Личные и предиальные сервитуты.
Сервитут – вещное право пользования чужой вещью.
Виды сервитутов:
1) предиальные (от слова preadium – имение), или земельные. Их назначение – восполнить недостающие участку блага и свойства. Устанавливаются на земельный участок. Обязательное условие – существование двух участков: господствующего и служащего. По общему правилу господствующий и служащий земельные участки должны быть соседними, но в позднейшем праве достаточно того, чтобы фактически пользование одним участком происходило в интересах другого.
Виды предиальных сервитутов:
– городские – устанавливаемые в пользу застроенных участков. Виды: положительные – право пользования служащим строением в качестве подпоры для господствующего (право опереть балку о стену соседа или вделать ее в стенку соседа, право возводить коптильню рядом с двором соседа, отвод дождевой воды на крышу или двор соседа); отрицательные – имевшие своей целью не допустить изменений в служащем участке, которые сделали бы пользование господствующим участком менее удобным или менее приятным;
– сельские – устанавливаемые в пользу полевых, незастроенных участков. Виды: дорожные (iter – право переходить и проезжать через соседний участок; via – право провозить тяжести; actus – право прогонять скот и проезжать); водные (aquae ductus – право провести воду с соседнего участка; aquae haustus – право черпать воду на соседнем участке); пастбищные сервитуты;
2) личные – принадлежащие определенным лицам персонально:
– узуфрукт – право пользования чужой вещью и получения от нее плодов с сохранением в целостности сущности вещи. Может быть пожизненным или на определенный срок. Он не передается по наследству, не отчуждается, допускается сдача внаем, но после смерти держателя сервитута право нанимателя прекращается. Узуфруктуалей обязан пользоваться вещью в соответствии с ее хозяйственным назначением, принимать меры к сохранению вещи;
– узус – право пользования вещью без права пользования ее плодами. Разрешалось использовать столько плодов, сколько необходимо пользователю для удовлетворения своих личных потребностей;
– habitatio – право пожизненного проживания в чужом доме или его части;
– право пользования рабочей силой раба или животного.
Способы установления сервитута:
– по воле собственника служащей вещи как односторонним актом воли, так и по договору;
– по суду;
– по закону;
– по давности.
Сервитут утрачивается:
– с гибелью вещи, которая служит ее предметом. К физической гибели приравнивается юридическая. В случае разделения земельного участка на части предиальный сервитут связывается с каждой частью, т. е. если разделен господствующий участок, то для каждого вновь образованного участка приобретается самостоятельный сервитут. Если разделен служащий участок, то сервитут обременяет каждый из образованных участков;
– со смертью субъекта (только личные сервитуты);
– если сервитут соединяется с правом собственности;
– вследствие отказа от него;
– в случае неосуществления в течение 10 и 20 лет.
Сервитутное право защищается абсолютным иском (actio confessoria), противоположным собственническому негаторному иску.
Приобретение, утрата, защита сервитутов.
Основания возникновения сервитутов:
1. Договор.
2. Давностное владение (так называемая узукапия – usucapio), т.е. если лицо фактически осуществляло сервитутное право в течение 10 или 20 лет. Закон Скрибония 149 г. до н.э. отменил правило об установлении сервитутов по давности владения, что преследовало цель максимального освобождения земельной собственности от обременений.
3. Судебное решение (например, при разделе общей собственности).
Прекращение сервитутов:
1. Погасительная давность, т.е. если лицо не использовало личный сервитут в течение 2 лет, а земельный – 10 лет (движимые вещи) или 20 лет (недвижимые вещи).
2. Отказ сервитуария использовать сервитут.
3. Гибель или порча служащей вещи.
4. Конфузио, т.е. совпадение собственников служащей и главной вещи (confusion – слияние).
5. Переход служащей вещи в разряд внеоборотных.
6. Личныесервитутыпрекращалисьсмертьюуправомоченного лица. Если установлен в пользу юридического лица, то прекращается по истечении 100 лет.
Прекращение сервитута влекло восстановление права собственности в прежнем объёме.
