Психология исправительной деятельности
В данной группе психолого-юридических проблем нами анализируются предмет и задачи исправительной психологии, психологические аспекты проблемы наказания, исправления и перевоспитания осужденных, раскрывается психологическое содержание этих понятий. Понятие «пенитенциарная психология№ мы не сводим к понятию исправительной психологии. Мы подчеркиваем, что сущность пенитенциарной деятельности состоит в такой организации тюремного режима, которая в сочетании с актами милосердия приводит к раскаянию осужденного – глубокому личностному самоосуждению, кардинальной ценностной переориентации личности, самоочищению – катарсису. В связи с этим анализируется психология личности, лишенной свободы, социально-психологические явления в местах лишения свободы. Рассматривается практика ре-социализирующей деятельности ИТУ, отмечаются существенные недостатки этой деятельности – нарушение механизмов целеполагания осужденных, нарушение их социально-психологических связей, отсутствие необходимой индивидуализации исполнения уголовного наказания и психологической коррекции в отношении лиц с психическими аномалиями.
Цель уголовного наказания состоит в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу. И это препятствие должно быть тем сильнее, чем ценнее нарушенные социальные блага и чем интенсивнее побуждение индивида к совершению преступлений. Соразмерность между преступлением и наказанием состоит в том, чтобы наказание было действенным для данной личности, чтобы оно производило наибольшее влияние на психику и было бы не столь мучительным для его тела. Уповая же на воспитательное воздействие лишь карательных мер, на причинение физических страданий виновному, переоценивая значение жестокости режима, исправительная система не достигает цели.
Лишая человека свободы, его подвергают таким страданиям и лишениям, которые юридически не вытекают из данного вида наказания. В силу низкой правовой культуры, отсутствия демократических традиций забвения прав личности, лишение человека свободы (а только к этому приговаривает суд) практически налагает на осужденного такие тяжкие страдания, которые не предусматриваются приговором суда: угнетение невыносимыми «жилищными условиями», крайне скудным питанием, ограничением социального общения, криминализированной микросредой, обнаженностью интимной стороны жизни, враждебным отношением персонала ИТУ. При этом столь важные в структуре ресоциализации осужденного чувство стыда, совести, личностного достоинства не только не культивируются, но и окончательно атрофируются. Декларируемый в уголовно-исполнительном праве и правовой доктрине принцип индивидуализации наказания не находит пока еще своего воплощения в практике ИТУ. Более того, даже теоретически этот принцип не осмыслен как необходимая дифференциация в обращении с осужденными в соответствии с особенностями их поведенческой девиации. Требуется широкое внедрение в пенитенциарную систему средств и методов научно обоснованной индивидуальной и групповой психотерапии.
В диссертации обсуждается проблема психодиагностики личности осужденного и ставится вопрос о необходимости учреждения пенитенциарной экспертизы. Рассматривается проблема профилактики криминального заражения в системе ИТУ. Обращается внимание на необходимость учета тех психических деформаций, которые присущи преступникам различных категорий. При отсутствии индивидуальной психо- и психопатологической диагностики не может быть разработана система индивидуальных исправительно-воспитательных воздействий, формирования у осужденного утраченных им стереотипов социально положительного поведения.
Личностно угрожающая среда в большинстве ИТУ резко усиливает уровень тревожности большинства заключенных; тогда как по мнению некоторых исследователей (Ю.М. Антонян и др.), эта личностная особенность и является одной из основных причин кримнального поведения. Основными средствами ресоциализации осужденных является труд, образование, досуг, организация социально положительного внутригруппового межличностного взаимодействия. Эти средства ресоциализации и образуют ядро воспитательного режима. Однако не сами эти средства, а их воспитательно-исправительная организация приносят успех в ресоциализации осужденных. Труд, являющийся тяжелой обязанностью, не может сам по себе положительно воздействовать на личность. Современный механизированный и автоматизированный труд призван обеспечивать самореализацию личности. Труд в ИТУ – средство социальной интеграции и средство социального контроля, средство самоактуализации личности. Трудовая квалификация осужденного должна быть органически связана с формированием у него соответствующей образовательной потребности. Исследования зарубежных ученых (Даниэль Глейзер и др.) показывают, что повышение личностного статуса заключенного посредством повышения его трудовой квалификации и уровня образования содействуют резкому сокращению рецидива. Недопустимо использование труда в качестве карательного воздействия.
