Основания и порядок прекращения уголовного дела и уголовного преследования.

Прекращение уголовного дела - это окончание предварительного расследования при наличии обстоятельств, исключающих дальнейшее производство по делу либо оснований для освобождения лица от уголовной ответственности.

Прекращение уголовного преследования - прекращение уголовного дела только в отношении конкретного лица. При этом расследование уголовного дела в целом может быть продолжено.

Согласно ст. 212 УПК РФ основаниями прекращения уголовного дела и уголовного преследования являются:

I. уголовное дело и уголовное преследование прекращаются при наличии оснований, предусмотренных статьями 24 - 28.1 настоящего Кодекса:

· ст. 24 УПК РФ. Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела.

1. Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по следующим основаниям:

1) отсутствие события преступления;

2) отсутствие в деянии состава преступления;

3) истечение сроков давности уголовного преследования;

4) смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;

5) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч.4 статьи 20 настоящего Кодекса;

6) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п.2 и 2.1 ч.4 статьи 448 настоящего Кодекса, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п.1 и 3 - 5 части первой статьи 448 настоящего Кодекса.

2. Уголовное дело подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 настоящей статьи, в случае, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым уголовным законом.

3. Прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования.

4. Уголовное дело подлежит прекращению в случае прекращения уголовного преследования в отношении всех подозреваемых или обвиняемых, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

· ст. 25 УПК РФ. Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон.

Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 УК РФ, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

· ст. 26 УПК РФ. Утратила силу - ФЗ от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

· ст. 27 УПК РФ. Основания прекращения уголовного преследования.

1. Уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по следующим основаниям:

1) непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;

2) прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным п.1 - 6 части первой статьи 24 настоящего Кодекса;

3) вследствие акта об амнистии;

4) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;

5) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;

6) исключен - ФЗ от 24.07.2002 N 98-ФЗ;

7) исключен - ФЗ от 29.05.2002 N 58-ФЗ;

6) отказ Государственной Думы Федерального Собрания РФ в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.

2. Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в пунктах 3 и 6 части первой статьи 24, статьях 25, 28 и 28.1 настоящего Кодекса, а также п.3 и 6 ч.1 настоящей статьи, не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает. В таком случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.

3. Уголовное преследование в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, возраста, с которого наступает уголовная ответственность, подлежит прекращению по основанию, указанному в п.2 ч.1 статьи 24 настоящего Кодекса. По этому же основанию подлежит прекращению уголовное преследование и в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом.

4. В случаях, предусмотренных настоящей статьей, допускается прекращение уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого без прекращения уголовного дела.

· ст. 28 УПК РФ. Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием.

1. Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных ч.1 статьи 75 УК РФ.

2. Прекращение уголовного преследования лица по уголовному делу о преступлении иной категории при деятельном раскаянии лица в совершенном преступлении осуществляется судом, а также следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

3. До прекращения уголовного преследования лицу должны быть разъяснены основания его прекращения в соответствии с ч.1 и ч.2 настоящей статьи и право возражать против прекращения уголовного преследования.

4. Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в ч.1 настоящей статьи, не допускается, если лицо, в отношении которого прекращается уголовное преследование, против этого возражает. В данном случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.

· ст. 28.1 УПК РФ. Прекращение уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности.

1. Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного статьями 198 - 199.1 УК РФ, при наличии оснований, предусмотренных статьями 24 и 27 настоящего Кодекса или ч.1 статьи 76.1 УК РФ, в случае, если до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме.

2. В целях настоящей статьи под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе РФ, понимается уплата в полном объеме:

1) недоимки в размере, установленном налоговым органом в решении о привлечении к ответственности, вступившем в силу;

2) соответствующих пеней;

3) штрафов в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

3. Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 171, ч.1 ст. 171.1, ч.1 ст. 172, ч.2 ст. 176, ст. 177, ч.1 и ч.2 ст. 180, ч.3 и ч.4 ст. 184, ч.1 ст. 185, ст. 185.1, ч.1 ст. 185.2, ст. 185.3, ч.1 ст. 185.4, ст. 193, ч.1 ст. 194, ст. 195 - 197 и ст. 199.2 УК РФ, при наличии оснований, предусмотренных статьями 24 и 27 настоящего Кодекса, и в случаях, предусмотренных ч.2 статьи 76.1 УК РФ.

4. До прекращения уголовного преследования лицу должны быть разъяснены основания его прекращения в соответствии с ч.1 и ч.3 настоящей статьи и право возражать против прекращения уголовного преследования.

5. Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в ч.1 и ч.3 настоящей статьи, не допускается, если лицо, в отношении которого прекращается уголовное преследование, против этого возражает. В данном случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.

