Основания возникновения трудовых правоотношений

Трудовые правоотношения возникают из такого юр факта (акта), как правомерное действие, т.е. свободное волеизъявление работника и работодателя, направленное на установление указанного правоотношения, т.е. этот юр акт – трудовой договор, являющийся основанием возникновения трудового правоотношения.

Однако в некоторых случаях трудового дог-ра бывает недостаточно, и труд. правоотношения возникают при наличии труд дог-ра и др юр актов. Это обусловлено спецификой и особой ответственностью отдельных категорий работников, к уровню специальности и квалификации которых предъявляются повышенные требования. В одних случаях предусмотрен порядок контрольно- проверочный механизм отбора претендентов на должность (конкурс) ,а в других кандидат выдвигается на должность коллективом, а затем при соблюдении разработанной процедуры выбирается на должность (выборы).

Эти акты могут порождать трудовые правоотношения лишь в совокупности с трудовым договором. Каждый из указанных актов в совокупности с трудовым договором является основанием возникновения трудовых правоотношений, эти основания именуются «сложные юр составы».

ТО возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с действующим законодательством. В случаях и в порядке, которые установлены законом, иным НПА или учредит документом организации, ТО-ия возникают на основании трудового договора в результате:

1. избрания (выборов) на должность

2. избрания по конкурсу на замещение соответ-ей должности

3. назначение на должность или утверждение в должности

4. направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты

5. судебного решения о заключении трудового договора

6. фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

Трудовые правоотношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

ТО могут быть изменены вследствие перевода работника (постоянного или временного) или изменения существенных условий трудового договора в порядке, установленном законодат-ом (ст.72, 73 ТК РФ).

Прекращаются ТО только в случаях и по основаниям, указанным в зак-ве (ст.77,81,83,84 ТК). В зависимости от того, кто из субъектов трудового правоотношения проявил инициативу на его прекращение, предусмотрены соответствующие основания прекращения этого правоотношения: 1) соглашение сторон (обоюдная воля, т.е. инициатива сторон); 2) волеизъявление каждой из сторон: инициатива работника либо инициатива работодателя; 3) волеизъявление (акт) органа, не являющегося стороной трудового правоотношения, либо обстоятельства, не зависящие от воли сторон.

22. Профсоюз

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Функции профсоюзов - это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция - защитная. Вторая их важнейшая функция - представительство интересов работников. Защитная функция профсоюзов - это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функция представительства работников прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. Закон о профсоюзах в ст. 11 "Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников" и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Правовые основы профсоюзной деятельностизаложены Консти­туцией РФ, Трудовым Кодексом РФ, Основами законодательства РФ об охране труда, Законом РФ "О коллективных договорах и со­глашениях"от 11 марта 1992 г. № 2491-1 (в редакции Федерального за­кона от 24.11.95 № 176-ФЗ), Федеральным законом "О профессиональ­ных союзах, их правах и гарантиях деятельности"от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ, Законом города Москвы "О социальном партнерстве"от 22 октября 1997 г. № 44 и другими нормативными правовыми актами.

Так, в соответствии с Уставом МФП,утвержденным Московской городской межсоюзной конференцией профсоюзов 15 декабря 1990 года (с изменениями и дополнениями от 17 февраля 1994 г., от 22 июня 1995 г. и 30 ноября 1995 г.), основными направлениями деятельностиМФП является работа по заключению соглашенийс правительством и пред­принимателями г. Москвы, другими органами и организациями и осуще­ствление контроляза их реализацией, а также координация действийчленских организаций по вопросам проведения политики в области зара­ботной платы, ценообразования, занятости, охраны труда,экологии, заключения коллективных договоров и соглашений.

В Трудовом Кодексе РФ (статья 212)указывается, что работодатель обязан обеспечить беспрепятственный допуск представителей общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ ( статья 218) в состав комитета (комиссии) по охране труда входят представители профсоюзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. В состав комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве также включаются представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и га­рантиях деятельности"наделяет профсоюзы полномочиями представ­лять и защищать права и интересы членов профсоюзовпо вопросам инди­видуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а также коллек­тивныеправа и интересы всех работниковнезависимо от их членства в профсоюзах, если профсоюзы наделены такими полномочиями в установ­ленном порядке. Это право профсоюзов подтверждено Законом Российской Федерации от 2 марта 1992 г. № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях"(в редакции Федерального закона от 24.11.95 № 176-ФЗ).

Профсоюзы наделены правом осуществлять контроль за выполнени­ем коллективных договоров или соглашений.