Свободное время, досуг осужденных – криминогенно опасное время в жизнедеятельности осужденных. Здесь необходима наибольшая активность воспитательных воздействий. Эффективно организованный досуг осужденных призван разрушить однообразие, монотонность тюремной жизни, снимать чувство тоски и одиночества и в конечном итоге – социальную отчужденность личности. Ограничения в сфере целеполагания, личностной активности (столь опасные для ресоциализации осужденных спутники казенного тюремного режима) в сфере досуга должны быть сведены к минимуму. Досуг, насыщенный интересными делами и полезными развлечениями – мощное средство физического восстановления и психического самообновления личности. Загнать людей в барак как в стойло и лишить их элементарных возможностей человеческой жизнедеятельности, значит обречь их на неминуемую деградацию. Только тоталитарные режимы уповают на такое средство «воспитательного» воздействия. Блокирование любых контактов с внешним миром – еще одна ошибочная позиция в ре-социализирующей деятельности ИТУ. Утраченные социальные связи могут быть восстановлены лишь при условии их активного функционирования.
Исполнение уголовного наказания – не превращение осужденного в объект насилия, а процесс возвращения социально деформированной личности к социально адаптированной жизнедеятельности. Весь режим ИТУ должен быть насыщен элементами социально адаптивного тренинга. Решение этой задачи требует объединения усилий юристов, социологов, психологов, педагогов, психотерапевтов и психиатров. Вышеозначенные проблемы пенитенциарной психологии нами широко обсуждаются в ряде работ (4,16,18,25,28,35). Наряду с критическим анализом мы освещаем и положительный опыт отдельных исправительно-трудовых учреждений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате многолетнего исследования комплекса проблем юридической психологии – определены ее предмет, принципы и структура, раскрыто содержание ее основных разделов. Создан первый стабильный учебник, утвержденный Государственным комитетом РФ по высшему образованию, доля высших юридических учебных заведений – «Общая и юридическая психология» в 2-х частях (общий объем 60 п. л.). Разработана действующая в настоящее время учебная программа по данному курсу и методические указания к его изучению. Совокупность наших работ по юридической психологии позволяет организовать учебный процесс в юридических вузах в полном соответствии с этой программой.
В отдельных монографиях и научных статьях обсуждены актуальные проблемы юридической психологии, ее современного состояния и перспектив развития. В ряде работ раскрыта психолого-юридическая сущность базовых правовых категорий (таких как понятие вины, вменяемости и др.). Впервые разработана методика проведения отдельно судебно-психологиче-ских экспертиз. Произведена классификация психических аномалий личности, что является необходимой теоретической предпосылкой для разработки проблем судебно-психологической экспертизы.
В качестве общетеоретических основ юридической психологии разработан систематический курс общей и социальной психологии, адаптированный к запросам юридической теории и практики. Особое внимание при этом уделено особенностям экстремальных психических состояний личности – стрессу, фрустрации, аффекту, состоянию когнитивного диссонанса, механизмам психической саморегуляции личности в сложных жизненных ситуациях. Сделаны необходимые предложения по правовой оценке преступлений, совершенных в экстремальных психических состояниях, а так же в тех ситуациях, адекватная реакция на которые превышает психофизиологические возможности человека.
Ссылки на наши исследования в фундаментальных работах Антоняна Ю.М., Гульдана В.В., Котова Д.П., Зорина Г.А. и др., а также в докторских диссертациях Вилькеева Д.В., Махмутова М.И., Половниковой Н.А., Ситковской О.Д., Шамовой Т.И., Эминова В.Е. и др. свидетельствуют о том, что основные положения наших исследований введены в научный оборот.
Мы надеемся, что осуществленные нами исследования послужат определенной основой для дальнейшего развития юридической психологии, будут содействовать гуманизации правового мировоззрения, расширению компетентности юристов в механизмах человеческого поведения.
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1. Еникеев. Теория и практика активизации познавательного процесса. Казань, 1963. 7 п. л.
2. Еникеев. Судебная психология. Часть 1. М., изд-во ВЮЗИ, 1975. 7 п. л.
3. Еникеев. Судебная психология. Часть 2. М., изд-во ВЮЗИ, 1976. 12 п. л.
4. Еникеев. Социальная психология. М.,1981. 4 п. л.