II. в случаях прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 24 и пунктом 1 части первой статьи 27 настоящего Кодекса, следователь или прокурор принимает предусмотренные главой 18 настоящего Кодекса меры по реабилитации лица.

Статья 427 УПК РФ предусматривает еще одно основание прекращения уголовного преследования - применение в отношении несовершеннолетнего принудительной меры воспитательного воздействия.

Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласияпрокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого, если:

1. он впервые совершил преступление;

2. преступление относится к категории небольшой или среднейтяжести;

3. его исправление может быть достигнуто без применения наказания;

4. несовершеннолетний и его законный представитель не возражают против прекращения уголовного преследования по этому основанию.

Прекратив уголовное преследование по данному основанию, прокурор, следователь или дознаватель возбуждает перед судом ходатайство о применении к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия, после чего материалы уголовного дела направляются в суд.

Принудительные меры, которые могут быть назначены несовершеннолетнему, перечислены в ст. 90 УК РФ: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Контроль за исполнением назначенной принудительной меры воспитательного воздействия возлагается на специализированный государственный орган. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним назначенной меры воздействия она может быть отменена судом по представлению указанного государственного органа. В этом случае производство по уголовному делу возобновляется в общем порядке.

До прекращения уголовного дела или уголовного преследования обвиняемому или подозреваемому должны быть разъяснены основание прекращения и право возражать против прекращения по этому основанию.

Все основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования можно подразделить на две группы:

1. реабилитирующие - обстоятельства, свидетельствующиео невиновности лица:

· отсутствие события преступления;

· отсутствие состава преступления;

· непричастность обвиняемого (подозреваемого) к совершению преступления;

При установлении этих обстоятельств уголовное дело (преследование) подлежит обязательному прекращению и, кроме того, в соответствии с гл. 18 УПК РФ должны быть приняты меры по реабилитации лица и возмещению вреда, причиненного в результате уголовного преследования.

2. нереабилитирующие - они не свидетельствуют о невиновности лица, т.е. не реабилитируют его. Установление большинства из этих оснований не влечет автоматического прекращения уголовного дела или уголовного преследования. Такое решение может быть принято следователем с учетом всех обстоятельств дела при соблюдении условий прекращения, отсутствии возражений со стороны обвиняемого (подозреваемого), а в некоторых случаях - с согласия других лиц (родственников умершего обвиняемого, потерпевшего, прокурора, Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда, квалификационной коллегии судей и т.д.).

О прекращении уголовного дела (уголовного преследования) следователь выносит мотивированное постановление.

Если прекращение уголовного дела допускается только при согласии обвиняемого или потерпевшего, в постановлении должно быть отражено получение такого согласия.

Если по делу привлечено несколько обвиняемых (подозреваемых), а основания прекращения относятся не ко всем из них, следователь прекращает уголовное преследование в отношении конкретного лица (лиц), а производство по уголовному делу продолжается.

Копию постановления о прекращении дела следователь направляет прокурору.

Кроме того, следователь должен вручить либо направить копию постановления о прекращении уголовного дела лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, а также потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику. При этом потерпевшему и гражданскому истцу разъясняется право предъявить иск в гражданском порядке.

Если уголовное дело прекращено незаконно или необоснованно, прокурор вправе своим постановлением отменить постановление следователя о прекращении и возобновить производство по делу. Решение о незаконности или необоснованности прекращения уголовного дела может вынести и суд при рассмотрении жалобы. В этом случае решение суда подлежит направлению для исполнения прокурору.

Возобновление производства по прекращенному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств может иметь место лишь в случае, если не истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности.

91. Основания и порядок окончания предварительного следствия и дознания с составлением обвинительного заключения и обвинительного акта.

Окончание предварительного расследования - это завершающий этап стадии предварительного расследования.

На этом этапе совершается ряд процессуальных действий, направленных на оценку всех собранных по делу доказательств, осуществляются восполнение пробелов проведенного расследования, оформление материалов уголовного дела, формулирование и обоснование окончательных выводов.

При окончании предварительного расследования следователь или дознаватель анализируют и оценивают все материалы уголовного дела, проверяют полноту, всесторонность и объективность исследования обстоятельств совершенного преступления. Придя к убеждению, что в процессе расследования использованы все предусмотренные законом возможности для установления истины по делу, доказаны все необходимые обстоятельства, они прекращают производство следственных действий и сбор доказательств, систематизируют материалы дела и принимают решение о дальнейшем его направлении.

