древнюю Месопотамию, Древний Китай, Древнюю Индию. Здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований, в первую очередь - оптимальная экологическая среда: субтропический климат с жарким сухим летом и мягкой зимой. Бассейны великих рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы - образуют районы с плодородной почвой.

Однако продуктивное земледелие, позволявшее накапливать избыточный продукт, возможно только при создании единой ирригационной системы. Необходимость коллективного освоения земель во многом предопределила не только формы хозяйственной деятельности, но и политической организации. Потребность в консолидации усилий общин усложнила управленческие функции и привела к формированию надобщинных структур. В IV-Ш тыс. до н. э. древневосточная родоплеменная организация почти повсеместно трансформируется в протогосударства, которыепостепенно утрачивали черты родоплеменной, клановой организации. Они объединялись (чаще по воле сильнейшего) в крупные централизованные государства во главе с обожествляемым монархом, наделенным авторитарной властью.

Мощным интегрирующим фактором были военные завоевания. Важным обстоятельством в процессе эволюции государств Древнего Востока оказалось отсутствие полной частной собственности на землю и множественность владельческих прав на нее. Земля и право на доходы от нее распределялись в соответствии с объемом власти и административным статусом между правителем, чиновничьим аппаратом, общиной в составе старейшин и непосредственных владельцев. Это привело к тому, что административный аппарат одновременно занял положение социальной элиты.

Для стран Древнего Востока характерна ранняя централизация государственной власти, способствовавшая формированию особой формы государства - так называемой восточной деспотии». Она представляла собой неограниченную монархию со специфической системой административных и правовых отношений. Вся полнота власти в древневосточных государствах принадлежала наследственному монарху. Он единолично управлял страной, обладал огромной законодательной и судебной властью, которая ограничивалась лишь бытовым представлением о деспоте, который как в роли верховного судьи, так и в законодательной сфере обязан был следовать традиции.

Весьма обширные полномочия деспота вытекали из административно-хозяйственных функций, которые изначально являлись основными для древневосточных государств. Государство в лице правителя организовывало общественные работы, связанные с сооружением системы искусственного орошения, со строительством дворцово-храмовых комплексов и обработкой царского земельного фонда. В итоге государство регулировало земледелие, ремесло и торговлю.

Однако, степень концентрации власти в руках деспота была различной и зависела от региональных условий.

Почти любая древневосточная деспотия может быть охарактеризована как теократическая монархия.Правитель считался ставленником или потомком богов, выступая в качестве посредника между миром людей и сверхъестественных сил. Именно обожествление личности монарха определяло неограниченный характер его власти и расширяло его полномочия. Деспот толковал и исполнял волю богов, являлся главой и организатором религиозного культа. Это давало ему право вмешиваться в дела общин, родов, семей.

Важнейшей опорой деспотии в странах Древнего Востока являлся развитой военно-бюрократический аппарат. Многочисленная администрация была строго организована и поделена на ранги соответственно трем уровням управления - центральному, региональному и местному (общинному). Жесткая иерархическая система предполагала неуклонное соблюдение субординации, подчинения нижестоящих чиновников вышестоящим. Место в служебной иерархии определяло и социальное положение. Однако внутри аппарата отсутствовало разграничение между выполнением государственных обязанностей и личных поручений деспота. Как правило, функции государственного управления совмещались с обслуживанием личных и хозяйственных интересов правителя.

Характерными методами отбора бюрократии было назначение правителем на чиновничьи посты его родственников, приближенных по собственному усмотрению или же по рекомендации влиятельных лиц, а также предоставление должности по праву знатности.

На рубеже IV-III тысячелетий до н.э. в Древнем Египте складывается первые государственные образования - «40 номов» или областей. Они первоначально объединились в 2 самостоятельных государства – Верхний (Южный) Египет и Нижний (Северный) Египет. К концу IV тыс. до н.э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет.

Историки условно делят хронологию Древнего Египта на периоды:

Ø Раннего царства 3200-2600 гг. до н.э.

Ø Древнего царства (ок.2620 – 2280 гг. до н.э.)

Ø Среднего царства (ок 2134 – 1786 гг. до н.э.)

Ø Нового царства (ок 1575 – 1087 гг. до н.э.)

Ø Позднего царства (ок 1087 – 525 гг. до н.э.)

В конце позднего царства приходит в упадок, его завоевывают вначале персы, затем Александр Македонский, в 30 г до н.э. – вошел в состав Римской империи.

Форма древнеегипеткого госудаства на всех этапах его развития – восточная деспотия. Вся полнота власти сконцентрирована у фараона. Характерная черта деспотии – религиозный культ главы государства.

Древнеегипетское государствов период Раннего царства (ХХХI-ХХVII вв. до н. э.) представляло собой племенной союз. Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники. В результате многочисленных войн появились пленники-рабы, труд которых широко использовали в крупных хозяйствах. Уже в период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В этот период во главе государства находился царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Уже тогда значение царской власти подчеркивалось изначальным обожествлением ее носителя. В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по строительству оросительной системы в долине Нила.

