Общественный и государственный строй Арабского Халифата.
Процесс образования государства у арабов совпал с периодом становления и развития феодальных отношений. После объединения арабов в единую политико-религиозную систему начался процесс выравнивания общественного развития различных племен. Уже на первых этапах складывается система феодального землевладения. Существовало 4 основных типа землевладения:
1. Государственные земли, фонд которых пополнялся в результате завоеваний
2. Икта – это земли, пожалованные государством мусульманской знати
3. Мульк – частно владельческие земли, принадлежащие родовой арабской знати
4. Родовые земли на правах общей собственности
В 9 веке появляется новая форма феодального землевладения – вакуф или вакф – земли, пожалованные правителями владельцами Икта и собственников Мульков мусульманским учреждениям, мечетям, школам, больницам. В этот период происходит разложение общины, постепенное закабаление крестьян и прикрепление их к хозяйству феодала. В Арабском Халифате не установился общественный строй, присущий европейским странам. Здесь не сформировалась система вассалитета, не сложилось сословий, подобных духовенству и дворянству европейских стран, а права и привилегии феодалов не регламентировались в мусульманском праве. Другой особенностью было различие прав мусульманина и немусульманина. Христиане и иудеи пользовались автономией, своими гражданско-правовыми обычаями и управлялись своими старостами, но за преступления они отвечали по мусульманскому праву, мусульманским правом регламентировались их сделки с мусульманами. Им запрещались браки с мусульманами, запрещалось иметь рабов-мусульман.
государственный строй
Основой государственной идеологии Исламского государства являлся ислам. Согласно мусульманской доктрине существуют три уровня власти:
Власть Аллаха, его посланника (Мухаммеда) и должностных лиц. С развитием ислама Арабское государство оформилось как теократия (совмещение религиозной и светской власти в личности правителя). Пророк Мухаммед являлся главой не только исламской общины, но и возглавил единое теократическое государство арабов. Его власть была неограниченной и освещалась именем Бога. При Мухаммеде существовал совет, состоящий из ближайших учеников и имевший совещательный характер. Сметь Мухаммеда поставила вопрос о дальнейшем существовании единого государства. Проблема верховной власти была решена своеобразно: поскольку после смерти пророка непосредственный контакт с Богом был утерян, то руководителем государства стали избирать ближайших сподвижников Мухаммеда как лиц, наиболее посвященных в заветы пророка. Первые Халифы назначали себе помощника – везира, который широких полномочий еще не имел. Центральный аппарат управления еще не сложился, четко выделялось лишь финансовое ведомство. Сначала государство делилось на области и провинции, существовало также деление по религиозному принципу на три части:
• Священная земли Мекки и окрестностей, где могли находится только мусульмане
• Остальная земля Хиджаза, где немусульмане могли находится не более трех дней в месяц
• Остальная территория государства
При Омейядах (второй период) формируется центральный аппарат управления. Власть Халифа стала передаваться по наследству. В центральном аппарате управления существовало 4 центральных ведомства - диваны: финансов, секретариат Халифа, почты и связи, учета военнослужащих и снабжения армии.
В период Аббасидов была проведена централизация государственного аппарата, количество диванов увеличилось до 10.
В период Багдадского Халифата была учреждена должность великого везира, который руководил деятельностью центральных ведомств. Была создана развитая налоговая система, регулярная армия, единая денежная система.
Арабский Халифат при Омейядах был разделен на 5 наместничеств, в главе которых стояли наследные принцы – эмиры.
При Аббасидах (третий период) было образовано 11 наместничеств, а с 9 века власть наместников – эмиров становится наследственной. В результате появляются династии местных правителей и складываются предпосылки для раздробления государства на эмираты, фактически независимые от Багдада.