Квалифицированные составы ст. 131
Часть 2 ст.131 УК предусматривает квалифицирующие признаки изнасилования.
Под изнасилованием, совершенным группой лиц, следует понимать случаи, когда лица, принимавшие участие в изнасиловании, действовали согласованно в отношении потерпевшей. Поскольку изнасилование с применением
насилия является сложным по структуре преступлением, как групповое изнасилование должны квалифицироваться не только действия лиц, совершивших насильственный половой акт, но и действия лиц, содействовавших этому путем применения физического или психического насилия к потерпевшей. При этом действия лиц, лично не совершавших насильственного полового акта, но путем применения насилия к потерпевшей содействовавших другим в ее изнасиловании, должны квалифицироваться как соисполнительство в групповом изнасиловании (п.10 постановления).
Под изнасилованием, совершенным группой лиц, следует понимать также случаи, когда виновные, действуя согласованно и применяя физическое насилие или угрозу в отношении нескольких женщин, затем совершают половой акт каждый с одной из них.
Лица, содействовавшие виновному не путем применения насилия к потерпевшей, а другими способами, например путем предоставления помещения или оружия для устрашения, не подлежат ответственности за изнасилование группой лиц, а привлекаются к ответственности лишь за соучастие в изнасиловании по ч.5 ст.33 и соответствующей части ст.131 УК.
При совершении изнасилования группой лиц, лишь один из которых подлежит уголовной ответственности, а остальные - не подлежат в силу недостижения четырнадцатилетнего возраста или невменяемости, содеянное нельзя квалифицировать по п."б" ч.2 ст.131 УК, как делалось ранее. Позиция Пленума Верховного Суда РФ о квалификации подобных ситуаций изложена в п.9 постановления от 14 февраля 2000 года N 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних", в котором подчеркивается, что совершение преступления с использованием лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста (ст.20 УК) или невменяемости (ст 21 УК) не образует соучастия. Эта же позиция отражена в п.12 постановления от 27 декабря 2002 года N 29 "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое", в соответствии с которым квалификация по признаку "группа лиц" возможна, если в совершении преступления совместно участвовали два или более исполнителя, которые в силу ст.19 УК РФ подлежат уголовной ответственности за содеянное.
Изменение позиции Пленума Верховного Суда по данному вопросу представляется правильным, поскольку в подобной ситуации отсутствуют субъекты преступления, совершенного в соучастии. Таким образом, действия участника группового изнасилования, если другие его участники не были привлечены к уголовной ответственности, следует квалифицировать по ч.1 ст.131 УК.
Квалифицирующими признаками по п."б" ч.2 ст.131 УК также является совершение этого преступления группой
лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарий к ч.2 и 3 ст.35 УК).
Совершение преступления группой лиц с предварительным сговором означает участие двух или более исполнителей, заранее договорившихся о совместном совершении преступления (ч.2 ст.35 УК). Предварительный сговор обеспечивает более высокую степень взаимодействия между соучастниками. До начала совершения преступления они договариваются о совместности своих действий, о способах и средствах совершения преступления, о распределении ролей (только в техническом смысле: например, при групповом хищении - кто-то
должен взломать запорное устройство, кто-то изъять ценности, другие соучастники должны вынести их из помещения и т.д., но все вместе совершают действия, характеризующие объективные признаки кражи).
Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения нескольких преступлений или одного преступления, подготовка к которому требует продолжительного времени. Предварительный сговор, устойчивость, сплоченность, стабильность состава, цель совершения более одного преступления позволяют сделать вывод о высокой степени взаимодействия между соучастниками. Руководитель такой группы планирует и подготавливает совершение преступления, распределяет роли между соучастниками (в юридическом смысле: одни члены группы изыскивают финансовые средства, другие изготавливают или приобретают орудия совершения преступления, третьи исполняют преступление, а организатор или руководитель организованной группы только обеспечивает их взаимодействие, планирует их преступную деятельность). Одной из разновидностей организованной группы является банда (см. комментарий к ст.209 УК). Отличие организованной группы, в которой роли распределены в юридическом понимании между соучастниками, от первой формы соучастия (соучастие с выполнением различных ролей) состоит в том, что действия всех участников такой группы, несмотря на их различный вклад в преступную деятельность, влекут уголовную ответственность за участие в организованной группе в случаях, предусмотренных Особенной частью УК, без ссылки на ст.33 (ч.5 ст.34) УК. Кроме того, они отвечают за конкретные преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали. Организатор и руководитель организованной группы подлежат уголовной ответственности за создание группы и руководство ею в случаях, предусмотренных в нормах Особенной части УК (например, ч.1 ст.209 УК), а также за все преступления, совершенные группой, если они охватывались их умыслом (ч.5 ст.35 УК). Создание организованной группы в случаях, не предусмотренных в нормах Особенной части УК, влечет уголовную ответственность за приготовление к преступлению (ч.6 ст.35 УК).