Закон предусматривает три формы окончания предварительного следствия:

1. составление обвинительного заключения и направление дела прокурору;

2. прекращение уголовного дела;

3. составление постановления о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

Дознание заканчивается:

1. составлением обвинительного акта и направлением дела прокурору;

2. прекращением уголовного дела.

Поскольку дознание не производится по делам лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или заболевших психическим заболеванием после совершения преступления, оно не может закончиться направлением дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

Окончание предварительного расследования составлением обвинительного заключения и обвинительного акта.

Предварительное расследование заканчивается составлением обвинительного заключения или обвинительного акта, когда полно, всесторонне и объективно исследованы все обстоятельства совершенного преступления, полностью доказана виновность обвиняемого и отсутствуют основания для прекращения уголовного дела.

Признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя. О факте уведомления и разъяснения указанного права составляется протокол.

Об окончании следственных действий следователь также уведомляет защитника и законного представителя обвиняемого, если они участвуют в уголовном деле. Одновременно следователь должен сообщить о месте, дате и времени ознакомления с материалами уголовного дела.

Кроме того, правом на ознакомление с материалами дела обладают потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Следователь обязан сообщить им об окончании предварительного следствия и выяснить, желают ли они ознакомиться с материалами уголовного дела.

Если от кого-либо из этих лиц поступит устное или письменное ходатайство об этом, следователь знакомит вначале потерпевшего и его представителя со всеми материалами дела, а гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей - с материалами дела, относящимися к заявленному иску.

Если представитель потерпевшего гражданского истца, гражданского ответчика по уважительным причинам не могут явиться для ознакомления с материалами уголовного дела в назначенное время, то следователь откладывает ознакомление, но не более чем на 5 суток.

После ознакомления названных выше участников процесса с материалами уголовного дела следователь обязан ознакомить с ними обвиняемого и его защитника. Они могут знакомиться с делом как вместе, так и раздельно.

Если по делу привлечено несколько обвиняемых, каждому из них материалы дела для ознакомления предъявляются отдельно.

В случае, если защитник, законный представитель обвиняемого по уважительным причинам не могут явиться для ознакомления с материалами уголовного дела в назначенное время, то предъявление материалов дела может быть отложено на срок не более 5 суток. При невозможности явки избранного обвиняемым защитника следователь по истечении 5 суток вправе предложить ему избрать другого защитника или, при наличии ходатайства обвиняемого, принимает меры для явки другого защитника. Если обвиняемый отказывается от назначенного защитника, то следователь предъявляет ему материалы уголовного дела для ознакомления без участия защитника, за исключением случаев, когда участие защитника в уголовном деле является обязательным.

Если обвиняемый, не содержащийся под стражей, не является для ознакомления с материалами уголовного дела без уважительных причин, то следователь по истечении 5 суток со дня объявления об окончании следственных действий либо со дня окончания ознакомления с материалами уголовного дела иных участников производства составляет обвинительное заключение и направляет материалы уголовного дела прокурору.

Правила ознакомления с материалами уголовного дела одинаковы для всех участников процесса.

Материалы дела представляются для ознакомления в подшитом и пронумерованном виде. По ходатайству заинтересованных лиц им предъявляются также вещественные доказательства, фотографии, аудио-, видеозаписи и иные приложения к протоколам следственных действий. Однако могут не предъявляться материалы, касающиеся анкетных данных, биографических и иных сведений об участниках процесса, если это необходимо для обеспечения их безопасности, а также безопасности их близких. Если невозможно предъявить вещественные доказательства(в силу их громоздкости, нахождения на хранении у потерпевшего или других лиц и т.п.), следователь должен вынести об этом постановление.

При ознакомлении с материалами дела участники процесса вправе выписывать из него любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. При этом они не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления со всеми материалами дела. Вместе с тем, если содержащийся под стражей обвиняемый и его защитник явно затягивают ознакомление с материалами дела, то судья по ходатайству следователя может установить для этого определенный срок. Если же и в этот срок они не ознакомятся с материалами дела без уважительных причин, следователь вправе своим постановлением прекратить ознакомление, о чем делается отметка в протоколе.

По окончании ознакомления участников процесса следователь выясняет, имеются у них ходатайства или иные заявления.

Обвиняемому следователь обязан разъяснить право ходатайствовать при наличии на то оснований: о рассмотрении его дела коллегией из трех федеральных судей; судом присяжных; о применении особого порядка судебного разбирательства; о проведении предварительных слушаний.

Если заявленное кем-либо из участников процесса ходатайство обосновано, следователь обязан его удовлетворить. В этом случае он вправе произвести дополнительные следственные действия, после чего предоставить участникам процесса возможность ознакомиться с дополнительными материалами уголовного дела.

