Необходимые условия для заключения брака
Законный брак предполагал соблюдение ряда условий.
Он мог заключаться только с согласия жениха, невесты и их домовладык. При этом в случае, если жених с невестой желали заключить брак, а домовладыки чинили им препятствия и не давали разрешения, запрет разрешалось оспорить через магистрат.
Брак заключался только при достижении женихом и невестой брачного возраста (для женщины – 12 лет, для мужчины – 14 лет), сговоренные браки между детьми не допускались.
Препятствием для брака был не прекращенный предыдущий брак, то есть мужчина или женщина могли заключить брак, если на данный момент они были свободны.
Законный брак предполагал брачные отношения только между римскими гражданами; таким образом, до правления Юстиниана законными не считались браки между квиритами и перегринами, между гражданами и негражданами Рима, и на протяжении всей истории Рима – между гражданами и рабами. С рабами и рабынями можно было сожительствовать, но нельзя было создать семью на законных основаниях.
Законный брак запрещал близкородственные браки, и особенно – браки людей, состоящих в родстве первой степени, в том числе и браки между братом и женой его умершего брата, которые фактически не имели кровного родства, но юридически находились в кровном родстве. Ничтожными признавались все браки по прямой линии, восходящей или нисходящей (между отцом и дочерью, между сыном и матерью, дедом и внучкой, в том числе ставшими в силу усыновления дочерью или внучкой); этот запрет ставил препятствие для возможного инцеста. Браки по боковой линии родства допускались.
Запрещались «должностные браки», то есть браки между магистратом провинции и гражданкой этой провинции, поскольку римляне видели в таких браках возможность давления должностного лица на подчиненную его власти женщину.
Имущественные права супругов
В праве до правления Юстиниана существовали два вида брака:
1) брак cum manu, то есть брак с мужней властью, когда жена поступала под власть мужа (или его домовладыки, если муж сам был подвластным лицом), разделяла одинаковые права с детьми мужа;
2) брак sine manu, когда жена оставалась подвластной прежнему домовладыке или была самостоятельным лицом.
При браке cum manu власть мужа была неограниченной, но со временем она стала менее жесткой и безраздельной, супруг был лишен некоторых специфических прав – таких как убийство или продажа жены, в которой он разочаровался.
Брак cum manu рассматривал как личную собственность не только саму женщину, но и все имущество, которое она принесла с собой, это имущество поступало в полную собственность мужа и нераздельно сливалось с имуществом, принадлежавшим ему до брака. Если по каким‑то причинам брак расторгался, имущество женщине не возвращалось, и лишь в порядке наследования в случае смерти мужа вдова получала так называемую выделенную часть, а основное наследство делилось между сыновьями умершего и родственниками мужского пола, имевшими право наследования.
Брак sine manu был аналогом сожительства, одобренного законом, был основан на желании создать семью, родить и воспитывать детей. При таком типе брака жена не поступала под власть мужа, а оставалась под властью своего отца, входила в состав прежней семьи или же, если прежде имела самостоятельность, сохраняла эту самостоятельность и вступив в брак. По закону она получала имя и сословное положение мужа, обязана была жить там же, где и ее муж.
Сильнее всего брак sine manu отличался в подходе к имуществу жены. При таком браке имущество супругов оставалось раздельным. Муж не имел права даже управлять имуществом жены, а если она желала такого управления, то должна была передать ему имущество для этого управления, составив договор управления: в браке sine manu отношения между супругами были договорными. Если жена за время брака совершала приобретения, они не становились ни собственностью мужа, ни общей собственностью семьи, а считались поступлением в имущество жены.
Отцовская власть.
По римскому праву самостоятельным лицом считался только глава семьи – отец; сыновья и дочери были лицами подвластными. Сын в семье был полностью подчинен отцу независимо от возраста и состояния в браке, хотя он и имел status libertatis (свободу), status civitatis (гражданство) и мог занимать публичные должности (кроме сенаторской). Сын вполне мог иметь собственных детей, но не обладал властью над этими детьми, пока жив его отец, распространяющий на него свою власть. Официально внуки оказывались под властью деда.
Отцовская власть касалась только детей от законного римского брака и не касалась детей, родившихся в конкубинате. Дети от конкубината могли признаваться законными, если были усыновлены своим отцом, как и любые другие посторонние лица. Власть отца над детьми возникала с рождением ребенка от родителей‑римлян только в законном браке.
Условия для появления полной отцовской власти (и имущественных прав детей на наследство) можно выделить:
– она возникала с момента рождения ребенка в законном браке, если не было доказано, что отцом ребенка не является муж данной женщины;
– при усыновлении чужого ребенка, если мужчина был независимым и обладал полной отцовской властью, а усыновляемый был младше усыновителя минимум на 18 лет, либо по императорскому рескрипту с подтверждением магистратом отсутствия ухудшений условий жизни усыновляемого, либо при усыновлении ребенка, уже находящегося под отцовской властью, для чего в судебный протокол вносился текст соглашения с прежним домовладыкой, имевшим права на этого ребенка;
– при признании отцовства и полной отцовской власти над детьми от конкубины, что могло происходить в нескольких формах – в результате превращения конкубината в законный римский брак, по императорскому рескрипту; при вступлении совершеннолетнего сына в члены муниципального сената; при замужестве взрослой дочери за членом муниципального сената.
Причем на протяжении римской истории права и обязанности родителей и детей значительно различались: в древности отец имел над детьми право распоряжаться их жизнью, мог продавать детей, но позже от абсолютной власти осталось право отца на безоговорочное подчинение детей и применение к ним наказаний, а от детей требовалось безоговорочное послушание и уважение. В то же время родители и дети имели взаимные обязательства предоставлять друг другу алименты в случае необходимости.