5. Еникеев. Основы судебной психологии. Часть 1. М., 1982. 8п.л.
6. Еникеев. Основы судебной психологии. Часть 2. М., 1982. 12п.л.
7. Еникеев. Психология обыска и выемки. Н., 1986. 5 п. л. (в соавт.).
8. Еникеев. Психология осмотра места происшествия. М., 1987. 6 п. л. (в соавт.).
9. Еникеев. Психология допроса М.,1990. 9 п. л. (в соавт.).
10.Еникеев. Психология следователя. М., 1990. 10 п. л. (в соавт.).
11.Еникеев. Психология обыска и выемки. М., 1994. 5 п. л. (в соавт.)
12.Еникеев. Психология осмотра места происшествия. М., 1994. 6п.л. (в соавт.).
13.Еникеев. Психология допроса. М., 1994. 9 п. л. (в соавт.).
14.Еникеев. Психология следователя. М., 1994. 10 п. л. (в соавт.).
15.Еникеев. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996. 25 п. л. (в соавт.).
16.Еникеев. Основы общей и юридической психологии. М., «Юрист», 1996. 40 п. л.
17.Еникеев. Общая и юридическая психология. Часть 1. М., «Юридическая литература». Учебник, утвержденный Комитетом по высшему образованию РФ. 30 п. л. (в печати).
18.Еникеев. Общая и юридическая психология. Часть 2. М., «Юридическая литература». Учебник, утвержденный Комитетом по высшему образованию РФ. 30 п. л. (в печати).
19.Еникеев. Словарь терминов общей и юридической психологии. М., «Юрист». 10 п. л. (в печати).
20.О современном состоянии юридической психологии и перспективах ее развития. //Психологический журнал. Том 3. № 3. 1982. 1 п. л.
21.Учебная программа курса «Общая и юридическая психология» для высших учебных заведений, утвержденная Минвузом СССР. М., изд-во ВЮЗИ. 1983, 1986. 2 п. л.
22.Методические указания к изучению курса «Общая и юридическая психология». М., изд-во ВЮЗИ, «Юристъ», 1973, 1975, 1979, 1981, 1983, 1985, 1987, 1989, 1991, 1993, 1995. 24 п. л.
23.Учебная программа курса «Общая и социальная психология». М., изд-во ВЮЗИ. 1981. 1 п. л.
24.Психологическая экспертиза при расследовании авиационных происшествий. В кн.: Актуальные проблемы раскрытия преступлений. М., 1985. 1 п. л. (в соавт.).
25.Психология общения следователя с обвиняемым, подозреваемым и свидетелем. В кн.: Современные проблемы расследования и предупреждения преступлений. М., 1987. 135 п. л.
26.Психолого-юридическая сущность вины и вменяемости. //Советское государство и право. № 12, 1989. 1 п. л.
27.Психология преступления и следственно-поисковой деятельности. В кн.: Теория криминалистики и методика расследования преступлений. М., 1990. 3 п. л.
28.Проблемы юридической психологии. Выступление на «Круглом столе». //Психологический журнал. Том 7, № 1, 1986. 0,3 п. л.
29.Криминалистическое учение о поведении преступника как теоретическая основа деятельности по раскрытию преступлений (совместно с Образцовым В.А.). В кн.: Теория криминалистики и методика расследования преступлений. М., 1990. 1 п. л.
30.Словарь психологических терминов в учебнике «Криминология» под ред. Кудрявцева В.Н. и Эминова В.Е. М., 1995. 1 п. л.
31. Психолого-криминологические аспекты здоровья нации и общественной безопасности (в соавторстве). //Здоровье нации и национальной безопасности. М., 1996. 0,5 п. л.
[1] Одним из структурных разделов юридической психологии является психология гражданского судопроизводства.
[2] Цит. По Лурье С. Я. Демокрит. Л., 1970. С. 361.
[3] Монтескье Ш. О духе законов. М., 1955. С. 233.
[4] Claparede E. La psychologie jrudiciare. Anee psychologue. 1906. XII.
[5] Gross G. Kriminalpsychologic. Jarz, 1898. P. 3.
[6] Bjerre, Andreas: Zur Psychologiedes Mordes. Heidelberg. 1925.
[7] Adler, Alfred: Selbstmord. Internationale Zeitschrift fur Individualpsychologie. 15 (1937), 49-52.