В случае полного или частичного отказа в удовлетворении ходатайства следователь выносит об этом мотивированное постановление, которое объявляется лицу, заявившему ходатайство, и разъясняется порядок его обжалования.

Кроме того, по окончании ознакомления с материалами дела следователь обязан выяснить, какие свидетели, эксперты, специалисты подлежат вызову в судебное заседание для подтверждения позиции стороны обвинения или защиты.

Об ознакомлении с материалами дела составляется протокол, в котором отмечается: где, когда и в течение какого времени происходило ознакомление с материалами дела (даты начала и окончания ознакомления); какие именно материалы (количество томов и листов) были предъявлены для ознакомления; ходатайства и иные заявления.

По окончании дознания с обвинительным актом и материалами уголовного дела в том же порядке знакомятся, при наличии ходатайства, потерпевший или его представитель и в любом случае - обвиняемый и его защитник.

Обвинительное заключение - это итоговый процессуальный документ, в котором на основе анализа всех собранных доказательств подтверждается формулировка предъявленного обвинения и делается вывод о необходимости направления дела прокурору для передачи его в суд.

Значение обвинительного заключения состоит в том, что оно определяет пределы последующего судебного разбирательства, которое проводится лишь в рамках обвинения, сформулированного в обвинительном заключении и только в отношении обвиняемых, указанных в нем. Суд не может признать подсудимого виновным в совершении тех преступлений, которые не нашли отражения в обвинительном заключении.

Копия обвинительного заключения вручается прокурором обвиняемому не менее чем за 7 суток до рассмотрения дела в судебном заседании, что дает ему возможность подготовиться к своей защите в суде.

С изложения обвинительного заключения государственным обвинителем начинается судебное следствие, что позволяет присутствующим в зале сразу узнать о сущности дела, квалификации преступления и личности подсудимого.

К обвинительному заключению прилагаются:

1. список лиц, подлежащих,по мнению следователя, вызову в суд. Указываются процессуальное положение, фамилия, имя, отчество и адрес этих лиц;

2. справка, в которой указываются сведения: а) о сроках следствия; б) об избранных мерах пресечения; в) о вещественных доказательствах; г) о гражданском иске; д) о принятых мерах по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества; е) о процессуальных издержках; ж) о принятых мерах по обеспечению прав иждивенцев обвиняемого и потерпевшего; з) об ознакомлении обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела; и) обознакомлении с материалами уголовного дела потерпевшего; к) о дате направления уголовного дела прокурору.

Обвинительное заключение должно быть размножено в нескольких экземплярах: один - в уголовное дело, второй - надзирающему прокурору и по одному - для каждого обвиняемого. Копии обвинительного заключения с приложениями вручаются также защитнику и потерпевшему, если они ходатайствуют об этом.

По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт. К обвинительному акту прилагаются список лиц, подлежащих вызову в суд, а также может быть составлена справка, аналогичная справке, прилагаемой к обвинительному заключению.

Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору.

Значение обвинительного акта такое же, как и обвинительного заключения.

Прокурор рассматривает поступившее к нему уголовное дело с обвинительным заключением в течение 5 суток, с обвинительным актом - в течение 2 суток и может принять решение об утверждении обвинительного акта, обвинительного заключения и направлении дела в суд; о направлении дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду; о прекращении уголовного дела или уголовного преследования; о возвращении уголовного дела для дополнительного расследования; о возвращении дела для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта; о направлении дела для производства предварительного следствия после проведенного дознания.

92. Сущность и значение прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля за исполнением уголовно-процессуального законодательства органами дознания и предварительного следствия.