Эмфитевзис и суперфиций.
Близки к сервитутам вещные, отчуждаемые, передаваемые по наследству права долгосрочного пользования чужой землей: эмфитевзис (emphyteusis) – сельскохозяйственные земли для обработки и суперфиций (superficies) – городские земли для застройки. Эти права отличались от сервитутов широтой содержания и долгосрочностью действия: если устанавливался эмфитевзис или суперфиций, владелец не мог распоряжаться своим участком. Его право возвращалось только после прекращения действия эмфитевзиса или суперфиция.
Эмфитевзис являлся вещным правом на отчуждаемую собственность, которое переходило по наследству и понималось как долгосрочная наследуемая сдача земель в аренду; во времена Юстиниана право охватывало также аренду государственных земель и земель корпораций. Арендатор имел право пользоваться землей и (в отличие от узуфрукта) изменять характер участка (без ухудшения качеств), собирать урожай, закладывать, отчуждать и передавать по наследству. Но право отчуждения было ограничено: арендатор обязывался предупреждать собственника земли о предполагаемом отчуждении эмфитевзиса.
У собственника было исключительное право преимущественной покупки эмфитевзиса в течение двух месяцев. По закону собственник имел право при отчуждении эмфитевзиса на получение двух процентов от покупной цены. Отношения между собственником и арендатором предполагали своевременную выплату арендной платы и внесение государственного земельного налога. Если арендная плата не вносилась в течение трех лет согласно закону эмфитевзис досрочно прекращался.
Суперфиций являлся вещным правом на отчуждаемую собственность в городах, но, в отличие от эмфитевзиса, суперфиций давал право возведения строения на чужом городском участке и право пользования этим строением. Суперфиций основывался на принципе римского права, гласившем, что «строение следует за землей», то есть если земля принадлежит собственнику, то и право собственности на строение принадлежит собственнику земельного участка.
Собственник суперфиция имел те же права, что и собственник эмфитевзиса. Иски для защиты эмфитевзиса и суперфиция были аналогичны прочим искам для защиты прав собственности.
Залоговое право.
Одной из разновидностей прав на чужие вещи являлось залоговое право, цель которого состояла в обеспечении исполнения обязательств. Залоговым правом называлось право преимущественного обращения взыскания на заложенную вещь при неисполнении договорных обязательств, вне зависимости от того, продолжает ли она принадлежать должнику на момент иска. Это условие создавало «абсолютную» защиту залогового права, позволяя взыскивать с любого человека, у которого на момент предъявления иска оказался в собственности предмет залога. Истребованию залога отдавалось предпочтение перед всеми другими требованиями. Вещь, заложенная собственником, продолжала считаться предметом залога.
Залоговое право предназначалось для обеспечения выполнения обязательств, гарантируя на случай неисполнения какого‑то обязательства имущественный взнос, достаточный для возмещения ущерба, назависимо от прочих исков третьих лиц к нарушившей стороне. По сути, залоговое право было дополнительным (акцессорным) по отношению к основному праву, обеспеченному залогом, и существовало лишь по той причине, что имелось обязательство, которое обеспечивал залог.
Появилось залоговое право еще в архаичном праве как сделка fiducia cum creditore, суть которой заключалась в передаче объекта залога на праве собственности с помощью манципации для обеспечения долга с условием, что после возвращения долга или исполнения иных обязательств заложенная вещь будет возвращена владельцу. При возвращении долга должнику давали иск к кредитору на возврат залога. Право защищало не залогодателя, а залогодержателя, который мог продать вещь, но обязывался только выплатить возмещение ущерба, а не вернуть саму вещь, стоимость которой нередко во много раз превышала одолженную у кредитора сумму.
Другой формой залога был ручной заклад (pignus), в этом случае вещь передавалась не в собственность, а в держание, охраняемое владельческой защитой. Условием передачи было обязательство вернуть вещь после исполнения обязательства. Если залогодержатель каким‑то образом лишался вещи, у него были проблемы с ее возвратом, а залогодатель, конечно, тоже терял свою собственность.