Изнасилование, соединенное с угрозой убийством или угрозой причинения тяжкого вреда здоровью, имеет место тогда, когда налицо реальная возможность осуществления угрозы, когда угроза убийством или причинением вреда здоровью является средством воздействия на сознание и волю потерпевшей с целью добиться ее подчинения. Под угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью следует понимать не только прямые высказывания, которые выражали намерение немедленного применения физического насилия к самой потерпевшей, ее детям, близким родственникам или другим лицам, но и такие угрожающие действия виновного, как, например, демонстрация оружия.
При этом нет необходимости доказывать, имел ли виновный намерение осуществить угрозу. Подобные действия охватываются п."в" ч.2 ст.131 и дополнительной квалификации по ст.119 УК не требуют.
В случае если угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью была выражена виновным после совершения изнасилования с той целью, чтобы потерпевшая никому не сообщила о случившемся и у нее были основания опасаться такой угрозы, действия виновного при отсутствии других квалифицирующих обстоятельств необходимо квалифицировать по ч.1 ст.131 и по ст.119 УК по совокупности.
Особая жестокость по отношению к потерпевшей при изнасиловании может состоять в издевательствах, истязании, нанесении множества ранений, причинении особых психических страданий. Признак особой жестокости по отношению к другим лицам будет иметь место, например, при изнасиловании потерпевшей в присутствии ее мужа, детей или родителей.
Изнасилование, повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием, может иметь место при условиях, что: а) виновный знал о наличии у него венерического заболевания; б) потерпевшая реально заболела этим заболеванием; в) заражение произошло в результате насильственного полового акта. Последствием является заражение потерпевшей венерическим заболеванием (например, сифилисом, гонореей, мягким шанкром, паховым лимфогранулематозом). Отношение к последствию может быть как умышленным, так и неосторожным. Содеянное полностью охватывается п."г" ч.2 ст.131 УК и не требует дополнительной квалификации по ст.121 УК.
Изнасилование заведомо несовершеннолетней - это изнасилование потерпевшей в возрасте от 14 до 18 лет в
том случае, когда виновный был убежден о ее несовершеннолетнем возрасте. Заведомость означает, что виновному известен возраст потерпевшей или он осознает это обстоятельство исходя из внешних признаков: поведения, внешнего вида, вещей, одежды. В тех случаях, когда виновный добросовестно заблуждался относительно возраста потерпевшей, это обстоятельство вменяться не может (п.14 постановления).
УК 1996 года, в отличие от УК 1960 года, вводит в рассматриваемый признак указание на заведомость осознания этих обстоятельств, т.е. переносит акцент в их определении с плоскости объективной в субъективную, с уровня судебного толкования на уровень законодательного решения вопроса. Таким образом, в настоящее время вменение данного квалифицирующего признака возможно лишь при основанном на объективных обстоятельствах убеждении виновного о несовершеннолетнем возрасте потерпевшей.
Часть 3 ст.131 УК предусматривает состав с особо отягчающими обстоятельствами изнасилования. Причинение смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевшей может быть вызвано как действиями самого виновного, например сдавливанием шеи при преодолении сопротивления, так и явиться следствием поведения самой потерпевшей, стремящейся избежать насилия (потерпевшая, пытаясь скрыться от нападающего, срывается с балкона). Указанные последствия могут быть вменены виновному лишь в том случае, если они явились результатом насильственного полового сношения или покушения на изнасилование, т.е. если имеется причинная связь между действиями виновного и наступившими последствиями. Содеянное охватывается ч.3 ст.131 УК и не требует квалификации по совокупности в том случае, если отношение к последствиям в виде смерти или тяжкого вреда здоровью является неосторожным.
В случае установления умысла на причинение указанных последствий необходима квалификация по совокупности статей об изнасиловании и соответствующих статей о посягательствах на жизнь или здоровье. Убийство, совершенное в процессе изнасилования, в целях его сокрытия или по мотивам мести за оказанное при изнасиловании сопротивление следует квалифицировать по п."к" ч.2 ст.105, квалификация по совокупности по ст.131 УК не требуется. В случаях совершения изнасилования, сопряженного с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшей, необходима квалификация по совокупности ч.3 ст.131 и ст.111 УК.
Изнасилование, повлекшее заражение потерпевшей ВИЧ-инфекцией, предполагает установление факта заражения этим заболеванием. Отношение к последствию - заражению ВИЧ-инфекцией - может быть как неосторожным, так и умышленным, так как общественная опасность заражения ВИЧ-инфекцией с обеими формами вины оценена законодателем одинаково, что получило отражение в установлении ответственности за оба вида деяния в одной и той же статье УК. Указание на неосторожность в п."б" ч.3 ст.131 УК относится лишь к последствию в виде причинения тяжкого вреда здоровью. В случае умышленного отношения к факту заражения ВИЧ-инфекцией не требуется квалификация по совокупности ч.3 ст.131 УК и ст.122 УК.
Заведомое поставление потерпевшей в опасность заражения ВИЧ-инфекцией, произошедшее в результате изнасилования, не является квалифицирующим признаком изнасилования и требует квалификации по совокупности ч.1 ст.131 УК и ч.1 ст.122 УК.
Под иными тяжкими последствиями следует понимать, например, самоубийство потерпевшей.
Ответственность за изнасилование потерпевшей, заведомо не достигшей 14-летнего возраста, возможна в случае убеждения виновного в малолетнем возрасте потерпевшей.