Вербальные (устные) контракты.
Вербальные договоры - это договоры, которые заключались в словесной форме посредством произнесения вопроса и ответа, что и придавало им юридическую силу.
К вербальным договорам относились следующие: sponsi, stipulatio, iurata operarum promissio и dotis dictio.
Sponsio - это договор религиозного характера, при котором дававший обещание произносил клятву. Иногда это сопровождалось религиозным актом (sponsio ad aram Maximum). Sponsio заключалась только между римскими гражданами.
Stipulatio - это основной вид вербальных контрактов, который заключался "посредством вопроса и ответа. Процесс заключения стипуляции первоначально характеризовался следующими чертами.
--Присутствие обеих сторон.
--Устная форма заключения договора, в которой не могли участвовать глухие и немые.
--Непрерывность действия: ответ должен следовать сразу за вопросом.
--Соответствие глагола в ответе глаголу в вопросе.
Стипуляция носила абстрактный характер. Обязательство возникало независимо от основания и цели договора. В форму стипуляции могло быть облечено любое обязательство благодаря простоте ее заключения, что послужило ее широкому распространению.
Стипуляция была односторонним обязательством: у кредитора - право, у должника - обязательство. Форма договора упрощала рассмотрение судебного спора, так как устанавливалось только соблюдение формы, возражения должника не рассматривались.
Со временем в требованиях к договору происходят изменения.
К вербальным контрактам также относятся:
Jurata operarum poromissio - торжественное (в форме клятвы) обещание вольноотпущенным услуг своему патрону.
Dotis dictio - обещание установителя приданого мужу или его paterfamilias.
Эти контракты заключались в устной форме, но не посредством вопроса и ответа, а произнесением обещания.
Стипуляция. Развитие в форме стипуляции отношений поручительства.
Одной из форм договоров, по классификации Гая, были вербальные контракты.
Вербальным договором назывался контракт, устанавливавший обязательство словами (verbis), то есть договор, получающий юридическую силу посредством и с момента произнесения известных фраз. Основным вербальным контрактом, просуществовавшим до классического периода, считалась стипуляция.
Стипуляцией назывался устный договор, заключавшийся при помощи вопроса‑ответа: на вопрос будущего кредитора: «Centum dare spondes?» («Обещаешь дать сто?») лицо, соглашающееся стать должником по обязательству, должно было дать созвучный с вопросом ответ: «Spondeo» («Обещаю»).
Никакими иными словами эта сделка не заключалась. Если на вопрос: «Обещаешь дать сто?» – следовал ответ «Даю пятьдесят», сделка не заключалась. Формальные требования с течением времени понемногу ослабли, но прочно сохранялись некоторые черты стипуляции как устного контракта: присутствие договаривающихся сторон в одном месте, устный вопрос кредитора и такой же устный ответ должника, совпадающий по смыслу с вопросом. Обязательство, возникшее из стипуляции, относится к обязательствам строгого права, оно требовало буквального исполнения и подлежало буквальному толкованию.
В стипуляции непосредственно участвовало две стороны, но само обязательство являлось односторонним, поскольку одной стороне принадлежало только право, не связанное с обязанностью, а на другой стороне лежала только обязанность без сопровождающего ее права. Обязательство из стипуляции было абстрактным: оно возникало независимо от того, какое материальное основание лежало в основе заключения договора, какую хозяйственную цель преследовали стороны, достигнута ли цель, преследуемая сторонами. Договор заключен, если необходимые требования относительно порядка заключения стипуляции соблюдены.
В классический период появилась письменная форма стипуляции. Появилась и так называемая добавочная (акцессорная) стипуляция, устанавливавшая отношения поручительства с третьим лицом (стипуляция допускала присоединение или к кредитору, или к должнику других лиц – как самостоятельных, так и акцессорных). Добавочная стипуляция вводила добавочную (акцессорную) ответственность третьего лица (поручителя) за исполнение должником данного обязательства.