Сущность прокурорского надзора заключается в организации непрерывного надзора за законностью производства дознания и предварительного следствия, используя предоставленные законом полномочия, в том числе властно-распорядительного характера, чтобы ни одно произведенное действие или принятое решение органов дознания и предварительного следствия не расходилось с законом, что в свою очередь обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства.Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, - деятельность соответствующих прокуроров в досудебных стадиях уголовного судопроизводства (возбуждение уголовного дела и предварительное расследование) в пределах их компетенции с использованием предоставленных законом полномочий по обеспечению законности при расследовании преступлений.Задачи прокурорского надзора заключаются в том, чтобы:1. обеспечивалась защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;2. никто не подвергался незаконному и необоснованному обвинению и ограничению прав и свобод; 3. лицо, совершившее преступление, не избежало ответственности, установленной законом;4. соблюдалась установленная законом процессуальная форма (порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки расследования, права участников уголовного судопроизводства и т.д.);5. выявлялись причины совершения преступлений и способствовавшие им условия, принимались меры к их устранению.Правовую основу прокурорского надзора составляют:1. Закон о прокуратуре (ст. ст. 29,30);2. УПК РФ;3. приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 г. №39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»;4. приказ Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»;5. приказ Генерального прокурора РФ от 06.09.2007г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования» и др.Предмет прокурорского надзора (в соответствии со ст. 29 Закона о прокуратуре) включает:1. соблюдение прав и свобод человека и гражданина;2. соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях;3. соблюдение установленного порядка проведения предварительного расследования;4. законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия.Объекты прокурорского надзора - органы дознания и органы предварительного следствия.Пределы прокурорского надзора - в сферу прокурорского надзора не входят решения судьи, принимаемые в досудебном производстве, о проведении процессуальных действий и принятии решений (ч.2 ст. 29 УПК РФ). Прокурор не вправе возбуждать уголовное дело и проводить предварительное расследование, избирать меры принуждения и осуществлять следственные действия. При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия прокурор не наделен полномочиями по прямому устранению выявленных нарушений. Исключение составляет обязанность прокурора немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом (ч.2 ст. 10 УПК РФ). Прокурор не компетентен отменять незаконные и необоснованные постановления следователя; разрешать отводы, заявленные следователю; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования; продлевать срок предварительного следствия; утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу. В настоящее время данные полномочия переданы руководителю следственного органа, поэтому требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор направляет руководителю следственного органа.Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, обладают характерной чертой, носят властно-распорядительный характер. Указания прокурора обязательны для дознавателя (ст. 41 УПК РФ). При этом они могут быть обжалованы вышестоящему прокурору. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения (п.2 ст. 30 Закона о прокуратуре).Право обжалования процессуальных действий и решений, являющееся выражением конституционного принципа свободы обжалования (ст. ст. 33, 45, 46 Конституции РФ), закреплено в качестве принципа уголовного судопроизводства (ст. 19 УПК РФ).Жалоба может быть устной или письменной. Принесение устных жалоб влечет те же юридические последствия, что и наступающие при поступлении письменных жалоб. Поэтому устные жалобы заносятся в протокол, который составляется в соответствии с общими правилами составления протоколов на предварительном следствии - ст. 166 УПК РФ.Жалобу участник процесса может принести непосредственно прокурору на личном приеме, через канцелярию прокуратуры, по почте. Кроме того, жалоба прокурору может быть подана через дознавателя, следователя, принявших решение или осуществивших действие (бездействие), а также администрацию места содержания лица под стражей или администрацию медицинского или психиатрического стационара, в который помещено лицо для производства судебной экспертизы.Дознаватель, следователь, администрация места содержания лица под стражей должны немедленно направить прокурору свои объяснения, поступившую жалобу, материалы, подтверждающие законность и обоснованность действия или решения, с сопроводительным письмом.Жалоба на действия и решения органа дознания, дознавателя и следователя, поступившая к прокурору, должна быть рассмотрена в течение трех суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы, либо принять иные меры (требуется перевод жалобы и ее материалов на русский язык или язык, на котором ведется предварительное расследование; необходимо запросить и получить справки, характеристики), допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.Установив наличие или отсутствие нарушения прав или законных интересов граждан, прокурор должен принять решение (постановление) о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении, в котором излагается краткое содержание доводов заявителей, их анализ и мотивы принятого решения.Заявитель незамедлительно уведомляется о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.Наряду с прокурором полномочиями по рассмотрению жалоб в досудебном производстве наделен руководитель следственного органа и суд.В случаях, предусмотренных законом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа (ч.5 ст. 124 УПК РФ). Кроме того, указания начальника подразделения дознания по уголовному делу, которые даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнение. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.Прокурорский надзор за исполнением закона имеет место в стадии возбуждения уголовного дела и на стадии предварительного расследования.

Закон утверждает исключительные полномочия суда на ограничение прав и свобод личности:

1. только суд правомочен признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;

2. применить к лицу принудительные меры медицинского характера и принудительные меры воспитательного воздействия.

Суд вправе принимать решение об ограничении свободы обвиняемого в досудебном производстве:

1. об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста;

2. о продлении срока содержания обвиняемого под стражей;

3. о помещении подозреваемого (обвиняемого), не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы.

Ограничение иных конституционных прав гражданина допускается только по решению суда:

1. о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

2. о производстве обыска и выемки в жилище;

3. о производстве личного обыска;

4. о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

5. о наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи;

6. о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении обвиняемого от должности и др.

Судебный контроль происходит на досудебных стадиях уголовного процесса.


Наши рекомендации