Установление и прекращения владения.
Приобретение вещи во владение строго регламентировалось законом. Для конкретного лица владение считалось установленным с момента, когда у него соединились и телесный момент, и владельческая воля в качестве намерения относиться к вещи как к своей. В свою очередь, для установления намерения, с которым конкретное лицо обладает вещью, требовалось выяснить правовое основание, которое привело его к обладанию данной вещью.
Если один человек получил вещь путем покупки, сопровождавшейся передачей вещи продавцом, а другой получил такую же вещь по договору найма во временное пользование, то, осуществляя пользование вещью и даже совершая внешне одинаковые действия, они производят различные по основаниям действия: действия первого человека являются показателем владельческой воли, действия второго служат выражением его зависимого держания. Сами основания владения не есть нечто неизменное, их можно было изменить, заключив соответствующие договоры. Договор найма путем приобретения полного права владения можно превратить в договор владения.
Приобрести вещь во владение можно было как лично, так и через посредника (опекуна, представителя, поручителя), для этого посредник обязательно должен был иметь полномочие приобрести владение для другого лица по закону или договору и иметь намерение приобрести вещь для него, а не для себя.
Эти оговоренные заранее условия однозначно указывали на реального владельца и исключали случаи неоднозначности, когда было непонятно, кого считать владельцем и с какого момента: с момента, когда вещь приобретена посредником, но представляемый об этом еще не знает, именно его закон признает владельцем; утрата владения, осуществленного через представителя, признавалась после прекращения возможности реально обладать вещью и владельцем, и его представителем, то есть пока любой из них мог проявлять свою власть над вещью, она находилась во владении представляемого.
Владение считалось утраченным, если утрачивался один из необходимых элементов: либо сама вещь выходила из обладания владельца, либо владелец выражал желание прекратить владение (отчуждал вещь). Владение также прекращалось в случае гибели вещи или превращения ее во внеоборотную вещь.
Защита владения.
Римский закон защищал права владения; права держания защищались только в том случае, если защиты требовал не держатель, а сам владелец. Защита владения осуществлялась обычно в два этапа: сначала следовал поссессорный иск, устанавливающий факт владения, затем преторский процесс, основанный на издании интердиктов (запрещений).
Владельческий процесс (поссессорный) рассматривал по иску только факт владения, но оставлял незатронутым вопрос, кому принадлежит право на владение данной вещью. Иногда владельческого процесса было достаточно, чтобы установить принадлежность вещи, и незаконный владелец мог ее возвратить законному. Чаще следом за первым этапом требовалось подать собственнический иск, устанавливающий право собственности на данную вещь.
Если законному владельцу удавалось предъявить неоспоримые доказательства прав своего владения, ему удавалось истребовать вещь у фактического владельца. Владельческие процессы исходили из принципа, что лицо, которое пользуется вещью, относится к ней как к своей.
Доказывать неправомочность такого владения должна была другая сторона, приводя основания, по которым фактический владелец не имеет права на владение, и данная вещь должна быть у него изъята. Если поссессорный (вещный) иск ситуацию не разрешал, ущемленный в правах мог подать петиторный иск к ошибочно установленному владельцу вещи, доказывая свои права на нее. На этом этапе в процесс вмешивался претор, имеющий право издавать интердикты (запрещения) на совершение или прекращение каких‑то действий, нарушающих общественный порядок и интересы граждан.
Претор издавал интердикты: в архаичном праве – после фактической проверки права владения просителя на оспариваемую вещь как прямое и категорическое указание передать вещь реальному владельцу; в праве периода республики – как условные распоряжения на случай, если подтвердятся доводы просителя. Условные интердикты вменяли возврат вещи или запреты на пользование вещью или на посягание на вещь при условии, если претензии истца обоснованны и требовали подачи собственнического иска.
Понятие права собственности и развитие этого института в Риме. Содержание права частной собственности.
В Древнем Риме для обозначения права собственности использовали термин dominium, а позже, в период зрелой республики, появился термин proprietas. Термин dominium можно рассматривать как нерасчлененное квиритское право владения, а proprietas ближе к современному пониманию права собственности. Право собственности предполагает субъект владения, то есть лицо, обладающее некой вещью, и объект владения – саму вещь, а главным качеством права собственности является соединение абсолютного господства лица над вещью с правом распоряжаться ею по своему усмотрению (продать, обменять, заложить, уничтожить).
Основными правомочиями собственника считались:
– jus utendi – право пользования вещью;
– jus fruendi – право извлечения плодов естественных и цивильных (дохода);
– jus abutendi – право распоряжения судьбой вещи;
– jus possidendi – право владеть вещью;
– jus vindicandi – право истребовать вещь из рук каждого ее фактического обладателя, безразлично – владельца или держателя.
По римскому праву все вещи, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объектом права собственности, четко разделялись на манципируемые и неманципируемые. К манципируемым вещам относились земли, рабы, крупный домашний скот, земельные сервитуты; к неманципируемым – все остальные вещи, не связанные с общей семейной собственностью, наиболее точно можно их обозначить как личные вещи. Существовала категория вещей, не подпадавшая ни под манципируемую, ни под неманципируемую, это были вещи, находившиеся в общем пользовании (воздух, море и др.), ряд хозяйственно важных вещей (общественная земля), эта категория находилась вне имущественного, торгового оборота.
Для каждой категории вещей существовали правила передачи прав на них: отчуждение манципируемых вещей происходило путем манципации, что предполагало некую процедуру с проведением сложного обряда, неманципируемые вещи просто обменивались на деньги (первоначально медь), то есть продавались и передавались новому владельцу.
К манципируемым и неманципируемым вещам применялся также формальный способ передачи права собственности путем обряда, который представлял собой фиктивный судебный спор, проводящийся в присутствии претора.