Регулирование имущественных отношений по законам царя Хаммурапи.

Важнейшим субъектом права собственности на землю были царь, храмы, общины и частные лица. Царские и храмовые земли объединялись в единую систему государственных земель. Их площадь постоянно росла из-за внешних завоевания и конфискации части общинных земель. Из этого фонда участками наделялись должностные лица и воины. Порядок пользования общ. землёй определялся органом общинного самоуправления ЗХ не содержит подробного регулирования данного отношения.

Фиксировалась право общины более свободно распоряжаться своей недвижимостью, более того представители гос. аппарата не имели права вмешиваться в поземельные отношения общины. Крестьянин полноправный являясь членом общины и терял права выхода из неё.

Рабы являлись объектом собственности, но поскольку они были ценными работниками, то право собственности на рабов энергично охранялось законами.

Если человек нанес телесные повреждения рабу другого человека, то должен возместить хозяину половину стоимости раба, а если в результате операции умирал раб, то врач обязан был возместить раба за раба. Таким образом, законы рассматривали телесные повреждения или убийства рабов как имущественный вред, нанесенный хозяину.

Законы Хаммурапи защищали и частную собственность. Нанесение вреда чужому имуществу влекло за собой возмещение. Кража имущества дворца или храма возмещалась в тридцатикратном размере, а имущества мушкенума в десятикратном размере, неуплата которого смертная казнь.

9. Регулирование брачно-семейных отношений по законам Хаммурапи.

Брачно-семейным отношениям в законах Хаммурапи посвящено более 70 статей. Семья была связана через главу семьи с общиной и государством. Заключение брака оформлялось договором, как правило устным. Письменные договоры заключались тогда, когда оговаривались особые условия. Договор заключался между родителями жениха и невесты, а согласие последних не требовалось. Девочек выдавали замуж в 7-8 лет. Дочери давалось приданное, которое являлось гарантией её материального положения в случае развода или смерти мужа. Допускался брак свободного с рабыней и свободной женщины с рабом, если он служил во дворце. Дети от таких браков были свободными, но в случае смерти отца половина наследства отходила к хозяину раба.

Развод допускался в следующих случаях:

1. Если жена была бездетной. В этом случае жене возвращалось приданное.

2. При расточительстве и недостойном поведении жены. В данном случае приданное не возвращалось и жену могли оставить в доме в качестве рабыни.

Муж авилум мог отдать свою жену в кабалу, если в брачном договоре она не была ограждена от такой возможности. Муж мог брать себе наложницу, а жена, изменившая мужу, утоплялась, а убившая мужа – сажалась на кол. Жена авилума могла распоряжаться приданным, заниматься ремеслом, торговлей. Жена могла уйти к другому, если муж попал в плен и не оставил средств к существованию, но, если он возвращался из плена жена была обязана вернуться к нему. Если муж бросил семью и ушел из селения, а затем вернулся, то жена была не обязана возвращаться к нему.

Развод для мужчины был возможен практически в любое время, а для женщины был ограничен исключительными обстоятельствами. Отношения между родителями и детьми носили также патриархальный характер. По законам Хаммурапи отец мог отдать детей в долговую кабалу, а сыну, поднявшему руку на отца, отрубали пальцы. Сыновья при наследовании получали = доли, а дочери приданное.

10. Преступление и наказание по законам царя Хаммурапи. Судебный процесс в Древнем Вавилоне.

Уголовное право основывалось на двух принципах:

1. Наказуемо то, что нарушает установленный традициями порядок.

2. Наказуемо то, что причиняет ущерб личности.

Мера ответственности зависела от социального положения преступника и потерпевшего. По законам Хаммурапи можно выделить следующие группы преступлений:

1. Преступления против праведного поведения (лжесвидетельство).

2. Преступления против семейного долга (убийство мужа, измена жены).

3. Кражи разных видов имущества.

4. Членовредительство или посягательство на личность.

5. Нарушение профессиональных обязанностей.

Смертная казнь предусматривается в 30 случаях, в том числе квалифицированная смертная казнь (сожжение не костре, утопление и др.). Широко применялись членовредительские наказания. Эти суровые меры имели целью не только возмездие, но и устрашение потенциальных преступников.

Судебный процесс носит обвинительный характер. Характеризуется относительной пассивностью суда. Суд ограничивается подготовкой дела к слушанью и руководством судебным заседанием. Активная роль принадлежит сторонам, прежде всего истцу потерпевшего, который предоставляет доказательства, вызывает ответчика в суд и доказывает его виновность. Ответчик опровергает обвинения и доказывает невиновность. Судебное разбирательство проходило гласно и публично. Широко применялись ордалии или «Суд божий». Процесс мог быть прекращен по соглашению сторон, приведение приговора к высшей мере наказания и членовредительству организовывалось незамедлительно и публично. Приведение приговоров к смертной казни организовывалось незамедлительно и публично.

11. Источники древнеиндийского права. Общая характеристика законов Ману.

Основными источниками права в Древней Индии были обычаи и сборники морально-религиозных норм, которые назывались «Дхармашастры». Наиболее известная из них – «Дхармашастра Ману». Для сокращения её называют «Законы Ману».Они были подготовлены во 2 веке до нашей эры.

Основные черты законов Ману:

1. Сохранение пережитков древних обычаев.

2. Казуистичность.

3. Примитивность правовой техники.

4. Отсутствие разницы между гражданским правонарушением и преступлением.

5. Отсутствие деления на отрасли права.

6. Тесная связь права и религиозно-морального ритуала.

7. Формализм и символизм правовых норм.

Документ содержит 2650 двустиший разбитых на 12 глав:

в первой главеизлагаются представления индийцев о происхождении Вселенной, человеческого общества, варн;

во второй - правила жизни человека в период учени­чества;

в третьей, четвертой и пятой - правила жизни семьянина-домохозяина;

шестая глава посвящена регламентации жизни отшельника;

в седьмой содержатся наставления об обязанностях царя и управлении государ­ством;

в восьмой - постановления о судопроизводстве и судебной практике;

девятая глава посвящена семейным отношениям, наказа­ниям за различные преступления, обязанностям членов варн;

в десятой главе излагаются принципы регулирования вопросов о потомстве от браков между представителями разных варн;

в одиннадцатой - предписания о покаяниях и обетах при искуплении грехов; наконец,

в двенадцатой главе содержится описание посмертных воздаяний за дурные поступки в земной жизни.

Наши рекомендации