Профсоюзный комитет имеет право по просьбе члена профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться для защиты трудовых прав работников в органы, рассматривающие индивиду­альные трудовые споры (разногласия между работником и работодате­лем по вопросам применения законодательных и иных нормативных пра­вовых актов об охране труда и условий трудового договора). Здесь рас­сматриваются такие вопросы как возмещение вреда в связи с производственной травмой и профессиональным заболеванием, изменение ус­ловия труда, несоблюдение требований охраны труда на рабочем месте и т.д.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзам предостав­лено право участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в разработке нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопас­ности,

Право на информацию является одним из важнейших прав профсоюзов. Статья 17 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" гласит, что профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.

На основании Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзные органы в органи­зациях, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, и одновременно обратиться в Федераль­ную инспекцию труда для принятия неотложных мер. Основы законода­тельства Российской Федерации об охране труда уточняют, что пред­ставления профсоюзных органов об устранении выявленных нарушений являются для работодателя обязательными к рассмотрению.

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гаран­тиях деятельности" предоставляет профсоюзам полномочия участвоватьв экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящих­ся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инстру­ментов. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране труда представители профсоюзов правомочны принимать участие в рабо­те комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.

Представители профсоюзов имеют право участвовать в расследова­нии несчастных случаев на производстве и проводить их самостоя­тельное расследование.

Итак, профсоюзы законодательно наделены следующими правами в области обеспечения охраны труда:

Права профсоюзов Правовая основа
  Право граждан на объединение в профессиональные союзы   Право на содействие со стороны государственных органов, орга­низаций в деятельности профсоюзов     Право представлять интересы членов профсоюза по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам   Право ведения коллективных переговоров и заключения со­глашения или коллективного договора от имени всех работ­ников. Право выступать с ини­циативой о начале коллектив­ных переговоров   Право контролировать выпол­нение требований колдоговоров и соглашений       Конституция РФ статья 30, Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти" статья 2   Указ Президента РФ от 26 октября 1991 г. № 162 "Об обеспечении прав профессио­нальных союзов в условиях перехода к ры­ночной экономике"   Трудовой Кодекс РФ, статья 29 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статьи 11 и 23   Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статья 13 Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях", статьи 6,11,12     Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статья 13 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25
  Право на участие в урегулиро­вании трудовых споров     Право осуществлять общест­венный контроль за соблюдени­ем законодательства о труде и об охране труда     Право создавать свои инспекции для осуществления контроль­ных функций     Право осуществлять общест­венный контроль за обеспече­нием социального страхования работников от несчастных слу­чаев на производстве и профес­сиональных заболеваний   Право создавать совместные комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профессиона­льных союзов и иных уполно­моченных работниками пред­ставительных органов   Право участвовать в законо­творческой и нормотворческой работе в области охраны труда   Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти",статьи 14,23 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25   Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статьи 19 и 20 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25   Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статьи 19 и 20   Федеральный закон "Об обязательном со­циальном страховании от несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний, статья 26   Основы законодательства РФ об охране труда, статья 8     Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статьи 11, 20 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25    
  Право принимать участие в фор­мировании государственных программ по вопросам охраны труда и экологии     Право посещать и осматривать цеха, отделы, мастерские и дру­гие места работы на предпри­ятии, в учреждении, организа­ции, где работают члены этого профсоюза   Право на получение информа­ции   Право на обсуждение получен­ной информации с приглашени­ем представителей работодате­лей, их объединений, органов управления организацией, орга­нов государственной власти и органов местного самоуправ­ления   Право вносить в соответствующие организации предложения о привлечении к ответст­венности должностных лиц, ко­торые нарушают требования законодательных и иных норма­тивных правовых актов по ох­ране труда   Право участвовать в расследо­вании несчастных случаев на производстве (работе), прово­дить самостоятельное рассле­дование     Право требовать от работодате­ля немедленного устранения на­рушений, угрожающих жизни и здоровью работников, и одно­временно обращаться в Феде­ральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.   Право требовать от работодате­ля, органа управления органи­зацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспек­цией трудя при невыполнении требований по устранению на­рушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью ра­ботников   Право участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производст­венных объектах, а также в экс­пертизе безопасности проекти­руемых и эксплуатируемых ме­ханизмов и инструментов   Право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности ра­ботников   Право принимать участие в ра­боте комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию произ­водственных объектов и средств производства в качестве незави­симых экспертов       Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статья 20   Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статья 20   Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статья 17   Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статья 17   Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25   Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статья 20 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25   Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статья 20 Основы законодательства РФ об охране труда статья 25     Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статья 20 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25   Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти", статья 20     Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25     Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25

Наши рекомендации