Стороны социального партнерства и их представители
Трудовой Кодекс различает участников и стороны социального партнерства.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Они заключают коллективные договоры и соглашения, принимают на себя обязательства, их интересы подлежат согласованию.
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления участвуют в создании и деятельности постоянно действующих органов социального партнерства, подготовке проектов и заключении соглашений различного уровня. Их участие в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование.
Они выступают не в качестве социальных партнеров, а как третий независимый участник консультаций или переговоров, оказывающий содействие сторонам трудовых отношений в поиске взаимоприемлемых решений, представляющий и защищающий интересы общества в целом, учитывающий мнения сторон при определении государственной политики, принятии управленческих и правовых решений.
Работники и работодатели часто сотрудничают без привлечения третьей стороны.
Во-первых, взаимодействие в рамках организации осуществляется на двусторонней основе.
Во-вторых, заключение соглашений также может осуществляться на двусторонней основе без привлечения государственных органов или органов местного самоуправления, если представители работников и работодателей так решат[13].
Поэтому эти органы не признаются сторонами социального партнерства, не получают никаких прав и не несут обязательств по заключенным с их участием соглашениями. Единственное заключение из этого правила составляют случаи, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей или представляют их интересы согласно ст. 34 ТК.
Стороны социального партнерства – работники и работодатели - не могут действовать иначе, чем через своих представителей.
ТК в отличие от ранее действовавшего законодательства вводит более стройную и целесообразную систему представительства интересов работников и работодателей.
Представителем работодателя в ст. 33 ТК названы руководитель организации или уполномоченные им лица. Статья 20 ТК не проводит разграничения между работодателем и его представителями. В силу ч.4 этой статьи права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляется - физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
Таким образом, руководитель не представляет интересы организации, а действует от ее имени.
При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении представительство интересов работодателя может осуществляться по доверенности руководителем соответствующего обособленного структурного подразделения, который действует от имени юр. лица.
Руководитель организации от имени работодателя имеет право принимать решения, подписывать коллективный договор.
При участии в механизме социального партнерства на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях работодателей представляют соответствующие объединения. Объединением работодателей признается некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления.
Представлять интересы работодателей при возникновении спора права – разногласий по поводу невыполнения соглашений – объединения не могут, поскольку обязательства по соблюдению условий заключенного соглашения возложены на работодателей. Объединение работодателей, как некоммерческая организация, не отвечает по обязательствам своих членов.
Все представители работодателей в системе социального партнерства обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, заключению соглашений от имени представляемых, однако при формировании постоянно действующих трехсторонних комиссий участвуют только объединения работодателей.
В региональные трехсторонние комиссии также входят объединения работодателей, а не иные представительные органы. ч. 3 ст. 35 ТК прямо предусматривает, что деятельность региональных комиссий осуществляется в соответствии с законом субъектов РФ. Таким образом, полномочия органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, представляющих интересы работодателей, по участию в деятельности трехсторонних органов на уровне субъектов Федерации определяются в конечном счете региональным законодательством.
Интересы работников организации при осуществлении социального партнерства представляет первичная профсоюзная организация.
Представителем работников при отсутствии первичной профсоюзной организации либо ее малочисленности может выступать как представительный орган, так и специально избранные работники – представители.
Если в организации действует не профсоюзный представительный орган работников, его деятельность должна осуществляться на основе сотрудничества с профсоюзом. Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы организации (п. 2 ст. 16 Закона о профсоюзах).
Представители работников в организации пользуются определенными правами, а работодатель несет соответствующие обязанности по созданию условий, обеспечивающих их деятельность (ст. 32 ТК).