В период Древнего царства развитие хозяйства достигло уже высокого уровня. Социальное и имущественное расслоение населения было четко определено. Крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными земельными владениями, находилась на верху общественной лестницы, занимая важные должности при дворе и в государственном управлении. Крестьяне-общинники составляли основную рабочую силу государства. Хотя рынок рабов в эпоху Древнего царства уже существовал, но он не удовлетворял хозяйственных потребностей - рабов было мало (патриархальное рабство).

Особое положение в египетском обществе занимали жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием ввиду того, что монопольно обладали знаниями о загробном мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земельных участков. Жрецы служили опорой царской власти, обожествляя и прославляя фараонов.

Особенность государственного строя Древнего царства (ХХVII-ХХII вв. до н. э.) заключается в усилении централизации управления. Вся законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточивалась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство - проводились под руководством главы государства. Авторитет фараона поддерживался религиозной идеологией обожествления царя и его деяний. Члены царского дома, как правило, занимали и важнейшие должности - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

Начало эпохи Среднего царства (ХХI-ХVIII вв. до н. э.) характеризуется почти неограниченной властью номархов. Это объясняется так называемым «первым переходным периодом» в истории Древнего Египта, который существовал примерно в XXII в. до н.э. и характеризовался крайней раздробленностью страны. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена независимых правителей областей (номов) новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

Эпоху расцвета Среднего царства характеризуют следующие важные черты:

• значительно возрастает численность рабов в частных хозяйствах и укрепляется экономическое положение землевладельцев;

• происходит расслоение сельских общин, из которых выделяются мелкие собственники - неджесы.

Слой неджесов в свою очередь разделился на бедных, или маленьких, неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов - их разбогатевших представителей, становившихся писцами, торговцами и землевладельцами.

Основной чертой государственного строя в период Нового царства (XVI-XI вв. до н. э.) становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа по-прежнему делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался визирь. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, поступавшие в казну.

В период Нового царства рабовладельческие отношения охватили все общество, хотя сохранялся их патриархальный характер. Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве: из их среды выходили также ремесленники, каменотесы, кузнецы, ткачи, строители и работники других профессий. Основная же масса общинников-земледельцев беднела, ибо их принуждали трудиться на царских и храмовых землях. В целях наложения различных дополнительных повинностей на непривилегированный слой населения ежегодно проводился их учет. В то же время продолжалось социально-экономическое возвышение жречества, которое превратилось в замкнутую наследственную касту. Возросшее богатство высшего жречества укрепляет его независимость от центральной власти.

Древневавилонское царствово II тыс. до н. э. было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника. Царские полномочия ограничивались зажиточными слоями богатых городов и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии три города занимали привилегированное положение: Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права отправлять в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления, сосредоточив все его рычаги в царском дворце, царь обращал личное внимание на все дела государства. Возвышались умелые и опытные чиновники (писцы), что способствовало вытеснению ими родовой знати. Особенность дворцовой системы власти определялась и тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали также высшие должности в государстве.

К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, казначей, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов управления различались полномочиями центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.

Свободное население Древнего Вавилона делилось на две группы: полноправных (авилум) и неполноправных (мушкенум).

Основную массу населения составляли полноправные свободные подданные - авилум. Они обладали полной правосубъектностью: могли владеть землей, исполняли имущественные и личные повинности. Однако и полноправные лица не были однородным сословием. Одни общинники со временем становились зажиточными и более самостоятельными в ведении хозяйства, другие беднели, разорялись, попадали в долговую кабалу.

Значительную часть населения составляли жители покоренных городов и областей, не являвшиеся членами древневавилонской общины - мушкенумы, вынужденные арендовать землю у храма, государства либо авилума. Но это не означало, что мушкенум не мог обладать значительным имуществом. В его хозяйстве зачастую использовался труд собственных рабов.

Наряду с делением по сословиям древневавилонское общество подразделялось и по профессиональным занятиям. Здесь первое место занимали придворные служащие - царские телохранители и высшее жречество, далее следовали редум, баирум, декум, лубуттум - различного рода военнослужащие.

В соответствии с важным государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служители. Немногим уступало им по положению в обществе и чиновничество - писцы.

На низших ступенях профессионально-служебной лестницы находились крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.

Низший общественный слой в Древнем Вавилонесоставляли рабы - вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными бывшие свободные граждане. Рабы подразделялись на: царских, храмовых и частновладельческих. Все эти группы рабов не обладали правосубъектностью и рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, отдать в залог, сдать в аренду. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более чем повреждением имущества господина, которому виновный был обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности: по разрешению господина они могли временно владеть имуществом, но оно оставалось частью собствен­ности господина и возвращалось ему после смерти раба.

Наши рекомендации