Основания возникновения трудовых правоотношений
Трудовые правоотношения возникают из такого юр факта (акта), как правомерное действие, т.е. свободное волеизъявление работника и работодателя, направленное на установление указанного правоотношения, т.е. этот юр акт – трудовой договор, являющийся основанием возникновения трудового правоотношения.
Однако в некоторых случаях трудового дог-ра бывает недостаточно, и труд. правоотношения возникают при наличии труд дог-ра и др юр актов. Это обусловлено спецификой и особой ответственностью отдельных категорий работников, к уровню специальности и квалификации которых предъявляются повышенные требования. В одних случаях предусмотрен порядок контрольно- проверочный механизм отбора претендентов на должность (конкурс) ,а в других кандидат выдвигается на должность коллективом, а затем при соблюдении разработанной процедуры выбирается на должность (выборы).
Эти акты могут порождать трудовые правоотношения лишь в совокупности с трудовым договором. Каждый из указанных актов в совокупности с трудовым договором является основанием возникновения трудовых правоотношений, эти основания именуются «сложные юр составы».
ТО возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с действующим законодательством. В случаях и в порядке, которые установлены законом, иным НПА или учредит документом организации, ТО-ия возникают на основании трудового договора в результате:
1. избрания (выборов) на должность
2. избрания по конкурсу на замещение соответ-ей должности
3. назначение на должность или утверждение в должности
4. направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты
5. судебного решения о заключении трудового договора
6. фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.
Трудовые правоотношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
ТО могут быть изменены вследствие перевода работника (постоянного или временного) или изменения существенных условий трудового договора в порядке, установленном законодат-ом (ст.72, 73 ТК РФ).
Прекращаются ТО только в случаях и по основаниям, указанным в зак-ве (ст.77,81,83,84 ТК). В зависимости от того, кто из субъектов трудового правоотношения проявил инициативу на его прекращение, предусмотрены соответствующие основания прекращения этого правоотношения: 1) соглашение сторон (обоюдная воля, т.е. инициатива сторон); 2) волеизъявление каждой из сторон: инициатива работника либо инициатива работодателя; 3) волеизъявление (акт) органа, не являющегося стороной трудового правоотношения, либо обстоятельства, не зависящие от воли сторон.
22. Профсоюз
Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.
Функции профсоюзов - это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция - защитная. Вторая их важнейшая функция - представительство интересов работников. Защитная функция профсоюзов - это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.
Функция представительства работников прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. Закон о профсоюзах в ст. 11 "Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников" и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.
Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.
Правовые основы профсоюзной деятельностизаложены Конституцией РФ, Трудовым Кодексом РФ, Основами законодательства РФ об охране труда, Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях"от 11 марта 1992 г. № 2491-1 (в редакции Федерального закона от 24.11.95 № 176-ФЗ), Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ, Законом города Москвы "О социальном партнерстве"от 22 октября 1997 г. № 44 и другими нормативными правовыми актами.
Так, в соответствии с Уставом МФП,утвержденным Московской городской межсоюзной конференцией профсоюзов 15 декабря 1990 года (с изменениями и дополнениями от 17 февраля 1994 г., от 22 июня 1995 г. и 30 ноября 1995 г.), основными направлениями деятельностиМФП является работа по заключению соглашенийс правительством и предпринимателями г. Москвы, другими органами и организациями и осуществление контроляза их реализацией, а также координация действийчленских организаций по вопросам проведения политики в области заработной платы, ценообразования, занятости, охраны труда,экологии, заключения коллективных договоров и соглашений.
В Трудовом Кодексе РФ (статья 212)указывается, что работодатель обязан обеспечить беспрепятственный допуск представителей общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ ( статья 218) в состав комитета (комиссии) по охране труда входят представители профсоюзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. В состав комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве также включаются представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"наделяет профсоюзы полномочиями представлять и защищать права и интересы членов профсоюзовпо вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а также коллективныеправа и интересы всех работниковнезависимо от их членства в профсоюзах, если профсоюзы наделены такими полномочиями в установленном порядке. Это право профсоюзов подтверждено Законом Российской Федерации от 2 марта 1992 г. № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях"(в редакции Федерального закона от 24.11.95 № 176-ФЗ).
Профсоюзы наделены правом осуществлять контроль за выполнением коллективных договоров или соглашений.
Профсоюзный комитет имеет право по просьбе члена профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться для защиты трудовых прав работников в органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры (разногласия между работником и работодателем по вопросам применения законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда и условий трудового договора). Здесь рассматриваются такие вопросы как возмещение вреда в связи с производственной травмой и профессиональным заболеванием, изменение условия труда, несоблюдение требований охраны труда на рабочем месте и т.д.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзам предоставлено право участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в разработке нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности,
Право на информацию является одним из важнейших прав профсоюзов. Статья 17 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" гласит, что профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.
На основании Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзные органы в организациях, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда уточняют, что представления профсоюзных органов об устранении выявленных нарушений являются для работодателя обязательными к рассмотрению.
Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предоставляет профсоюзам полномочия участвоватьв экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране труда представители профсоюзов правомочны принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.
Представители профсоюзов имеют право участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и проводить их самостоятельное расследование.
Итак, профсоюзы законодательно наделены следующими правами в области обеспечения охраны труда:
Права профсоюзов | Правовая основа |
Право граждан на объединение в профессиональные союзы Право на содействие со стороны государственных органов, организаций в деятельности профсоюзов Право представлять интересы членов профсоюза по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам Право ведения коллективных переговоров и заключения соглашения или коллективного договора от имени всех работников. Право выступать с инициативой о начале коллективных переговоров Право контролировать выполнение требований колдоговоров и соглашений | Конституция РФ статья 30, Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" статья 2 Указ Президента РФ от 26 октября 1991 г. № 162 "Об обеспечении прав профессиональных союзов в условиях перехода к рыночной экономике" Трудовой Кодекс РФ, статья 29 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статьи 11 и 23 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 13 Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях", статьи 6,11,12 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 13 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25 |
Право на участие в урегулировании трудовых споров Право осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда Право создавать свои инспекции для осуществления контрольных функций Право осуществлять общественный контроль за обеспечением социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Право создавать совместные комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов Право участвовать в законотворческой и нормотворческой работе в области охраны труда | Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности",статьи 14,23 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статьи 19 и 20 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статьи 19 и 20 Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, статья 26 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 8 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статьи 11, 20 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25 |
Право принимать участие в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и экологии Право посещать и осматривать цеха, отделы, мастерские и другие места работы на предприятии, в учреждении, организации, где работают члены этого профсоюза Право на получение информации Право на обсуждение полученной информации с приглашением представителей работодателей, их объединений, органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления Право вносить в соответствующие организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, которые нарушают требования законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда Право участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), проводить самостоятельное расследование Право требовать от работодателя немедленного устранения нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, и одновременно обращаться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер. Право требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией трудя при невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников Право участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов Право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников Право принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов | Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 20 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 20 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 17 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 17 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 20 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 20 Основы законодательства РФ об охране труда статья 25 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 20 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25 Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 20 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25 Основы законодательства РФ об охране труда, статья 25 |