Назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении.
Назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении - специальное правило назначения наказания, предусмотренное ст. 65 УК РФ, согласно которому срок или размер наказания лицу, признанному присяжными заседателями виновным в совершении преступления, но заслуживающим снисхождения, не может превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление; если соответствующей статьей Особенной части УК РФ предусмотрены смертная казнь или пожизненное лишение свободы, эти виды наказаний не применяются.
Наказание лицу, признанному присяжными заседателями виновным в совершении преступления, но заслуживающим особого снисхождения, назначается по правилам о назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за совершение данного преступления, в соответствии со ст. 64 УК РФ (ч. 1 и 2 ст. 65 УК РФ). Данное правило применяется в дополнение к общим началам назначения наказания. УПК РСФСР предусматривает назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении не выше половины размера наиболее строгого вида наказания. Имеет место коллизия законов, которая будет устранена законодательным путем. До ее устранения следует руководствоваться предписанием УК РФ как более поздним законодательным решением. Кроме того, назначение наказания - институт уголовного, а не уголовно-процессуального права. Если за преступление предусмотрено несколько видов наказаний в качестве альтернативы, то менее строгое наказание может быть назначено в максимальном размере, а более строгое - только в размере двух третей. При назначении наказания по совокупности преступлений и вердикте присяжных о снисхождении или особом снисхождении наказание назначается отдельно за каждое совершенное преступление в пониженных пределах, в остальном применяются предписания о назначении наказания по совокупности преступлений.
Закон ограничил возможность судов учитывать отягчающие обстоятельства при вердикте присяжных об особом снисхождении для виновного. В частности, в соответствии с ч. 4 ст. 65 УК РФ при установлении присяжными снисхождения для виновного могут быть учтены как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства, а при установлении особого снисхождения отягчающие обстоятельства учитываться не должны.
41. Физическое и психическое принуждение, обоснованный риск, как обстоятельства, исключающие преступность деяния.
В ч. 1 ст. 40 УК РФ указывается, что не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями. Под физическим принуждением понимается насильственное воздействие на лицо или лишение личной свободы с целью заставить его подчиниться воле другого лица. Оно может выражаться в применении физической силы (нанесение вреда здоровью, удары, побои, пытки, отравление и т. д.), принуждение может достигаться и путем ограничения свободы человека (содержание в яме, запирание в помещении и т. д.).Физическое принуждение исключает преступность деяния, если оно является непреодолимым. Под непреодолимостью физического принуждения понимается такое воздействие на человека (на его здоровье или свободу), которое влечет полную потерю им свободы воли, что позволяет использовать его в качестве орудия или средства для причинения вреда интересам, охраняемым уголовным законом. Противодействовать такому принуждению лицо не в силах.
В результате непреодолимого физического принуждения лицо, как правило, вынуждается бездействовать. Например, запирание стрелочника в будке, в связи с чем тот лишается возможности перевода стрелок; связывание сторожа с тем, чтобы он не мог препятствовать хищению охраняемого им имущества, и т. д. В некоторых случаях путем указанного принуждения принуждающий добивается от лица совершения желаемых для него действий (например, заставить совершить угон автотранспортного средства).
Действие или бездействие, совершенные под влиянием непреодолимого физического принуждения, лишены такого признака уголовно-правового деяния, как волевой характер. В уголовно-правовом смысле поведение лица в указанной ситуации не образует деяния как признака объективной стороны преступления. Следовательно, оно не подлежит уголовной ответственности.
В ст. 41 УК РФ говорится: «Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели».
Риск — это не что иное, как принятие решения при отсутствии необходимой информации. Его формула достаточно проста: ситуация является неопределенной, иначе говоря, нет надлежащей информации, адекватно отражающей обстановку; есть необходимость действовать, как действовать - нет полной ясности. Чем больше неопределенность, тем больше риска, и наоборот.
Риск состоит в возможном причинении вреда отношениям, охраняемым уголовным законом. Но надо иметь в виду, что он является побочным продуктом рискованных действий и его наступление носит вероятностный характер. Неминуемость вреда не исключает преступность деяния.
Сферы деятельности, в которых возможен обоснованный риск, разнообразны. Некоторые виды профессиональной деятельности изначально являются рискованными: проведение научных исследований, испытаний, экспериментов, эксплуатация транспорта, разработка новых лекарств, спасательная работа при чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях и т. д. К их числу относится хозяйственный и коммерческий риск, который сопряжен с причинением имущественного ущерба.
Кроме профессиональной деятельности, оправданный риск может быть и в иных сферах человеческой жизни, в частности туризме, путешествиях, спорте, так называемом экстремальном досуге и т. д.