Правовое регулирование занятости и трудоустройства, соц. гарантии и компенсации безработным.
Занятость – это не запрещенная законом деятельность граждан, как правило, приносящая им заработок (доход).
В соответствии с рекомендациями МОТ, выделено шесть групп занятого населения, к которым относятся: наемные работники; работодатели; лица, работающие за своей счет; члены коллективных предприятий; помогающие члены семьи; работники, не классифицируемые по статусу.
В юридической литературе безработицу определяют как социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающая осуществлять трудовую деятельность не запрещенную законодательством, но не может применить свою рабочую силу.
Обеспечение занятости – это совокупность экономических, социальных, организационно-правовых и других мер, способствующих удовлетворению личных и общественных потребностей в сфере труда.
В настоящее время основным нормативным актом, определяющим содержание института обеспечения занятости населения является Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь». Систему государственных органов, обеспечивающих реализацию прав граждан на трудоустройство, составляют общие и специальные органы.
Общие органы включают Министерство труда и социальной защиты РБ и его органы, которые обеспечивают разработку и реализацию единой государственной политики в области труда, трудовых и иных связанных с ними отношений.
Специальными государственными органами являются органы службы занятости населения. Госслужба занятости создается для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории РБ.
Государственная служба занятости построена по административно-территориальному принципу и имеет трехуровневую, иерархическую структуру. Республиканский уровень представлен департаментом по занятости населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Областной уровень составляют управления областных служб занятости и Минский городской центр занятости населения. Районный уровень включает региональные, районные, городские (районные в городе) центры и отделения занятости.
Безработными считаются не все граждане, не имеющие работы, а лишь те которые обладают следующими признаками:
• являются трудоспособными;
• находятся трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет);
• постоянно проживают на территории Республики Беларусь;
• не имеют работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучаются в дневных учебных заведениях либо не проходят военной службы;
• зарегистрированы в государственной службе занятости.
Безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане:
• не достигшие 16-летнего возраста;
• которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по возрасту, за выслугу лет;
• отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения;
• проходящие лечение в лечебно-трудовых профилакториях МВД РБ;
• представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные, для регистрации их безработными;
• обучавшиеся за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодательством об образовании срока такой работы.
Трудоустройство- представляет собой процесс подыскивания подходящей работы, подготовки к ней безработного и устройство на эту работу.
Различают следующие формы трудоустройства граждан:
1) прямое (самостоятельное) обращение к нанимателю по поводу устройства на работу;
2) обращение к посреднику: в государственную службу занятости населения по месту жительства либо в негосударственные организации по содействию занятости населения, имеющие лицензии на соответствующий вид деятельности
Социальными гарантиями признаются те материальные условия, которые государство, общество на данном этапе развития может дать, обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.
В настоящее время государство обеспечивает безработным следующие виды гарантий и компенсаций:
1) выплату в установленном порядке пособия по безработице;
2) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению службы занятости;
3) возможность участия в оплачиваемых общественных работах, организуемых местными органами власти;
4) оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности, в случаях предусмотренных законодательством;
5) возмещение расходов, и получение иных компенсаций в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы по направлению государственной службы занятости.
7. Понятие, стороны и содержание ТД, его отличие от гражданско-правового договора.
Трудовой договор – это соглашение между работником и нанимателем или несколькими нанимателями по которому работник обязуется выполнять работу по одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответственной квалификации и подчиняться внутреннему трудовому распорядку, а наниматель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные сторонами, законодательством о труде и локальными НПА.
Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определённых знаний и навыков, приобретаемый путём специального образования и практического опыта.
Специальность– вид трудовой деятельности в пределах профессии.
Квалификация – это уровень подготовки работника т.е. уровень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы определённой сложности в рамках профессии или специальности. Выражается в форме присвоения тарифного разряда, класса или категории. Чем выше разряд, тем сложную работу поручают работнику.
У руководителей, специалистов и служащих понятие специальности и профессии сочетаются в должности, которая определяет круг прав, обязанностей и ответственности специалиста.
Заключение трудового договора влечёт за собой возникновение трудового правоотношения и является основанием для распространения на работника трудового законодательства.
Индивидуальный трудовой договор представляет собой добровольное соглашение конкретного трудящегося с конкретным предприятием о работе на данном предприятии в качестве рабочего или служащего.
Работы по трудовому договору включаются в трудовой стаж, и на работника оформляется трудовая книжка. От продолжительности трудового стажа впоследствии назначаются трудовые пенсии.
Сторонами трудового договора являются наниматель и работник. Если нанимателем может быть как юридическое, так и физическое лицо, то работник - это физическое лицо, гражданин.
Работник — лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора. Трудовой договор может быть заключен с лицами, достигшими 16-летнего возраста. С письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет для выполнения легкой работы, которая не является вредной для его здоровья и развития и не наносит ущерба посещаемости общеобразовательной школы (ст. 272 ТК).
Наниматель — юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора
Наниматель как субъект трудового права выступает прежде всего как работодатель, представляющий гражданам (работникам) работу, осуществляющий оплату их труда. Чтобы быть участником в трудовых правоотношениях, наниматель должен быть способным: 1) предоставить работу; 2) оплатить труд работника; 3) нести ответственность по обязательствам, вытекающим из факта его участия в трудовых и иных отношениях, регулируемых трудовым правом.
Нанимателями являются предприятия, учреждения, организации, общества, товарищества, кооперативы независимо от наименования и форм собственности (их объединения и обособленные подразделения), индивидуальные предприниматели, граждане, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работниками.
Все условия трудового договора делятся на 2 вида:
1. Условия, определённые трудовым законодательством и коллективным договором, по которым стороны не договариваются, а присоединяются к ним.
2. Условия, устанавливаемые соглашением сторон, условиями, по которым стороны договариваются: необходимые; дополнительные.
3. Условия о структуре подразделений.
4. Условия о заработной плате.
5. Условия о сроке трудового договора.
6. Условия о времени начала работы и др. (ст. 19 ТК).
Отличие ТД от гражданского правового договора:
1. По трудовому договору работник возмездно и лично выполняет в организации определенную трудовую функцию: инженера, экономиста, а не определенную работу или услугу, подчиняясь при этом установленным в организации правилам внутреннего трудового распорядка. По гражданско-правовому договору лицо выполняет определенную услугу или работу. Он не подчинен правилам внутреннего трудового распорядка организации..
2. В трудовых отношениях работник занимает подчиненное положение по отношению к работодателю. В гражданско-правовых отношениях действует принцип равенства сторон.
3. По трудовому договору работник имеет право на получение заработной платы не реже 2 раз в месяц. По гражданско-правовому договору порядок выплаты вознаграждения может быть определен по соглашению сторон.
4. При трудовых отношениях работник выполняет трудовую функцию. Гражданско-правовой договор направлен на получение конкретного овеществленного результата от выполненных работ, оказанных услуг. Таким образом, недопустима в договоре гражданско-правового характера формулировка, что лицо осуществляет функции, например, инженера на предприятии.
5. Трудовой договор может быть срочным только в строго определенных случаях. Гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг заключается на определенный срок или до возникновения результата.