Alexander, Franz / Hugo Staub: Der Verbrecher und seine Richter (1929). Alexander Mitscherlich (Hrsg.): Psychoanalyse und Justis. Frankfurt / M 1971 203-382 Bromberg, Walter: Crime and Mind (1948) Nach-druck: Westport / Conn. 1972.
[8] Birnbaum, Karl: Die psychopathischen Verbrecher. 2. Aufl., Leipzig, 1926. Kriminalpsychopathologie und psychobiologische erbrecherkunde. 2. Aufl., Berlin 1931. Chneider, Kurt: Die psychopathischen Personlichkeiten. 1. Bis 9. Aufl., Wien 1923-1950.
[9] Seeling, Ernst / Karl Weindler: Die Typen der Kriminellen. Berlin – Munchen, 1949
[10] Ault R. & Ress J. A psychological assessment of crime profilling. FBI Law Enforcement Bulletin, 1980 # 49 (3):22-25.
Geberth V. Practical homicide investigation. Tactics, Procedures and Forensis Techniques.New York: Elsevier 1983.
[11] Reiss,Albert J.: Publicaperceptions and Recollections about Crime,Law Enforcement,and Criminal Justice. Washington D.C. 1967.
Nye, F. Ivan: Family Relationships and Delinquent Behavior. NY 1958.
Gold, Martin: Status Forces in Delinquent Boys. Ann Arbor 1963
[12] Lemert, Edwin M / Forrest Dill: Offenders in the Community. Lexington – Toronto 1978.
Sack, Fritz / Heinz Steinert: Protest und Reaktion. Analysen zum Terrorismus. Opladen 1984
Schur Edwin M.; Labeling Deviant Behavior. NY – Evanston – SanFrancisco – London 1971.
[13] Becker Howard S.: Outsiders. NY – London 1963.
Blummer Herbert: Symbolic Interaction: Perspective and Method. Englewood Cliffs / NY 1969
Christie, Nils: The Delinquent Stereotype and Stigmatisation. Belgrad 1973.
[14] Тард Г. Законы подражания. СПб, 1890; Личность и толпа. СПб, 1903; Преступник и преступление. М., 1906; Сравнительная преступность. М., 1907.
[15] Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб, 1912. Социология преступности. М., 1966.
[16] См.: Кони А.Ф. Свидетели на суде //Проблемы психологии. 1909. №1.
[17] Кони А.Ф. Память и внимание. Петроград, 1922. С. 30
[18] Сербский В.П. Судебная психопатология. СПб, 1922. С. 30.
[19] См., например, Завадский А.В. Обзор работ по психологии свидетельских показаний //Право. 1904. №2
[20] Владимиров Л.В. Психологические исследования в уголовном суде. М., 1901.
[21] Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1. СПб, 1909
[22] См.: Бехтерев Ю.Ю. Изучение личности заключенного. М., 1928; Лурия А.Р. Психология в определении следов преступления //Научное слово. 1928. №3.
[23] Проблемы преступности. Вып. I-II. М., 1926-1929.
[24] Сотони К. Очерки криминальной психологии. Казань, 1925; Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные типы. М., 1925; Лурия А.Р. Экспериментальная психология в судебно-следственном деле //Советское право. 1928. №2; Брусиловский А.Е. Судебно-психологическая экспертиза. Харьков, 1929.
[25] Преступный мир. М., 1924
[26] Гернет М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. М., 1930
[27] Нерсесянц В.С. Право и закон //Вопросы философии. 1988. №5. С. 23
[28] Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.
[29] Кэртес И. Тактика и психологические основы допроса на предварительном следствии. М., 1965.
[30] Глоточкин А.В., Пирожков В.Ф. Психология состояния человека, лишенного свободы. М., 1968; Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушителя. Л., 1968.
[31] Психология обыска и выемки. М., 1986, 1994; Психология осмотра места происшествия, М., 1997, 1994; Психология допроса. М., 1990, 1994; Психология осмотра места происшествия. М., 1987, 1994; Психология следователя. 1988, 1994.
[32] Еникеев М.И., Образцов В.А. Криминалистическое учение о поведении преступника как теоретическая основа деятельности по раскрытию преступлений //Теория криминалистики и методика расследования преступлений. М., 1990
[33] Еникеев М.И. Психология общения следователя с обвиняемым, подозреваемым и свидетелями. //Проблемы расследования преступлений. М., 1987.